Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Зоологическое описание



В результате систематизации нашей обширной информации можно дать следующее предварительное описание морфологии и биологии реликтовых палеоантропов28.

Речь идет о существе ортоградном — прямоходящем, двуногом. Высота в среднем 160 – 180 см, амплитуда крайних вариаций роста примерно такова же, как у человека, но эти отклонения к гигантизму и нанизму наблюдаются в большем проценте, чем у людей. Все тело покрыто волосами длиною 2 – 8 см, но неравномерно, в том числе ягодицы обволошены слабо. Подшерстка нет, между волосами проступает темная грубая кожа. Густота обволошенности, видимо, меняется по сезонам. Детеныши рождаются безволосыми. Кисти и стопы обволошены слабо, а на ладонях и подошвах волос совсем нет. Цвет волос имеет значительные возрастные и локальные вариации — черный, бурый, рыжий, палевый, серый, относительно часты альбиносы. Окраска не всегда одинакова на всех частях тела, отмечается также неравномерное поседение. На лице волос нет (в том числе, как правило, нет бороды и усов), отмечается лишь чрезвычайная густота бровей, иногда редкие волоски вокруг рта, на щеках. Кожа лица темная — от черной и серой до красно-бурой На голове волосы обычно отличаются по цвету от волос на теле. Они также значительно длиннее, но иногда сваляны, иногда ниспадают до плечей или лопаток у особей обоего пола. Половой диморфизм в отношении роста и волосяного покрова умеренный.

Голова, сравнительно с человеком, сдвинута вперед, поддерживается мощными затылочными мышцами. Соответственно шея выглядит короткой и широкой, а голова — прижатой к туловищу. Отмечается выступающий, удлиненный или шишковидный затылок. Лоб низкий, убегающий, надбровья и брови сильно выступающие (даже «как козырек»), соответственно глаза сидят глубоко. Резко проваленная переносица,, нос обычно приплюснутый, с вздернутыми ноздрями, хотя в форме носа наблюдаются и вариации. Скулы широкие, выступающие; весьма выраженный прогнатизм; срезанная и мощная нижняя челюсть. Разрез рта шире, чем у человека. Слизистая оболочка губ обычно мало представ(125/126)лена. Зубы при обнажении вполне напоминают человеческие, иногда отмечается, что они крупнее, что более выделены клыки. Уши мало отличаются от человеческих, но отмечается более удлиненная мочка, иногда — несколько большая заостренность (волосатость?) верхнего края раковины. Глаза часто кажутся наблюдателям косыми; есть основания предполагать «третье веко». В общем облике лица выступают то более монголоидные, то более негроидные черты.

Посадка корпуса в общем прямая, но весь плечевой пояс сдвинут вперед, отчего тело выглядит сутулым, а руки — висящими впереди корпуса, особенно во время ходьбы, и поэтому более длинными, чем у человека; в стоячем же положении грудная клетка более выдвинута вперед. У самок очень развитые и очень низко висящие грудные железы, которые они при ходьбе и беге могут закидывать за плечи; вероятное назначение этого — возможность, не останавливаясь, кормить уцепившегося на спине за волосы или поддерживаемого рукой детеныша.

Ноги обычно чуть согнуты в коленях, как и руки — в локтях. Шаг слегка косолапый, покачивающийся, при одновременно качающихся руках. Диморфизм кисти и стопы несколько меньший, чем у человека: противопоставление первого пальца на кисти меньше, чем у человека, так что хватание часто производится набрасыванием всех пяти пальцев но предмет, а на стопе первый палец сохранил самостоятельность мускулатуры и движений, в том числе способность отведения и противопоставления, как и все пальцы обладают высокой степенью раздвигаемости. тыльно-подошвенными движениями, самостоятельной флексией и экстензией в суставах каждого пальца. Поэтому возможна походка на цыпочках, на неполной стопе, возможно вдавливание концевых фаланг в грунт в сдвинутом или раздвинутом положении. Для морфологии стопы характерно отсутствие продольного и поперечного свода. На пальцах ног и рук — ногти.

