Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы музыкальной деятельностьи и ее развития

Деятельность и музыкальная деятельность

Деятельность - это активный процесс овладения обществен­ным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жиз­ни человек осваивает различные виды деятельности, в результа­те которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.

Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью кото­рых осуществляется музыкальное и общее развитие. Виды музыкальной деятельности дошкольников реализуются на занятиях, в по­вседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процес­се досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Осмысление эмоциональ­но-образного содержания музыки углубляет, дифференцирует ее восприятие, воздействует на последующую исполнительскую или творческую деятельность детей, протекающую как во внутрен­нем плане, так и сопровождающуюся внешними действиями.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, твор­чество, музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Ис­полнительство и творчество осуществляются в пении, музыкаль­но-ритмических движениях и игре на музыкальных инструмен­тах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструмен­тах и т. д., а также специальные знания о способах исполнитель­ства.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенно­сти, предполагает овладение детьми теми способами деятельно­сти, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Кроме того, каждый вид деятельности служит средством раз­вития какой-либо музыкальной способности. С помощью вос­приятия музыки, различения эмоциональной окраски формиру­ется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слухо­вые представления) развивается с помощью тех видов деятель­ности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инстру­ментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспро­изведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятель­ности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей.

Осмысленность музыкального восприятия проявляется в умении прослеживать смену музыкальных интонаций (настроений, образов) и улавливать их соотнесенность, соподчиненность.

Перечислим основные элементы музыкально-эстетического сознания.

1. Потребность в музыке. Потребность (надобность, требующая удов­летворения) как стимулятор активности человека необходима в любой деятельности для самореализации и самоутверждения. Она является отправной точкой формирования и развития эстетического отношения ребенка к музыке.

2. Эстетическое переживание. Душевное состояние, вызванное ка­кими-либо сильными ощущениями, впечатлениями и выступающее для человека как событие собственной жизни. При слушании музыки у ребенка возникают положительные или отрицательные эмоции оп­ределенной силы, отражающие его психическое состояние.

3. Эстетическая оценка. Художественная форма отражения, пред­назначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты с точки зрения искусства. В данном случае - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, пережива­ниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения.

4. Музыкальность - это комплекс способностей, содействующих ус­пешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступ­ных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребенка. Главный признак музыкальности - способ­ность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.

Особое значение имеют различение высоты, тембра, силы и дли­тельности звуков, то есть тех музыкальных сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируются более сложные навы­ки. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных психи­ческих особенностей проявляется не в равной степени. Их эмоцио­нальный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь общий характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор. Слуховые представления высоты особенно успешно форми­руются, если упражнять детей в условиях ладовой настройки.

Основные музыкальные способности:

- способность переживать, различать, представлять и воспроиз­водить ладовые соотношения (ладовысотный слух);

- способность переживать, различать, представлять и воспроиз­водить музыкальный ритм (чувство ритма), позволяющая воспри­нимать музыку наиболее полно, разносторонне, исполнять ее точ­но, непринужденно и эмоционально.

Для осуществления музыкальной деятельности - слушания, ис­полнения и творчества - ребенок должен обладать следующими спо­собностями:

- способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его разви­тии) и дифференцированного (различие средств музыкальной выразительности);

- исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

- способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцеваль­ных импровизациях.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важ­на координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой ин­тонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Основная цель - научить ребенка выразительному, искреннему ис­полнению понятных ему несложных песен.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

- следует воздерживать детей от громкого пения, криков в повседневной жизни;

- необходимо обращать внимание на диапазон (нельзя исполнять трудные песни);

- дети не должны петь на улице при температуре -18 °С и влажности 40-60 %;

- дети могут исполнять не более 3-5 песен;

- тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям; мелодия должна быть простой, яркой;

- песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидак­тическим принципам.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется в музицировании, включающем в себя пение, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Как известно, психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им. Особенность музыкального восприятия заключается в том, что оно является эстетическим по своей направленности, то есть целенаправленным целостным восприятием произведений музыкального искусства как художественной ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Музыкальная деятельность понимается как активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей, как деятельность, особенностью которой является эстетическое целеполагание, заключающееся в возможности субъекта открыть для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание.

