Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структурная схема текста



Глава 3

СТРУКТУРА РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА ПО ЕДИНИЦАМ ТЕКСТА

Текст — это, безусловно, такое единство, в котором все взаимосвязанно.

X. Вайнрих

Структура текста необычайно сложна. Его единицы могут быть выделены не по одному, а по многим признакам.

Во-первых, текст произведения — это запечатленная речь, выраженная языковыми средствами. И как таковой он скла­дывается из единиц речи — высказываний, представленных единицами языка — словами, словосочетаниями, предложе­ниями, фразами. В последних слова и предложения связаны между собой синтаксически.

Во-вторых, текст произведения — это запечатленная мысль. И как таковой он складывается из единиц мышле­ния, или логических единиц: понятий (имен), суждений (выс­казываний), умозаключений и их систем (в частности, дока­зательств или опровержений), связанных логическими отно­шениями.

В-третьих, текст произведения — это не случайный на­бор фраз, а композиционное целое, в котором фразы свя­заны между собой композиционными, структурно-логиче­скими отношениями и образуют разного ранга сверхфразо­вые единства. Каждое такое единство потому и называется единством, что все входящие в его состав фразы объедине­ны в целое общей темой и следуют одна за другой в поряд­ке, который определяется либо временной последователь­ностью отражаемых в речи событий (повествование), либо структурными связями между сторонами, частями, элемен­тами отражаемого в речи объекта, предмета, явления (опи­сание), либо отношениями логического следования (рассуж­дение).

Группа сверхфразовых единств (описаний, повествований, рассуждений), в свою очередь, объединяется в сверхфразо­вое единство старшего ранга общей более крупной темой в порядке, который определяется теми же принципами, что и в элементарном сверхфразовом единстве, т.е. как части либо повествования, либо описания, либо рассуждения.

В-четвертых, текст произведения — это рубрикационно- графически оформленное сочетание слов, предложений, фраз и т.д. В этом качестве текст состоит из абзацев, параграфов, глав, разделов, частей.

Таким образом, текст состоит из речевых, логических, композиционных и рубрикационных единиц. Они могут ча­стично между собою совпадать (слово и понятие, предложе­ние и суждение, сверхфразовое единство старшего ранга и параграф, элементарное сверхфразовое единство и абзац), но совпадают далеко не всегда (понятием, например, может быть и слово и словосочетание, предложение может и не быть суж­дением и т. д.).

Кроме того, указанные единицы текста объединяются и разделяются на другие единицы по самым различным при­знакам, которыми характеризуется текст (см. об этом ниже).

Изучая текст, редактор подвергает анализу сначала слово как единицу речи и как логическую единицу или ее состав­ную часть, затем словосочетание, предложение, фразу и бла­годаря этому усваивает смысл указанных частей текста.

Сверхфразовое единство выступает для редактора как це­лое, состоящее не просто из речевых единиц, а из речевых единиц, объединенных композиционной связью (темой и отношениями следования как своеобразным преломлением развития этой темы).

На каком-то этапе сверхфразовое единство старшего ран­га становится и рубрикационной единицей (параграфом или главой), хотя не исключено, что так может быть и с элемен­тарным сверхфразовым единством. Рубрикационное члене­ние текста графически выражает и закрепляет его компози­ционное членение на высших ступенях (их соответствие не­обходимо).


Редакторский анализ более крупных, чем фраза, частей текста и всего произведения в целом никак не может быть сведен к сумме анализов составляющих их фраз. Да и анализ фразы не может быть полноценным, если ведется изолиро­ванно, без учета ее связей с другими фразами текста, а через группу объединенных одной темой фраз с другими группами и далее с текстом всего произведения.

Смысл отрывка текста, фразы которого объединены об­щей темой, — это не сумма смыслов фраз этого отрывка, а новое качество, новый смысл, который рождается из смысла этих фраз и связей между ними. Смысл каждой фразы влива­ется в целое, преобразуясь в нем.

«Аналогично тому, как смысл целого предложения не ра­вен сумме значений отдельных слов, — пишет А. Р. Лурия в «Основных проблемах нейролингвистики» (М., 1976), — смысл целого высказывания не исчерпывается значением отдельных предложений» (с. 149).

И в другом месте: «Всякий связанный отрывок текста представляет собой не просто последовательность фраз, а заключает общую мысль, являющуюся выводом из всего со­общения в целом. Поэтому понимания значения каждой отдельной фразы еще недостаточно для понимания смысла всего текста. Для того чтобы достигнуть этого конечного результата, субъект, воспринимающий сообщение, должен выполнить определенную работу: он должен проанализиро­вать и сопоставить включенные в текст части, выделить веду­щие („ключевые") компоненты текста и, наконец, усмотреть в отдельных „кусках" информации, предлагаемой в изолиро­ванных фразах, общую мысль и подтекст сообщения» (с. 44).

Итак, можно выделить три основных элемента структуры текста и соответственно структуры его редакторского анализа:

1) слово (оно же может выступать как понятие или его часть, т.е. в качестве логической единицы);

2) предложение (оно же может выступать как высказыва­ние, т.е. единица речи, и как суждение, т.е. в качестве логи­ческой единицы);

3) сверхфразовое единство (оно, переходя от низшего ранга к высшим, может становиться и рубрикационной единицей, например параграфом).