Локомоция многообразна. Реликтовый палеоантроп способен к чрезвычайно быстрому бегу, сравнимому со скоростью лошади, к скалолазанию, к лазанию по деревьям (за исключением, как кажется, влезания на гладкую жердь, для чего требуется охват первым пальцем), к прыжкам, к плаванию, в том числе даже в очень быстром течении. Он хорошо движется по разному грунту, включая снег (хотя снег для него не типичен). Сидит на корточках и на ягодицах. Лежит на боку. Днем спит лицом вниз либо на животе, либо на коленях и локтях, закинув кисти за затылок. Физической силой значительно превосходит человека.

В возрасте размножения держится временными парами, или самцы, значительно более подвижные, мигрируют на огромных пространствах, а самки прикованы к локализованным районам, где выращивают потомство в раннем возрасте. Рожают одновременно одного-двух детей, весьма похожих на человеческих. Но постоянных логов нет, устраиваются лишь временные лежки, настилы, углубления. Подростки отделяются от матерей и находят особые экологические условия. Пожилые крупные особи после периода размножения держатся одинцами в наименее доступных горных и лесных местах.

Часто отмечается отвратительный, отталкивающий запах.

Вокализационный аппарат очень высоко развит. Различимы весьма разнообразные нечленораздельные звуки: громкий крик, с помощью которого особи находят друг друга на огромных расстояниях, особенно в сумерках и на рассвете, звуки вроде мычания, бормотания, шипения, свиста и т.п. Всякое подобие членораздельной речи отсутствует. Скопление в группы или стада отмечается крайне редко. Никаких орудий реликтовые палеоантропы не изготовляют, но могут бросать камни, перетаскивать их, складывать в кучи (заслон от ветра, запруда), разбивать друг о друга. Огня не добывают, но охотно приближаются к покинутому костру, согреваются золой. Пользуются палками, дубинами.

(126/127)

Пища — растительная и мясная. Выкапывают подземные части растений, едят различные побеги и листья, не говоря о всевозможных ягодах, плодах, орехах; где можно, обирают культурные насаждения — сады, бахчи, огороды, посевы кукурузы, подсолнуха, конопли. В ручьях и водоемах или на суше добывают лягушек, крабов, черепах, улиток, лягушачью икру, едят насекомых и червей, птенцов и яйца. Но еще специфичнее — добывание различных зверьков: пищух, сурков, сусликов, некоторых пород зайцев и других грызунов. Охотно едят падаль крупных животных. Но охотиться на них почти не умеют, если редко убивают, то только бескровно — переломом хребта. Похищают ягнят и овец из стад, поедают последы. По-видимому, ничто не препятствует поеданию и полному растаскиванию останков умерших себе подобных (вследствие чего их никогда не находят охотники).

Ведут преимущественно сумеречный и ночной образ жизни. Используют пещеры, иногда роют себе ямы. В северных областях зимнее время проводят в неглубоком сне с временными пробуждениями или даже в более глубокой спячке. Подготовкой к этому периоду служит осеннее ожирение.

Чуткость, зрение, слух, тактильное чувство, способность не производить ни малейшего шума, затаиваться, ориентировочно-обследовательская деятельность — все это выражено в самой высокой степени. Но, по-видимому, наиболее специфическим свойством нервной деятельности этих существ является феноменальная сила имитативностн. Подражание человеку при случайных контактах носит подчас неодолимый, роковой, словно патологический характер. Подлинной виртуозности достигает подражание голосам зверей и птиц. Из других особенностей нервной деятельности можно отметить странную реакцию, напоминающую неудержимый смех.

В отношении человека поведение в общем не агрессивное. Однако в древности в иранских и других армиях такие существа использовались в качестве боевых животных — их умели доводить до страшной ярости на поле боя. Но описанные в новое время прирученные особи обычно смирны и покладисты. С домашними животными, в частности с собаками — отношения антагонизма, вражды. Лошади, коровы их боятся. Напротив, с дикими животными как с травоядными, так и с хищными, отношения весьма контактные.

