По традиции Сретенского монастыря день был не рабочим. Мы улучшили условия в лагере. Кухню и столовую мы решили разместить в доме у Виктора.
Мы решили, что этот день мы проведём в усердной подготовке к трудовым будням. А это значит, что мы проверили инструмент, которым собирались работать. Привезённым из Москвы триммером выкосили для удобства проходы к месту нашей стоянки. В приделе храма, который мы законсервировали, устроили импровизированный стол, на котором у нас всегда был чай со сладостями, чтобы в суровых условиях экспедиции не было ни минуты уныния. Выбрали место и развели костёр, у которого собирались ради духовных бесед, в частности, вместе с Виктором говорили о судьбах храмов Архангельской области. Отец Иона предложил храм в честь архангела Михаила полностью законсервировать, построив над храмом лёгкий фанерный дом, а рядом возвести новую часовню в честь архангела Гавриила, чтоб было, куда ходить молится.
Виктор, предлагая на домкратах приподнять кровлю храма и подвинуть её на своё место, рассказал о том, как у храма снесло крышу. В годы войны, когда немецкие бомбардировщики летали на Ленинград, часто под усиленным огнём нашего ПВО не могли сбросить свой смертоносный груз. Но возвращаться с бомбами они не имели права, и поэтому сбрасывали их на территорию Архангельской области. Множество бомб досталось Пачепельде, одна из них угодила в храм в честь архангела Михаила, и не разорвалась. Через много лет спасатели МЧС взорвали эту бомбу прямо внутри храма. Взрывная волна не тронула стен храма, и этой волной подбросило только крышу.
Уже на исходе дня, глядя на затухающее кострище, решили на следующий день отправиться на лодке по Онеге, сплавом доставить стройматериалы: брёвна и доски. Эту сложную работу должны были сделать сам Виктор вместе с нашим Иваном. Позже на фотографиях и видеозаписи мы увидели, как был доставлен груз. Янис спал на корме моторной лодки, Виктор – правил.
Легли пораньше, чтобы с новыми силами приступить к трудовым будням, нахваливая печёную картошку и талантливое исполнение песен.
Пятница, 3 августа
Если иногда и говорят, что русские долго запрягают, но быстро едут, то это, возможно, не про нас. В этот день мы больше были похожи на муравьёв снующих туда и сюда, но всё время по какому-то замыслу и с какой-то целью. То, что каждый день мы и благодарили Господа, и просили Его помощи, даже и говорить не приходится. Одновременно где-то готовился вкуснейший обед, по Онеге сплавлялся лес, вокруг храма рыли траншеи для того, чтобы осушить основание, а кто-то – наши милые девушки – рисовали и писали свидетельства о Крещении для предстоящего совершения Таинства.
Суббота, 4 августа
Для нас этот день оказался вовсе не днём покоя. Мы готовились вновь помогать отцу Ионе крестить народ, съезжавшийся со всей округи. Забавно звучало то, что к нам едут «люди из сказки». Дело в том, что рядом с Пачепельдой есть поселение Каска.
По нашему обычаю, Таинство было совершено в водах Онеги. Только в этот раз батюшка крестил ещё и двух младенцев, ради которых ему приходилось подниматься в гору, в дом, где было тепло и уютно. Девять душ присоединилось к Церкви Христовой.
Принимая к себе в гости, сами будучи в гостях, мы не только приготовили чай и московские сладости, но и рассказали собравшимся об основах нашей веры. Нельзя сказать, что люди всё понимали, но интерес был таким живым и неподдельным, что чувствовалось – рождается новый приход.
Сразу встаёт вопрос – куда будут ходить эти люди молиться и Причащаться. Где найдут пристанище и удовлетворение своих духовных нужд? Ответа, к сожалению, на этот вопрос нет, так как ближайший действующий храм находится в тысяче километров. Священнослужители в этих краях бывают крайне редко. Этим «нищим духом» придётся самостоятельно обретать свои храмы.
Мы же, в свою очередь, сделали что смогли. Наши краткие духовные беседы, надеемся, продолжатся чтением той разнообразной духовной литературы, которую мы привезли. Мы постарались завязать знакомства с местными прихожанами и продолжаем общение переписываясь.
Сейчас приятно вспомнить о том, как нас благодарили. Мы привыкли к тому, что благодарность бывает после исполнения какого-то дела или принесения какого-то дара. А у нас всё было наоборот. Кто-то выпекал и кормил нас пирожками, кто-то затопил нам баньку. Одна семья уступила нам свой дом. Гостеприимство исходило от каждого двора, и всё это – заранее, в ожидании исполнения Таинства.
Виктор заранее приобрел дом для «Общего Дела», ведь «вера - уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого».