Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установление причин отрицательной или сниженной оценки и поиски средств ее изменения



Установив расхождение между желательным и предполага­емым воздействием текста на читателя, между требованиями к содержанию и форме текста и теми качествами, которыми последние обладают, между исполнением и замыслом, редак­тор стремится отыскать причину такого расхождения в тексте.

Это необходимо, прежде всего, потому, что только так можно выяснить, в чем источник неудач автора, обобщить характер такого или таких их источников и тем самым по­мочь автору наметить программу совершенствования фраг­мента текста или текста в целом.

Это необходимо также потому, что в случае, когда редак­тору приходится помогать автору не только критикой, но и конструктивным советом — предлагать вариант исправления, он может сделать требуемое точно и быстро, лишь хорошо разобравшись в причине названного выше расхождения. Интуитивная, неосмысленная правка, правка на основе субъективных впечатлений, как правило, грешит неточнос­тями, ведет к искажениям авторской мысли.

Отыскать же и точно сформулировать причину расхожде­ния между замыслом и исполнением можно только на осно­ве специального анализа текста.

Если бы, например, редактор счел фразу об определении объема понятия «читатель» не удовлетворяющей требованию непротиворечивости, то ему пришлось бы ее анализировать, чтобы отыскать и сформулировать причину противоречия, не­согласованности внутри текста, между двумя частями фразы.

Проведя такой анализ, редактор, вероятнее всего, посчи­тал бы, что части фразы противоречат друг другу по одной из трех возможных причин:

1. Либо авторы имели вначале в виду тех, кто преимуще­ственно читает художественную литературу. Тогда подобное ограничение действительно оказывается несостоятельным именно потому, что многие специалисты читают преимуще­ственно специальную литературу, а из числа читателей их исключить все же трудно.

2. Либо авторы подразумевали в начале фразы ограниче­ние понятия «читатель» не лишь теми, кто обращается к ху­дожественной литературе, а теми, кто обращается лишь к художественной литературе. Такая логико-стилистическая ошибка относится к числу распространенных, а то, что это, возможно, именно такая ошибка, мы старались показать выше, в конце подраздела 5.1. Парадокс в том, что авторы обычно читают текст, в котором логически акцентирующее слово стоит не на месте, как верно передающее их замысел, хотя на самом деле этого нет (примеры см. также в подразде­ле 13.3.2).

3. Либо, наконец, авторы выдвинули не то обоснование, и нужно заменить его другим, хотя бы таким: неверно исклю­чать из разряда читателей человека, который читает полити­ческую, публицистическую, специальную литературу, но не раскрывает романы и повести, стихи и поэмы, рассказы и пьесы.

В первых двух случаях неточно сформулировано основ­ное положение, в третьем — его обоснование.

Ограничение объема понятия «читатель» теми, кто читает только художественную литературу, хотя и возможно, но не очень вероятно. Вряд ли вообще люди, читающие исключи­тельно художественную литературу, составляют значитель­ное число: в газеты и журналы заглядывают почти все.

Что же касается обоснования, то мы уже пришли к выво­ду, что авторское обоснование возможно.

Тогда единственной причиной остается нечеткое ограни­чение круга читателей в первой части фразы. Речь может и должна идти только о тех, кто преимущественно читает худо­жественную литературу.

Обосновывая, в чем причина противоречия между двумя частями фразы, мы уже невольно сформулировали, что надо сделать, чтобы устранить эту причину,— вставить слово пре­имущественно перед словами художественную литературу в первой части фразы:

Мы не считали верным также ограничивать понятие «читатель» лишь теми, кто обращается преимущественно к художественной литературе, так как в чте­нии значительной части людей, особенно специалистов, вероятнее всего, пре­обладает литература по специальности.

Устранить причину противоречия в разобранной нами фразе было сравнительно просто главным образом потому, что несложно само противоречие, тот недостаток, который вызвал необходимость в исправлении. Но так бывает далеко не всегда, и редактору требуется еще и еще раз анализиро­вать текст, прежде чем будет найдено, каким путем устранить причину расхождения между замыслом и исполнением, меж­ду желательным результатом чтения и предполагаемым.

К тому же надо, чтобы этот путь вызывал минимальные изменения текста, как можно меньше отдалял исправленный текст от авторского. Это условие имеет глубокое психологи­ческое обоснование. Каждый человек обладает своим, инди­видуальным строем мышления, накладывающим не всегда заметный отпечаток на речь этого лица. Свойственно это и автору и редактору. Их стили мышления и речи полностью совпадать не могут. Зачастую они различаются существенно. И именно поэтому так важно, чтобы редактор проник в осо­бенности стиля автора, отрешился от своих пристрастий и индивидуальных черточек и, наподобие актера, сыграл роль автора, т.е., подыскивая путь, как устранить причину расхож­дения между замыслом и исполнением, выбирал такие язы­ковые средства, которые сродни авторскому стилю, хотя, может бьггь, и чужеродны редактору.

Такая задача — уже искусство и искусство очень сложное, требующее от редактора глубокого проникновения в психо­логию авторскую и свою (см. подробнее в гл. 14).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.