Пока мы должны ограничиться этими штрихами. Здесь сделаны лишь более бесспорные констатации, а огромный ворох слабее подтвержденных наблюдений оставлен в стороне. Но и в таком виде предлагаемый сводный портрет дает известное представление об объекте наших исследований.

IV. Полевая работа

Десятилетний опыт полевой опросной работы показал нам, что, видимо, самая главная помеха в познании реликтовых палеоантропов — это специфическое отношение к ним поголовно у всех жителей обследуемых районов, включая самых образованных. Вот уже добрых два-три столетия как сначала духовенство, позже люди просвещенные и ученые втолковывали, что их не существует: это — «суеверие», то есть вера «не в то, во что надо». Продукт дохристианской, языческой народной фантазии. Если ты его увидал в лесу или на болоте, на горе или у реки, не верь глазам своим.

Отметим тут любопытное различие между позицией христианства и мусульманства. Последнее не отрицает реального существования «нечисти» — вполне телесной и смертной. Материальное, плотское существование этих существ — наказание, ниспосланное Аллахом на шайтанов, униженных тем до статуса животных и людей. Если для христианина ин(127/128)тересоваться ими — суеверие, то для мусульманина — скорее неприличие. Христианин, вступающий с ними в контакты, подкармливающий их, тем самым — язычник, колдун, а мусульманину это можно делать, но втихомолку, стыдясь гласности. Понятие «нечистоты» палеоантропов тут и там различно. Согласно огромной серии наблюдений, реликтовые палеоантропы отвратительно пахнут, нечисты. По одной из древнейших вавилонских версий легенды о всемирном потопе, Ной взял с собой «дикого человека» в особой клетке и лично его кормил. В дальнейшей разработке это уже «семь пар нечистых».

Все заставляет полагать, что очень многие видели и встречали в природе то, что скромность заставляет считать своей ошибкой и уж во всяком случае не оглашать во избежание насмешек.

Исследователи сталкиваются с этой трудностью на каждом шагу. Легко ли убедить людей, что эти сведения, рассказываемые разве что стариками, да и то шопотом, не противоречат науке, когда их воспитывали на том, что все это — нечистая сила. Снова и снова возникают эти помехи.

Могут быть предложены два способа их преодоления. Во-первых, можно вести разъяснительную работу, доказывая, что дикие волосатые бессловесные жители лесов — не лешие, болот — не водяные и т.д. Во-вторых, наоборот, можно попытаться исследовать и разъяснять, что представления о лешем, водяном и других персонажах такого рода в какой-то мере отразили биологическую реальность. Второй путь правильнее, ибо налицо шкала от полной нереальности, фантастичности образа до полной реальности, стоящей за тем же самым словом; между обеими крайностями — любые промежуточные смеси фантазии и реальности.

Вместе с тем мы подошли тут к основному, даже единственному возражению, с которым встречается описываемое научное направление. Оппоненты настойчиво повторяют, что снежный человек и его аналоги — это фольклор. Однако специалисты вовсе и не спорят с фольклористами Да, есть фольклор, где признаки изучаемого нами вида животных еле проступают, в основном же образы и представления вымышлены. Но фольклористы почему-то поступают обратным образом: они энергично отрицают биологический факт, хотя, разумеется, это вовсе не входит в их компетенцию. Если мы говорим: есть и реальность и фольклор, они говорят: либо реальность, либо фольклор, а так как фольклор несомненно есть, значит реальности нет29. Как сказано, нам не о чем спорить с фольклористами, так как мы не отрицаем ничего лежащего в их сфере. Отражение образа реликтовых палеоантропов в фольклоре, верованиях и мифах может, очевидно, составить предмет обширных исследований и открытий30.

