Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

B. Роль Организации Объединенных Наций и других международных действующих лиц



 

Международные действующие лица также могут внести значительный вклад в деятельность комиссий. Если в стране присутствует миссия Организации Объединенных Наций с компонентом по правам человека и/или в ней имеется отделение Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), они могут предложить комиссии помощь в конкретных областях специальных знаний путем обеспечения подготовки и доступа к материалам, содержащим международные передовые методы в отношении комиссий по установлению истины, а также к базовым материалам по международным правам человека и гуманитарному праву, которые могут иметь отношение к расследованиям. Компонент Организации Объединенных Наций по правам человека или местное отделение УВКПЧ может также содействовать в предоставлении услуг доступными для него экспертами из других стран, обладающими международным опытом, включая предоставление консультаций или проведение подготовки лицами, которые работали непосредственно в комиссиях по установлению истины в других странах. Нередко это делается совместно с международными НПО.

 

Как говорилось выше, международные действующие лица, включая Организацию Объединенных Наций и особенно УВКПЧ, могут выдвинуть предложение, но не должны руководить процессом рассмотрения, решения или формирования комиссии по установлению истины. Организация Объединенных Наций, в частности УВКПЧ, или другие организации, должны подключиться к этому процессу в тот момент, когда появится интерес к такой возможности и необходимость в международной помощи или полезной сравнительной информации. По некоторым вопросам, таким как подбор членов комиссии и возможное рассмотрение включения иммунитета в мандат комиссии, необходимы международный надзор и настояние на ключевых принципах или правовых нормах.

 

Однако энтузиазм и специальные знания и опыт персонала Организации Объединенных Наций не должны подменять роль национальных НПО или других действующих лиц. Персонал Организации Объединенных Наций не должен самостоятельно заниматься определением круга полномочий, разработкой конкретных деталей процесса отбора, подготовкой проекта бюджета и организационной структуры, а также другими видами планирования независимо от специальных знаний, которые они могут привнести. Этими процессами должны руководить и полностью контролировать национальные действующие лица, будь то НПО, правительственные должностные лица или в конечном счете сама комиссия. В некоторых ситуациях представители международных организаций могут и должны настаивать на проведении широких консультаций при разработке структуры комиссии и подборе ее членов, особенно в тех случаях, когда правительственные должностные лица собираются действовать излишне быстро. После того как комиссия начнет работу, международные специалисты, не входящие в состав комиссии, должны продолжать помогать ей, но не руководить ее работой.

 

В некоторых случаях к структурам Организации Объединенных Наций обращаются с просьбой получить средства и обеспечить надзор за расходами комиссии по установлению истины (через Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов, Программу развития Организации Объединенных Наций, УВКПЧ и другие). Это может снизить административное бремя, лежащее на комиссии, и одновременно повысить доверие к ней доноров, однако необходимо соблюдать большую осторожность, с тем чтобы этот финансовый контроль ни в коем случае не служил признаком программного контроля или влияния. Бюджетные решения, которые, безусловно, отражают программные решения, должна принимать комиссия, а не какой-либо внешний орган. Точно также комиссии лучше всего взять на себя инициативу по сбору средств на свои нужды, даже если официальным получателем средств является международный партнер.

 

Организация Объединенных Наций, в частности УВКПЧ, и правительства иностранных государств, имеющие влияние на страну, играют важную роль в контроле за соблюдением правительством страны мандата комиссии по установлению истины независимо от того, касается ли это обеспечения открытого доступа для проводящих расследование сотрудников комиссии к документации или обеспечения безопасности, необходимой для благополучного выполнения комиссией своей работы. Когда комиссия завершает работу, давление со стороны международных специалистов может иметь решающее значение для того, чтобы ее рекомендации оставались на повестке дня и активно осуществлялись. Организация Объединенных Наций, в частности УВКПЧ, может также сыграть определенную роль в обеспечении защиты и сохранности архивов комиссии, если это уместно (и возможно) в данном контексте. Как отмечалось ранее, комиссии по установлению истины, как правило, рассчитывают на финансирование и со стороны иностранных государств.

 

В прошлом международные НПО также оказывали помощь многим комиссиям по установлению истины. Они могут внести, в частности, следующий вклад:

 

• Ими может быть предоставлена сравнительная информация о том, как работали другие комиссии по установлению истины, какова была их структура и как строилась их работа в конкретных областях (сбор показаний, базы данных, слушания, правовые проблемы, надлежащая правовая процедура, называние имен, составление бюджета и плана работы и т. д.).

