Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура семьи и интеллект

 

Очень давно, еще в самых первых работах, появившихся в психологии индивидуальных различий, было показано, что интеллект ребенка связан со структурой семьи.

Впервые на это обратил внимание Гальтон, проанализировав в своей книге „Люди английской науки: их природа и воспитание" особенности семей членов Британского Королевского общества. Многие из выдающихся ученых оказались старшими детьми в семье, на основании чего Гальтон сделал вывод о более высоком развитии способностей у тех кто появляется в семье первым.

Спустя почти сто лет, эту работу стали активно вспоминать при обсуждении современных данных. Оказалось, что уровень интеллекта имеет тенденцию снижаться по мере увеличения порядкового номера детей, а распределение детей по интеллекту имеет экспоненциальную форму: самый высокий интеллект имеет первый (или, по некоторым данным, второй) ребенок, у тех, кто появляется за ним, интеллект последовательно снижается, а начиная с восьмого ребенка – немного повышается.

На основании этих данных был высказан ряд предположений. Первое из них касалось связи интеллекта и количества детей. Если у каждого последующего ребенка интеллект ниже, чем у предыдущего, то в больших семьях средний интеллект должен оказаться ниже, чем в семье с одним-двумя детьми. Это предположение проверялось в десятках исследованиях и как правило подтверждалось, хотя корреляции между интеллектом и количеством детей в семье обычно не превышают – 0,30. Доказательным для этой закономерности является сопоставление разных странах некоторых особенностей вербального интеллекта детей и уровня рождаемости (см. рис.26). Чем выше индекс рождаемости, тем ниже оказываются вербальные характеристики ребенка.

Второе предположение касалось причин, по которым может происходить снижение интеллекта детей при увеличении порядкового номера их рождения. Американский исследователь Р.Зайонц попытался найти причины этого явления в снижении среднего интеллектуального возраста семьи, которое происходит с появлением каждого следующего ребенка.

Интеллектуальный возраст (не путать с интеллектом!) представляв собой некоторую гипотетическую переменную, которая обеспечивает возможности развития детей в семье – возможности обучения, получения информации и т.д.

Если интеллектуальный возраст каждого из родителей равен 100 баллам, то средний интеллектуальный возраст семьи при появлении первого ребенка будет равен: (100+100+0)/3=66.6. Если второй ребенок появляется, когда первый ребенок достиг половины своего умственного возраста, то средний интеллектуальный возраст семьи будет равен (100+100+50+0)/4=62,5. Снижение среднего интеллектуального возраста и обеспечивает снижение в уровне развитии детей.

Модель Зайонца хорошо описывает данные, полученные в исследованиях многодетных семей, однако, ее следствия не всегда подтверждаются экспериментально.

Если такая модель формирования интеллекта в многодетных семьях верна, должны подтверждаться и предположения, сформулированные на ее основе. Во-первых, дети, имеющие обоих родителей, должны иметь более высокий интеллект, чем дети, которых воспитывает только мать или только отец. Во-вторых, дети, в чьих семьях есть другие взрослые (т.е. в которых под одной крышей с детьми живут, например, бабушки и дедушки), должны иметь более высокий интеллект. В-третьих, у детей из многодетных семей интеллект должен быть тем выше, чем больше возрастные интервалы между детьми.

Экспериментальные подтверждения получены только для третьего предположения: действительно, увеличение интервала между рождениями, как правило, уменьшает различия в интеллекте у детей с разным порядковым номером рождения. Присутствие других взрослых не влияет на уровень интеллекта детей. А отсутствие одного из родителей оказывает влияние на интеллект, но лишь постольку, поскольку оно приводит к снижению экономического положения семьи. При проверке этого предположения в группах, уравненных по экономическим параметрам, отсутствие отца не сказывалось на интеллектуальном уровне детей, и, таким образом, мы опять сталкиваемся с тем, что социально- экономическое положение семьи опосредует связи интеллекта – на этот раз связи интеллекта с особенностями структуры семьи.

Уровень социально-экономического положения семьи неоднократно привлекался для объяснения более низкого интеллекта детей в многодетных семьях и снижения интеллекта детей с увеличением порядкового номера их рождения.

Если вернуться к рисунку 26 и посмотреть внимательно на страны, в которых собирались данные о связи интеллектульного уровня и количества детей в семье, то станет понятно, что количество детей в семье оказывается тем больше, чем ниже уровень лизни. Проявляется эта закономерность и при сравнении малодетных многодетных семей в одной стране. Семьи с более низким социально-экономическим статусом, имеют, в среднем, больше детей.

Вместе с тем, при проведении исследований на выборках, уравненных по социально-экономическим параметрам, тенденция к снижению интеллекта с увеличением количества детей в семье остается. Объясняется это тем, что малодетные и многодетные семьи различаются по стилям родительско-детских отношений, по установкам на воспитание детей, по вниманию, которое родители уделяют детям. Именно эти различия и оказывают влияние на интеллект детей.

Что касается порядкового номера рождения, то его отношения с социально-экономическими параметрами оказываются весьма своеобразными. В семьях с высокими социально-экономическими параметрами интеллект первых трех детей имеет тенденцию к увеличению. Снижение интеллекта наблюдается только, начиная с четвертого ребенка. В семьях с низким социально-экономическим статусом интеллект каждого последующего ребёнка оказывается, в среднем, ниже, чем предыдущего (Гавриш и др., 1992).

Таким образом, социально-экономический уровень семьи оказывает влияние на интеллект детей, но им не исчерпываются все причины снижения интеллекта, обнаруживаемые по мере увеличения количества детей в семье, и он явно не является основным параметром, обусловливающим связь интеллекта детей с порядковым номером их рождения, хотя и вносит в эту связь определенную специфику.

 

Соотношение уровня развития ииндекса рождаемости вразных странах

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.