Все такого рода исследования важны не тем, конечно, что они добавили бы «доказательств» в пользу реликтовых палеоантропов, а тем, что они помогли бы снять своего рода пелену, застилающую путь современным полевым исследованиям и широкому притоку информации.

Экспедиционную работу, проделанную до сих пор, если не говорить о различных спорадических рекогносцировках, можно разделить на 4 группы.

I. Гималайско-непальские экспедиции. Первая, специальная экспедиция по данной теме была отправлена в 1954 г. на средства английской (128/129) газеты «Дейли мейл» во главе с журналистом Р. Иззардом31. Особенно существенно участие в экспедиции зоологов, в том числе Дж. Рассела. В 1956 и 1957 гг. в высокогорном Непале работала английская экспедиция Н. Харди и американская экспедиция, организованная и руководимая Т. Сликом, с первенствующей ролью опытного наблюдателя природы П. Бирна. На средства Т. Слика продолжались экспедиционные работы в 1958 – 1960 гг. В 1959 г. – японская экспедиция во главе с профессором анатомии Токийского университета Т. Огава. В 1960 г. — завершающая весь цикл авантюра во главе с Э. Хиллари, знаменитым альпинистом, павшим до простого жульничества с подделанным по его заказу «скальпом йе-ти»32. В 1961 г. правительство Непала, по-видимому, по настоянию ламаистской церкви, запретило дальнейшие экспедиции. Для всего этого цикла характерно отсутствие не только научной теории, но даже научной гипотезы о природе изучаемого объекта. Непальские склоны Гималаев, как теперь ясно, представляют собою лишь окраину ареала реликтовых палеоантропов и наименее благоприятный для их поисков район.

II. Памирская экспедиция. В 1958 г. Академия наук СССР организовала комиссию, во-первых, для сбора ориентирующей информации по проблеме «снежного человека», во-вторых, для организации экспедиции на Памир. Начальником экспедиции был ботаник проф. К.В. Станюкович. В качестве заместителя председателя комиссии я осуществлял на месте контроль за работой экспедиции. Здесь можно лишь кратко повторить вывод моей пространной докладной записки. Экспедиция фактически изучала не проблему снежного человека, а другие вопросы биогеографии и истории Памира, в составе ее не было ни одного зоолога-маммолога, ни антрополога или приматолога. Полевые дневники не представлены. Вместо научного отчета в печати появилось два исключающих друг друга чисто литературных сочинения начальника и секретаря экспедиции33.

III. Кавказские экспедиции. Выезды начались в 1959 – 1960 гг. (проф. А.А. Машковцев, член Географического общества С.М. Лукомский, этнограф Ю.И. Мережинский). С 1960 г. по настоящее время ежегодно выезжает в поле на несколько месяцев член Географического общества, врач и анатом Ж.И. Кофман34. Ее исследования проходили сначала в Северном Азербайджане, а в дальнейшем сконцентрированы в Кабардино-Балкарии. Упорный, самоотверженный труд (без какого-либо финансирования) ставит результаты работ Ж.И. Кофман и ее сотрудников на первое место в мире в ряду прошлых и современных исследований. Другой район экспедиционной работы на Кавказе — Южный Азербайджан, где систематически ведется рекогносцировка под руководством проф. Н.И. Бурчак-Абрамовича.

IV. Калифорнийско-канадские экспедиции. С 1961 г. группа, субсидируемая Томом Сликом, перенесла свою деятельность из Непала в Северную Америку. П. Бирн достиг здесь известных результатов, преиму(129/130)щественно в изучении следов35. В дальнейшем несколько групп вели рекогносцировочные работы, о недавнем успехе группы Паттерсона и Гимлина сказано выше.

