Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение логических аспектов редактирования



Значение логических аспектов редактирования для редак­торской работы многогранно.

Во-первых, редакторский анализ и оценка текста должны быть логичными. Иначе критика текста не будет доказатель­ной и убедительной для автора.

К сожалению, редакторские заключения на практике не­редко не отвечают элементарным логическим требованиям. Например, одно из них кончалось таким выводом:

Данная работа непригодна для издания, так как она не может служить путево­дителем для иностранных туристов.

Редактор, написавший эти строки, был, вероятно, уверен, что его вывод неотразим. Хотя его тезис «работа не может служить путеводителем для иностранных туристов» еще тре­бует доказательств, почему он не может служить именно в таком качестве. Поэтому в качестве причины надо было при­вести доводы непригодности работы для той цели, на кото­рую она рассчитана, и лишь тогда делать вывод о непригод­ности работы к изданию.

Во-вторых, сам предназначенный к изданию текст дол­жен быть логически безупречным, лишенным противоре­чий, доказательным. Иначе он окажется несостоятельным. Например:

Отражается на профессиональном чтении, как установлено, и разница в уровне образования: в группе инженеров и техников этот уровень в це-


лом ниже, чем у педагогов (по данным исследований, большинство инже­неров и техников имеют среднее образование, часть этой группы - прак­тики).

Этот фрагмент из научного издания, подводящего итоги конкретно-социологического исследования чтения, вряд ли можно признать логически состоятельным.

В самом деле, инженер — это специалист с высшим об­разованием. Каким же образом он входит в группу тех, у кого образование среднее? Почему автор написал именно так? Вероятно, потому, что имел в виду инженеров не по образованию, а по должности. Но тогда так и следовало написать.

А точно ли утверждение, что большинство занимающих инженерные должности имеет среднее образование? По­скольку никаких оговорок автор не привел, приходится сде­лать вывод о чрезмерном обобщении. Автор явно имел в виду только тех, кто входил в исследуемую группу, а получилось, что таково общее положение в стране.

Зная причины логических погрешностей текста, легко предложить, как их устранить:

...( в исследовавшейся группе специалистов, занимающих должности инже­неров и техников, большинство имеет среднее образование, часть этой груп­пы - практики).

Примеры логических погрешностей и несуразностей в печатных изданиях можно приводить без конца. Поскольку авторы в своих текстах обычно что-то доказывают, опровер­гают, формулируют определения, классифицируют, т.е. со­вершают логические действия, то они должны считаться с законами логики; иначе их действия окажутся ущербными. Редактору же приходится проверять соответствие текста пра­вилам логики.

В-третьихредактор, предлагая автору поправки в его тек­сте, только тогда будет делать это безупречно, когда его ана­лиз допущенной автором погрешности будет логически точ­ным, вскрывающим ее причины.

Можно сформулировать такое положение:

Поскольку работа редактора — работа умственная, она может быть успешной только тогда, когда редактор соблюда­ет законы и правила логики.

В-четвертых, логическая культура читателей зависит во многом от логической культуры текстов в книгах, журна­лах, газетах. Логику изучает, ее законами и правилами вла­деет относительно небольшая часть людей, читателей в том числе. И хотя нельзя забывать слова Гегеля о том, что «зна­ние логики столько же помогает мыслить, как знание фи­зиологии — переваривать пищу», можно с уверенностью утверждать, что логическая корректность печатных текстов формирует у читателей логически верное мышление. И на­оборот: логически несостоятельный текст препятствует формированию у читателей логически верного мышления. Итак, речь идет о значении анализа и оценки логических качеств текста редактором для логической культуры чита­телей.

Предмет главы

Этот предмет не краткий курс логики, приспособленный для редакторов, а главным образом приемы анализа и оцен­ки текста с логической стороны: речь пойдет о том, как ре­дактору строить свою работу над авторским оригиналом, что­бы выявлять логические погрешности текста и помогать ав­тору их устранять. Это тем более важно, что издания изоби­луют логическими погрешностями именно потому, что их редакторы не владели такими приемами. Об этом свидетель­ствуют многочисленные примеры низкого уровня логичес­кой культуры печатных текстов.

См. пример из газеты, приведенный в 11.4.2.


В нем вторая фраза, по замыслу автора или писавшего от­чет корреспондента, должна служить аргументом положения, содержащегося в первой фразе. Но состоятелен ли аргумент? Ведь из первой фразы можно понять, что с ростом выпуска литературно-художественных книг увеличивается пропорци­онально и число хороших среди них. А подтверждается это во второй фразе тем, что издательство «Вагриус» подготовило к выпуску энциклопедию, которая будет вкладом в историчес­кую литературу. Во-первых, книга еще не вышла и ее оценка как хорошей еще впереди. Во-вторых, книга историческая, а не литературно-художественная — каким же образом она может подтвердить рост числа хороших книг среди книг ли­тературно-художественных? Логическая связь между двумя фразами несостоятельна.