1 2010

Анализ каждой из этих единиц текста зависит от анализа других единиц, так как между ними существует тесная связь и взаимозависимость.

Значение и смысл слов становятся до конца понятными только во взаимосвязи этого слова с другими в составе пред­ложения. Получается, что анализ предложения невозможен без анализа составляющих его слов, анализ же слов — без понимания их роли, места в предложении, связей с другими словами, т.е. без анализа предложения. Предложение тоже не может быть глубоко понято без анализа его связей с дру­гими предложениями фразы, а последняя — без анализа со­ставляющих его предложений. Точно так же и фраза не мо­жет бьггь глубоко понята без понимания ее места и роли в сверхфразовом единстве, в которое она входит, без анализа ее связей с другими фразами этого единства. Для понима­ния сверхфразового единства требуется анализ каждой из составляющих его фраз. Анализ же сверхфразового единства старшего ранга, в состав которого анализируемое сверхфра­зовое единство входит, требует анализа всех составляющих его сверхфразовых единств. Даже смысл текста произведения в целом надо извлекать самостоятельно, отдельно, ибо он не складывается механически из смысла составных частей.

Эта взаимосвязь и взаимозависимость единиц текста пре­допределяет структуру и схему редакторского анализа. Он протекает по единицам текста разного уровня таким обра­зом, что анализируемая единица постоянно соотносится с другими, одноранговыми и старшими, а также с составляю­щими ее единицами. Например, с чтением каждой фразы происходит не только движение вниз, к ее единицам, но и движение вверх, к предшествующим и последующим фразам. Изучая и оценивая очередную фразу, редактору необходимо соотносить ее с предыдущей (предыдущими), чтобы уяснить, в каких связях они находятся — объединены ли в сверхфра­зовое единство, являются ли частями единого структурного целого, или последняя фраза уже не входит в прежнее един­ство, а начинает собой новое. Закончив чтение выявленного им сверхфразового единства, уяснив его смысл, редактор со­относит его с предшествующими, чтобы определить, не об­разуют ли они сверхфразового единства старшего ранга, и уточнить место и роль в этом последнем анализируемого единства, что помогает глубже понять его. И так далее.

В литературном произведении каждая часть — это новое со­держание, и редактор постоянно его синтезирует и обобщает его, переходя от элементарных единиц к более крупным и сно­ва к мелким и от обобщений элементарных ко все более глубо­ким и важным, охватывающим главные идеи произведения.

Редакторское изучение рукописи ограничивается неред­ко частностями именно потому, что редактор не синтезирует содержания ее крупных сверхфразовых единств и подразде­лов, не объединяет частности, детали в обобщенное целое, которое нуждается в анализе и оценке не в меньшей мере, чем деталь. Из-за этого детали остаются для редактора глав­ным в произведении, а не частями целого. Их исследование и оценка оказываются неполными и нередко мелкими, ибо их роль в составе целого не вскрывается, а само целое редак­тор не строит, не видит и не исследует. Редактор в результате выполняет лишь элементарные свои функции.

Итак, необычайная сложность структуры текста произ­ведения (см. ниже ее схему) — в том, что он состоит из мно-

Структурная схема текста

Слово слово слово Слово слово слово
  3-я фраза     4-я фраза  
Слово слово слово Слово слово слово
  5-я фраза     6-я фраза  
Слово слово слово слово слово слово
  7-я фраза     8-я фраза  
Слово слово слово Слово   слово слово
  9-я фраза     10-я фраза  
Слово слово слово Слово   слово слово
  11-я фраза     12-я фраза  
Слово слово слово Слово слово слово
  13-я фраза     14-я фраза  
Слово слово слово Слово слово слово
1-я фраза

2-я фраза

1-е СФЕ

2-е СФЕ

3-е СФЕ
1-е СФЕ >2-го ранга


гообразных единиц, которые делятся на самые мелкие и объединяются в крупные наподобие того, как сложные ве­щества делятся на более простые, те — на молекулы, моле­кулы — на атомы, атомы — на элементарные частицы, и, наоборот, частицы соединяются, синтезируются в атомы, атомы — в молекулы, молекулы — в простые вещества, а те во все более и более сложные. Каждая единица текста, об­ладая известной самостоятельностью, — в то же время часть более крупной (сложной) единицы и всего произведения в целом. Все это и предопределяет сложность структуры ре­дакторского анализа текста по его единицам.

Ко всем описанным сложностям структуры текста добав­ляется еще и та, что единицы текста неравнозначны по роли в тексте и его частях (главах, параграфах, сверхфразовых един­ствах). Так, текст делится на части, собственно несущие со­держание, и части, с помощью которых автор управляет вни­манием читателя, организует чтение, помогает выделить смысловые композиционные части, поддерживает интерес к содержанию произведения. Автор, например, остро и ярко ставит вопрос, ответа на который читатель, скорее всего, не знает, но в силу важности или остроты этого вопроса узнать захочет. Кроме того, различаются по роли в тексте вступи­тельные и заключительные его части. В срединной, основ­ной части текста нельзя не отделять центральные для содер­жания, важнейшие части от частей второстепенных.


Глава 4

СТРУКТУРА РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА ПО ЦЕЛЯМ АНАЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (ПРИ ОЦЕНКЕ РУКОПИСИ)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.