Остается перечислить некоторые спорные вопросы дальнейшей методики исследований. С самого начала, на основе прежнего опыта, надо абсолютно исключить план: приехать на местность и в маршрутах встретить, заметить данное животное. Нет, оно осведомлено о человеке настолько, что случайно нам его не застигнуть. Обладает отличным чутьем и зрением, специально повышенной чуткостью на человека. Ведет сумеречно-ночной образ жизни. Не имеет постоянных лежек и троп. Чтобы сбить со следа, предпочитает ступать на твердое, может ходить пятясь, очень быстро бегает и ходит, изумительно затаивается, может долго голодать, приманку почти не берет. Но в некоторых районах есть люди, знающие прием приманивания и приручения. Основная дискуссия и касается вопроса, что предпочесть: опрос населения о редких, случайных для обеих сторон встречах в целях суммирования крупиц полезной информации, искать ли среди населения глубоко затаенных, редчайших умельцев (в том числе среди части шаманов, колдунов) или допрашивать преимущественно не людей, а саму природу.

V. Послесловие

Статья была уже набрана, когда поступили новые вести из США. Два специалиста, американец А. Сэндерсон и бельгиец Б. Хёвельманс, получили сообщение, что некий Ф. Хансен показывает в этой стране за деньги замороженного «доисторического человека», предположительно происходящего из Восточной Азии. Отчет о предварительном осмотре этого препарата опубликован в бельгийском журнале36. Удовлетворительно видный в глыбе льда труп, по мнению А. Сэндерсона и Б. Хёвельманса, был заморожен в рефрижераторе вскоре после умерщвления меткими выстрелами в глаза, по-видимому, несколько лет тому назад. Особь — мужского пола, ростом 180 см, лежит на спине, голова сильна запрокинута, вследствие чего форму черепа нельзя определить. Кроме лица, ладоней, подошв и гениталий, все тело покрыто темнобурыми волосами 7 – 10 см длины. Шея настолько коротка, что голова как бы втянута в плечи. Пропорции кистей и стоп заметно отклоняются от нормы современного человека, руки несколько длиннее, ноги — короче нормы. Туловище бочкообразно, т.е. лишено сужения в талии. Предварительный (до вскрытия) диагноз Б. Хёвельманса: неандерталец.

1 Дебец Г.Ф. О систематике и номенклатуре ископаемых форм человека // Краткие сообщения Института материальной культуры. М., 1948, вып. XXIII.

2 См. работы Б.Ф. Поршнева: Возможна ли сейчас научная революция в приматологии? // Вопросы философии. М., 1966, №3, с. 108 – 119; Состояние пограничных проблем биологических и общественно-исторических наук // Вопросы философии. М., 1962, №5, с. 117 – 129; Еще к вопросу о становлении человека // Советская антропология. М., 1957, т. 1, №2, с. 255 – 262;; К спорам о проблеме возникновения человеческого общества // Вопросы истории. М., 1958, №2, с. 139 – 156; Проблемы возникновения человеческого общества и человеческой культуры // Вестник истории мировой культуры. М., 1958, №2 (8), с. 25 – 44; О древнейшем способе получения огня // Советская этнография. М., 1955, №1, с. 6 – 28; Новые данные о высекании огня // Институт этнографии. Краткие сообщения. М., 1955, XXIII, с. 59 – 67.

3 Поршнев Б.Ф. Речеподражание (эхолалия) как ступень формирования второй сигнальной системы // Вопросы психологии. М., 1964, №5, с. 11 – 19; Поршнев Б.Ф. Генетическая природа сознания (интердиктивная функция речи) // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966, с. 27 – 34; Поршнев Б.Ф. Антропогенетические аспекты физиологии высшей нервной деятельности и психологии // Вопросы психологии. М., 1968, №5, с. 17 – 31.

4 Краткое изложение этого вопроса представлено автором в докладе VIII Международному конгрессу антропологических и этнографических наук в Токио (1968): Porchnev B.F. Les aspects anthropologénethiques de la physiologie de l’activité nerveus supérieure et de la psychologie (VIII Congres International des Anthrologues et des Ethnologues (Tokio, September, 1968)). Moscou, 1968; Porchnev B.F. Les aspects anthropologénethiques de la physiologie de l’activité nerveus supérieure et de la psychologie. // Proceeding of VIII-th International Congress of Anthropology & Ethnology Science. Tokyo and Kyoto, [1969,] Vol. I. Anthropology. (pp. 91 – 94)

5 Porchnev B. L’origine de l’homme et le hominoïdes velus reliques. // Revue internationale de sociologie. ______, 1966, Série II, vol. 2, №3.