Другой пример (из еженедельника «За рубежом»):

Разумеется, антикоммунизм не новый враг для рабочего класса. Первые столкновения с ним произошли еще на заре рабочего движения. Буржуазия и феодальная аристократия начали травлю идей коммунизма еще до появления на свет «Коммунистического манифеста». Первый антикоммунистический про­цесс состоялся в Кельне в 1852 году - всего через четыре года после опубли­кования этого великого документа марксизма.

В качестве доказательства травли коммунизма до выхода «Коммунистического манифеста» автор привел первый ан­тикоммунистический процесс, который, как он сам пишет, состоялся через четыре года после этого выхода. Казалось бы, очевидно, но редактор этого не замечает.

Особенно удивительны грубейшие логические погрешно­сти в газетах, где они встречаются довольно часто.

Вот корреспондент «Известий» пишет:

Не спеша прошмыгнула через причал и скрылась за дверью крыса.

Удивительная крыса: умудрилась двигаться стремитеьно и не спеша.

«Комсомольская правда» поделилась с читателями такой тайной:

Ни один человек про это не знал, только двое знали.

Комментарии излишни.

Не уступает подобному откровению «Огонек»:

Вот она подлинная дружба, рядом с негритянкой танцуют белорус, голландка, индианка.

Областная газета поражает еще пуще:

Теперь попытаемся представить себя в роли счастливых родителей - у кого это первенец (дай бог не последний!), а у кого виновника торжества дома ждет братишка или сестренка.

Информационное издание всерьез сообщает:

В печатной продукции по вопросам техники существенное значение при­обрели многочисленные неопубликованные материалы (в первую очередь от­четы о выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­ботах).

Каким образом неопубликованные материалы приобре­ли такое значение в печатной продукции, к которой они отношения не имеют, знает только автор текста. Почему его не спросил об этом редактор? Скорее всего, только по­тому, что не владел приемами проверки логических качеств текста.

Но, пожалуй, всех превзошла газета «Советская Россия», которая в давнем номере (1968. 29 марта), сообщая о поезд­ках Юрия Гагарина, напечатала такой диалог корреспонден­та с ним о поездке на Кипр:

- Пожалуй, любопытна была встреча на Кипре, - сказал он. - В городе Лимасола, помнится, меня любовно назвали Икаром космоса.

- И что же вы ответили?

- Что у Икара были крылья, слепленные из воска - материала не очень-то стойкого. Космические же корабли делаются из прочнейших современных металлов. Именно такие металлы производятся руками наших рабочих, инже­неров, ученых. Советский народ - вот кого по праву надо называть Икаром космоса.

Трудно судить, допущена логическая несуразица Гагари­ным или это выдумка корреспондента, но она налицо. Как можно называть советский народ Икаром космоса, раз это противоречит мысли Гагарина, который-то не согласился сравнивать себя с Икаром как раз именно потому, что слеп­ленные из воска крылья привели к краху полета. Но тогда как же сравнивать с ним советский народ?

Примеры анекдотического логического неряшества мож­но приводить бесконечно. Они смешны, но приведены не ради желания посмешить, а для того, чтобы показать, что раз редакторы этих текстов не замечают в них грубых логичес­ких погрешностей, значит, они не владеют приемами, кото­рые помогают выявлять логические ошибки, без чего их не устранить.

Но не только газетная спешка порождает логические ошибки. И в относительно неспешно подготавливаемых к изданию книгах встречаются логические промахи, не заме­ченные редакторами. Например:

Голословные утверждения всегда считались пустопорожним занятием.

Это утверждает профессор доктор наук Е. Н. Зарецкая в книге «Риторика: Теория и практика речевой коммуникации» (3-е изд., испр. М., 2001) на с. 108 в главе «Логико-речевое доказательство». Справедливость этого утверждения более чем сомнительна. Ему противоречат факты. Люди нередко стараются добиться своих целей голословными утверждени­ями, прибегая к ним как к средству хотя и незаконному, но порой весьма эффективному. Таким тезис Е. Н. Зарецкой мо­жет расцениваться только с позиции тех, кто стремится к ис­тине. Так что без оговорки фраза Е. Н. Зарецкой логически несостоятельна.

Задачи редактора. Две задачи стоят перед редактором при анализе текста с логической стороны: первая — осознать, не пропустить мимо сознания каждый случай логической связи между понятиями или суждениями в тексте, зафиксировать, выявить эту связь; вторая — проверить правильность выяв­ленных, зафиксированных логических связей.

Приемы решения этих двух задач и есть предмет настоя­щей главы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.