Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования...
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы "Чья это проблема?", "Что это за проблема?");
2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.
Неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).
2. Что значит "прокомментировать" проблему?
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться "истории вопроса", т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.
Прежде чем ответить на вопрос как комментировать, необходимо подумать о том:
1. К какой категории относится избранная автором проблема;
2. Насколько она злободневна;
3. Что делает её злободневной;
4. Традиционна ли эта проблема или новая;
5. Если традиционна, то, какие точки зрения есть по её поводу;
6. Если новая, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы;
7. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;
8. Как характеризует автора выбор данной проблемы;
Чего не должно быть в комментариях.
Пересказа исходного текста или любой его части;
Рассуждений по поводу всех проблем текста;
Комментариев о действиях героев текста;
Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.
Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
· от частных фактов к формулировке проблемы;
· от формулировки проблемы к комментарию;
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы:
-"Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?"
-"Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?".
Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).
· Аргумент- довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
· Аргументировать- т.е. приводить доказательства, аргументы.
· Фоновый материал - материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни:).
Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
· тезис (положение, которое надо доказать);
· аргументация (доказательства, доводы);
· вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос "Почему?", а аргументы отвечают: "Потому что...". Существуют определённые виды аргументов:
· логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)
· иллюстративные (литературный пример)
· предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе - по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Собственное мнение.
Собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
Высший балл ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта. Следует помнить о том, что формальная позиция экзаменуемого (я согласен,/не согласен с мнением автора) не учитывается как достойная положительной оценки хотя бы в один балл.
ВЫВОД: Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения - способность понимать другого и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.
Варианты начала сочинения.
Я вас хочу познакомить вариантами начала сочинений, чтобы вам легче было справиться с сочинением - рассуждением. Я составила клише для каждого аспекта, давайте, обратим внимание (слайды 7.8.9.10.11)