6 Linnaeus C. Systema naturae, 12 ed., Stockholm, 1766 – 1768; «Карла Линнея „Рассуждение о человекообразных". Пер. И. Тредиаковского», СПб., 1777.

7 Хахлов В.А. «О диком человеке» в Центральной Азии // Информационные материалы Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке / под ред. Б.Ф. Поршнева и А.А. Шмакова. M., 1959, вып. 4; Хахлов В.А. Что рассказывали казахи о «диком человеке» // Информационные материалы Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке / под ред. Б.Ф. Поршнева и А.А. Шмакова. M., 1959, вып. 4; Ринчен П.Р. Алмас — монгольский родич снежного человека // Современная Монголия. М., 1958, №5; Rincen P.R. Almas still exists in Mongolia // Genus. ____, 1964, vol. XX, №1 – 4; Dementiev G, Zevegmid D. Une note sur l'«Homme des neiges» en Mongolie // La Terre et la Vie. Paris, 1960, №4, p. 194 – 199.

8 Сушкин П.П. Эволюция наземных позвоночных и роль геологических изменений климата // Природа. М., 1922, №3 – 5; Сушкин П.П. Высокогорные области земного шара и вопрос о прародине первобытного человека // Природа. М., 1928, №3.

9 Рус. пер.: Стонор Ч. Шерпы и снежный человек. С предисловием Г.Ф. Дебеца. М., 1958.

10 Osman-Hill W.C. Abominable snowmen: The present position // Orix. _____, 1961, vol. 6, №2, August; Tchernine O. The snowman and company. L., 1961.; Heuvelmans B. Sur la piste des bêtes ignorées. Paris, 1955, v. (1 – 2?) I – II (английский пер.: Heuvelmans B. On the Track of Unknown Animals. London, 1958; русский перевод: Эйвельманс Б. По следам неизвестных животных. Пер. с франц. М., 1961.); Heuvelmans B. Oui, l'homme-des-neiges existe // Science et Avenir. Paris,1958, №134, Avril; Sanderson Ivan T. Abominable Snowmen: Legend come to Life. The Story of Sub-Humans on Five Continents from Early Ice Age until Today. Philadelphia – New-York, 1961, p. 1 – 505. Bibliography: p. 491 – 505 (рец.: Сооn C. ___________ // Natural History. ________, 1950, May; русский перевод: Сандерсон Айвен Т. Тайны «снежного человека». М., Издательство «Вече». Серия: Великие тайны, 2000, с. 1 – 511).

11 Драверт П.Л. Дикие люди мулены и чучуна // Будущая Сибирь. Литературно-художественный краеведческий журнал. Орган Восточно-сибирского оргкомитета Союза советских писателей. ______, 1933, кн. 6.

12 Сатунин К.А. «Биабан-гули» // Природа и охота. М., 1899, кн. 7 (VII?), с. 28 – 35.

13 Байков Н.А. Человек-волк // Сказочная быль. Тяньцзинь, б. г., с. 143-151.

14 Все перечисленные примеры почерпнуты из кн.: Поршнев Б.Ф. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах. М., ВИНИТИ, 1963, с. 1 – 417, библигр. (Ср.: Поршнев Б.Ф. Борьба за троглодитов // Простор. Алма-Ата, 1968, №4, с. 98 – 112; №5, с. 76 – 101; №6, с. 108 – 121; №7, с. 109 – 127; Poršnev. B.F. Lo stato attuale del problema degli ominoidi regrediti // Genus. Roma, Vol. XX, №1 – 4, p. 1 – 20).