В музыковедении, музыкальной психологии и социологии восприятие – это сложный многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки. Сложность понятия “восприятие музыки” проявляется уже в том, что в существующей литературе нет единой терминологии в обозначении этого процесса, называемого как “слушание музыки”, “интеллектуальное восприятие”, “освоение музыки”, “музыкальное восприятие-мышление” и т.д. Некоторые исследователи даже разводят понятия “восприятие музыки” и “музыкальное восприятие”, считая первое проблемой психологии, второе - музыкознания. Многоуровневость, динамичность процесса музыкального восприятия проявляется в условном выделении таких его этапов, как возникновение интереса к произведению, установка на восприятие, понимание и переживание музыки, начальное осмысление музыкального произведения, углубленное восприятие, переосмысление, оценка, “катарсис”. Анализ музыкального произведения как деятельности, интересующей нас прежде всего в ее мотивационном аспекте, требует рассмотрения таковой с точки зрения мотивов этой деятельности. Согласно современным системным представлениям, искусство полифункционально и служит удовлетворению целого комплекса потребностей. В искусстве выделяют эвристическую, коммуникативную, социально-организаторскую, воспитательную, просветительскую, познавательную, прогностическую, оценочную, катарсическую, гедонистическую, развлекательную и другие функции. Каждый автор выделяет свой набор функций, порой без четкого критерия их определения. Так, Л.Н. Столович называет 14 функций искусства, Е.В. Назайкинский – 9, выделяя в музыкальном восприятии потребность в познании, творчестве, эстетическом наслаждении, а также функции: самовоспитание, художественное переживание, разрядку, компенсаторную функцию, функцию стимулирования других родов деятельности, формирование определенного тонуса, состояния, настроения . С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов видят главную функцию художественной деятельности в познании; А.Н. Леонтьев – в потребности очищения, “катарсисе”. В теориях познавательной природы эстетической потребности искусство определялось как один из способов познания действительности. В существующих ныне музыкально-психологических и музыкально-педагогических исследованиях прослеживается та же тенденция рассмативать музыкальное восприятие преимущественно в познавательном аспекте. Однако, рассматривая музыкальное восприятие как разновидность музыкально-познавательной деятельности, мы вслед за З.П. Морозовой, Н.Н. Гришанович, П.В. Анисимовым и др. считаем, что эта деятельность не
ограничивается познавательной мотивацией.

Специфической особенностью мотивов музыкальной деятельности является их функциональность, то есть направленность не на результат деятельности, а на сам процесс ее. Наше общение с “прекрасным” (произведениями музыкального искусства) происходит не ради какой-то цели, а потому, что для нас эти моменты “встречи” являются ценными сами по себе. Функциональный характер музыкальной потребности ставит под сомнение вопрос о самом ее существовании, который снимается положением А.Н. Леонтьева трактовать предмет потребности максимально широко, как то, на что вообще может быть направлена деятельность. Функциональные музыкальные потребности – потребность в эстетическом наслаждении, переживании, разрядке, создании определенного настроения и т.п. – в широком смысле также являются предметными, поскольку предметом выступает здесь само функционирование, сам процесс деятельности. Д.Н. Узнадзе в этой связи выделяет два вида поведения – “экстрогенное” и “интрогенное”, считая последнее областью художественно-творческой деятельности, поскольку чувство удовольствия в результате переживания, наслаждения “прекрасным” вызывается не результатом активности, а самим процессом. Анализируя структуру мотивации музыкальной деятельности, З.П. Морозова отмечает, что это “…система объективных и субъективных побуждений, включающих потребности как основной источник мотивации, отношение как выражение личностного смысла деятельности и собственно мотивы как материализованную потребность” . Соглашаясь в целом с такой трактовкой, мы, однако, считаем, что здесь не учтен целевой компонент, который придает направленность мотивации и служит ее системообразующим фактором. Более точным будет определять мотивацию музыкальной деятельности как систему побуждений, включающих потребность, как основной источник мотивации, мотив, как личностно смысловое ценностное, творческое, познавательное, коммуникативное отношение к музыкальной деятельности, направленное на удовлетворение потребности субъекта – достижение цели деятельности. Как утверждает эстетика, специфика художественной (музыкальной) деятельности заключается в том, что она содержит знания не об объективных законах реального мира, а о “значениях”, “смыслах”, “ценностях” музыкальных явлений для субъекта, включая в себя субъективное личностное отношение к отражаемому содержанию. Отмечая “универсальность” личностно смыслового отношения, А.Н. Леонтьев пишет, что оно “…реализуется деятельностью, проникающей за безразличность, объективность, равнодушность деятельности практической, теоретической, познавательной”. Задача эстетической деятельности, считает психолог, состоит не в познании объективных закономерностей, заключающихся в музыкальном объекте, не в тех эмоциях, которые обеспечивают это познание, но в открытии “эмоций для себя”, своего неповторимого смысла. Отличительная особенность музыкальной деятельности, по А.Н. Леонтьеву, в самой постановке такой задачи, не существующей в сфере нехудожественной деятельности. Личностно смысловое отношение как обобщенный мотив музыкальной деятельности включает в себя мотивы всех ее видов, рассмотренных ранее, а потому это отношение – творческое, ценностное, познавательное, художественное, осуществляемое в деятельности общения, коммуникации. Это общение с автором (композитором), исполнителем, другими субъектами в процессе восприятия музыки носит художественную направленность и определяется в литературе как “художественное общение”.

Подводя итог нашей попытке рассмотреть музыкальную деятельность в мотивационном аспекте, мы пришли к следующим выводам: восприятие музыки, лежащее в основе всех видов музыкальной активности личности, является полимотивированной деятельностью;музыкальная деятельность есть деятельность художественного общения, характеризующаяся личностно смысловым, познавательным, ценностным, творческим отношением к ней субъекта;спецификой мотивов музыкальной деятельности, вытекающей из природы данного вида искусства, является функциональность, т.е. направленность на сам процесс деятельности.


 

 

Ссылки :

· http://www.km.ru/referats/93A42AFA7BEE46E5AAE7DBDBFE2BF9EF

· http://5orka.ru/index/vidy_muzykalnoj_dejatelnosti/0-347

· Восприятие музыки: Сборник статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. 256 с.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.