• НПО могут представить членов и персонал комиссии по установлению истины другим комиссиям по установлению истины, действующим в настоящее время в других странах, способствуя обмену информацией и идеями.

• Ими могут быть привлечены эксперты из предыдущих комиссий по установлению истины для того, чтобы те дали представление об извлеченных уроках, касающихся работы комиссии и ее политики.

• Они могут провести правовой анализ и дать рекомендации в отношении связанных с работой комиссии и ее политикой трудных вопросов, возникающих в ходе работы комиссии.

• Они могут обеспечить подготовку персонала и непосредственно членов комиссии в начале и во время работы комиссии.

• Прежде чем будет создана комиссия, международные НПО, работая в тесном сотрудничестве с национальными организациями, могут предоставить сравнительную информацию, необходимую для поддержания динамичного процесса консультаций.

• Иногда во время работы комиссии международные правозащитные и контролирующие организации издают важные доклады с оценкой ее достижений и/или критическим анализом тех или иных вопросов политики, которые могут не соответствовать международным нормам, особенно в отношении надлежащей правовой процедуры или решений, которые могут в дальнейшем повлиять на уголовное судопроизводство.

 

Заключение

 

Комиссии по установлению истины становятся все более обычным явлением в переходный период, причем создаются их новые и нетрадиционные модели. Организация Объединенных Наций и другие международные действующие лица в сотрудничестве с местными активистами и должностными лицами вполне способны обеспечить тот вид помощи, который окажется необходимым для того, чтобы работа таких комиссий была эффективной. Комиссия по установлению истины может быть мучительным и даже рискованным предприятием, и ей нередко приходится работать в условиях неустойчивого переходного периода. Хотя польза от ее работы может быть значительной, а открытие и признание того, что было в прошлом, могут быть действительно необходимы, не следует ожидать, что комиссии будет легко работать или что это будет свободный от всякого риска процесс.

 

Однако при условии тщательного планирования и пристального внимания к принципиальным решениям при создании и в ходе деятельности комиссии по установлению истины этот процесс вполне может стать одним из самых значительных и ярких среди множества событий, происходящих в переходный период.

 

____________________________________________________________________

 

* Воспроизводится с интернет сайта Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, раздела публикаций <http://www.ohchr.org/EN/PublicationsResources/Pages/SpecialIssues.aspx>.

1Многие из тем, которые лишь вкратце затронуты в настоящей публикации, подробно, включая описание конкретных примеров, рассмотрены в других источниках. См., например, Priscilla B. Hayner, Unspeakable Truths: Facing the Challenge of Truth Commissions (New York and London, Routledge, 2001).

 

2E/CN.4/2005/102/Add .1.

 

3Детальное описание последних решений, подтверждающих право знать, см. публикацию “Независимое исследование о передовой практике, включая рекомендации, для оказания государствам содействия в укреплении их национального потенциала, необходимого им для борьбы со всеми видами безнаказанности” проведенное профессором Дианой Орентличер (E/ CN.4/2004/88), с которой можно ознакомиться по адресу: www.ohchr.org .

 

4Комиссия Сьерра-Леоне по установлению истины и примирению решила, что круг ее полномочий, который предусматривал расследование «нарушений и злоупотреблений правами человека и международным гуманитарным правом», охватывал, помимо прочего, экономические, социальные и культурные права. При обращениях людей с подобными жалобами она принимала их к рассмотрению точно так же, как жалобы на нарушения гражданских и политических прав. Другие комиссии, такие как Перуанская комиссия по установлению истины, решили при сборе показаний, слушаниях и расследованиях сосредоточить внимание на нарушениях гражданских и политических прав, хотя в некоторых случаях с ними переплетаются и экономические права; в окончательных докладах, особенно в рекомендациях, нередко непосредственно затрагиваются экономические, социальные и культурные права.

 

5Комиссии по установлению личности в Сьерра-Леоне и Гаити призвали обратить особое внимание на жертв сексуального насилия, причем в случае Сьерра-Леоне – на детей, которые были жертвами или виновниками преступлений, совершенных во время конфликта.

 

6Такая формулировка была использована, например, в Сьерра-Леоне, хотя некоторые из членов Комиссии считали, что верховные вожди едва ли способны оказать ей помощь.

 

7Иммунитет от использования показаний не исключает уголовную ответственность, и его не следует путать с амнистией. Он лишь делает недопустимым использование определенных свидетельств в суде.