15 Кофман Ж.И. Предварительные итоги изучения проблемы реликтовых гоминоидов на Кавказе // АН СССР, Географическое общество СССР. Тезисы 1-й конференции по проблемам медицинской географии Северного Кавказа. Л., 1967; Кофман Ж.И. Следы остаются… // Наука и религия. М., 1968, № 4.

16 Некоторые современные данные по Центральной Африке см.: Cоrdier Charles. Deux authropoides inconnus machant debout au Congo ex-Belge // Genus. Roma, 1963, vol. XIX, № 1 – 4.

17 Этот результат своеобразно перекликается с концепцией широкого моноцентризма Я.Я. Рогинского (см. его кн.: Теория моноцентризма и полицентризма в происхождении современного человека и его рас. М., 1949).

18 Ср.: Gini Corrado. Vechie e nuove testimonianze sulla esistenza di ominidi о suboniinidi villosi // Genus. Roma, 1962, vol. XVIII, № 1 – 4; International Committee for the study of the human-like hairy bipeds (Comité International pour 1'étude des humanoïds velus) // Genus. Roma, 1962, vol. XVIII, № 1 – 4.

19 Кроме упомянутой монографии А. Сэндерсона см.: Варшавский С.Р. Неизвестные гоминоиды в преданиях Нового Света // Материалы Московского филиала Географического общества СССР. История географических знаний и историческая география. М., 1967, вып. 1; Sanderson Ivan T. Hairy primitives or relic submen in South América // Genus. Roma, 1962, vol. XVIII, № 1 – 4, 1962; Jurich Milenko Jaan. Tarma, El Hombre Salvaje de América // Genus. Roma, 1963, vol. XIX, № 1 – 4; Dorion Robert С. Mono apareció роr tierras de Izabal // Genus. Roma, 1963, vol. XIX, № 1 – 4.

20 Patterson R. Do abominable snowmen of America really exist? Washington, 1966.

21 Osman-Hill W.C. ____________________ // Argosy. _____, 1968, Febr.; продолжение комментария: Sanderson Ivan T. _______________ // Argosy. ______, 1968, Apr. Более удачны воспроизведения этих кадров в: National Wildlife. ____, 1968, April – May. См. все указанные материалы в журнале «Знание – сила», 1968, №8. Ср.: Kirkpatrick D. The search for Big-foot… has a 150-year-old legend come to life on this film? // National Wildlife. _____, 1968, April – May.

22 Дементьев Г.П., Нестурх М.Ф., Поршнев Б.Ф. Кисть неизвестного высшего примата // Природа. М., 1961, №2, с. 61 – 63 (итальянский перевод: Genus. Roma, 1962, XVIII, № 1 – 4); Астанин Л.П. Скелет, кисти из Пангбоче (к вопросу о возможном существовании «снежного человека») // Некоторые вопросы морфологии. Ученые записки Ставропольского государственного медицинского института. Ставрополь, 1962, вып. V. Некоторые вопросы морфологии; Поршнев Б.Ф. Морфологические особенности кисти гоминида из Пангбоче (Автореферат доклада) // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. М., 1963, т. LXVIII, вып. 6, с. 193; Астанин Л.П., Поршнев Б.Ф. Морфологические особенности кисти гоминида из Пангбоче (рукопись находится в редакции «Архива анатомии, гистологии и эмбриологии»).

23 Алексеев В. П. Некоторые вопросы развития кисти в процессе антропогенеза (о месте киик-кобинца среди неандертальских форм) // Антропологический сборник,II.Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия, т. L, М., 1960.

24 Tschernezky W. A reconstruction of the foot of the “abominable snowman” // Nature, London, 1960, vol. 186, №4723, May, 7.

25 Ср.: Фейзуллаев А.3. Архаическая ступня при патологических процессах в мозгу; ее генез и локализация. Баку, 1939; Крышова Н.А. Об эволюционном значении положения стопы человека // Сравнительная и возрастная физиология. Л., 1968.

26 Сообщение Б.Ф. Поршнева «Информация о снимке следа неведомого гоминида» было сделано 13 апреля 1964 г. на Секции антропологии МОИП, см.: Хроника // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. М., 1965, т. LXX, вып. 3.

27 См. также: Информационные материалы комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке». М., АН СССР, 1958, вып. 1 – 2; Информационные материалы Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке». М., О-во содействия охране природы, 1959, вып. 3 – 4; немецкий перевод: Der Schneemensch — Trugbild oder Wirklichkeit? Hrg. Von Hans Petzch. Wittenberg, 1961; итальянский перевод: L`uomo delle nevi. Materiali d’informazione raccolti da B.F. Poršnev, A.A. Šmakov. Trad. a cura dell’Assoc. Culturale Italia-USSR, presentati da Corrado Gini // Genus. Roma, 1965. Vol. XXI, №1 – 4. Следующие три выпуска «Информационных материалов» остаются пока в рукописи, 8-й выпуск составляется.

28 Выше упоминались некоторые труды, в частности работы зоологов В.А. Хахлова и Г.П. Дементьева, где были предложены предварительные описания видовых черт этих животных. Наше описание ни в чем существенном не расходится, но основано на неизмеримо большем материале и потому полнее и точнее.

29 Розенфельд А.3. О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (В связи с легендой о «снежном человеке») // Советская этнография. М., 1959, №4. См. также: Кисляков Н.А. Снежный человек? Нет, легенда! // Литература и жизнь. М., 1959, 23 авг.; Мурзаев Э.М. Современный миф о снежном человеке // Природа. М., 1961, №4.

30 Ср.: Поршнев Б.Ф. Поиски обобщений в области истории религии // Вопросы истории. М., 1965, №7, с. 135 – 149; Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961 (рец.: Поршнев Б.Ф. Книга о морали и религии угнетенных классов Римской империи // Вестник древней истории. М., 1963, №1 (63), с. 87 – 95); Bernhеimеr Richard. Wild men in the Middle Ages. Cambridge, 1952.

31 Izzard R. Abominable snowman adventure. London, 1955, p. 1 – 302 (русский перевод: Иззард Р. По следам снежного человека. Предисловие С. Обручева. М., 1959, с. 1 – 229); Stonor C. The sherpa and the snowman. London, 1955 (русский перевод: Стонор Ч. Шерпы и снежный человек. М., 1958, с. 1 – 237); Обручев С.В. Следы «снежного человека» в Гималаях // Известия Всесоюзного Географического Общества. М., 1955, т. 87, вып. 1, с. 71 – 73; Обручев С.В. Новые материалы о «снежном человеке» (йети) // Известия Всесоюзного Географического Общества. М., Известия Всесоюзного Географического Общества. М., 1957, т. 89, вып. 4, с. 339 – 343; Обручев С.В. Современное состояние вопроса о «снежном человеке» // Природа. М., 1959, №10.

32 Heuvelmans B. Comment j'ai percé le mystére des scalpes du yéti // Science et Avenir. Paris, 1961, №169, Mars; Burns M. Report on a sample of skin and hair from the Khumjung Ieti scalp // Genus. Roma, 1962, vol. XVIII, № 1 – 4.

33 Станюкович К.В. По следам удивительной загадки. Предисловие С.В. Обручева. М., 1965; Бианки В. Про снежного человека. Документальная повесть // Приключения в горах. Книга 1. М., 1961, с. 224 – 293.

34 Кофман Ж.И. Ответ профессору Авдееву // Наука и религия. М., 1965, №4; Кофман Ж.И. Следы остаются… // Наука и религия. М., 1968, №4.

35 Byrne Peter. Being some notes, in brief, on the general findings in connection with the California Big-foot // Genus. Roma., 1962, vol. XVIII, № 1 – 4. Ценная новинка: Green J. On the Track of the Sasquatch. Agassiz, 1968.

36 Bulletin de 1'Institut royal des sciences naturelles de Belgique», t. 45, №4, 1969.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.