8Предложенный в Либерии законопроект предусматривает предоставление Либерийской комиссии по установлению истины полномочий рекомендовать амнистию, однако это не может быть применено в отношении нарушений международного гуманитарного права или преступлений против человечности. Точно так же Комиссии по установлению истины, созданной в 2004 году в Демократической Республике Конго, предоставлено право «принимать или отказывать в приеме» ходатайств об амнистии в отношении «военных действий, политических преступлений и преступлений, связанных с выражением мнения», однако подписанное ранее соглашение о мире не позволяет применять такую амнистию в отношении преступлений против человечности или геноцида. Наконец, законодательство, принятое в Индонезии, подразумевает предоставление комиссии по установлению истины, которую еще предстоит там создать, некоторых полномочий применять амнистию, однако его формулировки и их возможное толкование остаются неясными.

 

9См. доклад Генерального секретаря “Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах” (S/2004/616), в котором подтверждается и далее излагается этот запрет на амнистию за военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Данное Руководство было первоначально введено Организацией Объединенных Наций в записке, направленной Генеральным секретарем представителям Организации Объединенных Наций в 1999 году. См. также Обновленный Свод принципов защиты и поощрения прав человека посредством борьбы с безнаказанностью, принцип 24 (Ограничения и иные меры в отношении амнистии) (E/CN.4/2005/102/Add.1).

 

10Одной из причин включения в состав комиссии лиц, не являющихся гражданами страны, может быть осознаваемая необходимость привлечь к участию в ней людей, которые воспринимаются как более нейтральные, чем граждане страны, а также людей, которые могут привнести в процесс специальные юридические или иные знания и опыт и международные контакты для сбора средств, проведения расследований и обеспечения международной сферы охвата. Однако в условиях некоторых стран идея включения в комиссию международных членов считается неуместной и совершенно

ненужной.

 

11Эта форма отбора была применена, например, в Южной Африке и Сьерра-Леоне.

 

12Модели отбора международных членов комиссии бывали различными. В Сьерра-Леоне Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека было предложено выдвинуть три кандидатуры членов комиссии, по которым затем высказалась национальная отборочная комиссия. Однако этот процесс подвергся критике за то, что он не позволил полностью учесть веские рекомендации в отношении международных кандидатов, высказанные местными действующими лицами, что привело к исключению нескольких сильных кандидатур. В других местах, в частности в Гаити, Сальвадоре и Гватемале, международных членов комиссии назначали без особых консультаций, причем многие из кандидатур исходили от Секретариата Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Следует уделить пристальное внимание совершенствованию некоторых из этих прошлых методов, с тем чтобы дать возможность появиться сильным кандидатам, обеспечивая в то же время полное и информированное участие национальных действующих лиц в окончательном отборе.

 

13Например, доклад комиссии в Гватемале насчитывал 12 томов, в Южной Африке – 5 томов, а в Перу – 9 томов.

 

14В Сальвадоре, Аргентине и Чили окончательный доклад комиссий по установлению истины не превышал одного-двух томов, в некоторых случаях дополненных отдельным томом с приложениями.

 

15Yuyanapaq – Para recordar: relato visual del conflicto armado interno en el Perú, 1980-2000 (Lima, Comisión de la Verdady Reconciliación, 2003).

 

16Свидетель – НПО, расположенная в Нью-Йорке, – подготовил часовой видеофильм Witness to Truth , подытоживающий основные выводы, содержащиеся в докладе сьерра-леонской комиссии. Дополнительную информацию можно получить по адресу: www . witness . org . Truth and Reconciliation Commission Report For the Children of Sierra Leone имеется по адресу: http://www.unicef.org/ voy/media /TRCCF9SeptFINAL. pdf .

17См. Van Rensburg and Du Preez v The Truth and Reconciliation Commission.

 

18В некоторых странах критерий «равновесия вероятностей» именуется критерием «наличия более веских доказательств».

 

19Хотя затраты на деятельность комиссии по установлению истины значительны, нередко отмечают, что работа комиссии по установлению истины, как правило, обходится намного дешевле, чем судебное преследование, предпринимаемое международными или смешанными трибуналами, расходы на которые могут достигать многих десятков миллионов долларов в год.

 

20См. также недавно принятые Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права (резолюция 2005/35 Комиссии по правам человека, приложение).

 

21См. в этой серии также руководство УВКПЧ по обеспечению господства права для постконфликтных государств, касающееся проверки.

 

22Данная тема детально рассмотрена в “ Truth Commissions and NGOs : The Essential Relationship », Международный центр правосудия переходного периода и Ганский центр демократического развития, апрель 2004 года; с документом можно ознакомиться по адресу: www.ictj.org .

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.