Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Издательский лицензионный договор



Статья 1287 ГК РФ устанавливает особые условия издательского лицензионного договора, т.е. договора, заключаемого автором или иным правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения. Таким образом, положения данной статьи относятся ко всем лицам, принявшим на себя по договору обязанность осуществить издание произведений, независимо от того, являются ли такие лица издателями, издательствами по характеру своей основной деятельности.

Особое внимание уделялось целям предоставления прав по договору и обязанности правопреемника осуществлять использование произведения, права на которое он получил, в дореволюционном российском законодательстве. Так, давая определение понятия издательского договора, Г.Ф. Шершеневич отмечал: "Издательский договор есть соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и принимает на себя обязанность размножить и распространить за свой счет литературное, художественное или музыкальное произведение второго" <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (изд. 1914 г.). М., 1994. С. 253.

 

В теории гражданского права обычно считается, что в договорных обязательствах с правами одной стороны всегда корреспондируют обязанности другой. В то же время на практике в зависимости от вида договора данное обстоятельство оказывается далеко не столь очевидным. Характерно, что в Законе об авторском праве 1911 г. наряду с правами четко определялись именно обязанности сторон, причем особое внимание уделялось правовой регламентации обязанностей пользователя (издателя), наличие которых должно было гарантировать достижение целей заключаемого договора и предоставлять автору возможности для эффективного воздействия на издателя, если его деятельность не обеспечивала достижение таких целей - тиражирование и распространение литературного произведения, причем все обязанности должны были выполняться в сроки, установленные законом или договором либо соответствующие добросовестной практике.

Например, промедление в выпуске издания не только задерживает выплату авторского вознаграждения, но и не соответствует основным целям авторского права - сделать творческие достижения доступными для членов общества. К таким же негативным результатам приводит отсутствие достаточных усилий со стороны издателя, направленных на распространение тиража, выпуск новых изданий, поставку тиража не только в столичные книжные магазины, но и в региональные: "Издателю следует приложить свойственное торговым деятелям старание для распространения литературного, музыкального или художественного произведения среди публики. Издатель обязан, как выражается наш закон, принять "все обычно соблюдаемые меры" к распространению издания. Он должен провести обычные публикации, разослать даровые экземпляры, войти в комиссионные сношения с книготорговцами различных городов, выставить новинку в окнах и витринах" <1>. Следует отметить, что указание на обязанность издателя "принять все зависящие от него меры к распространению произведения" предусматривалось также законодательством советского периода <2>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 258, 259.

<2> См.: Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 5.

 

Г.Ф. Шершеневич обращал особое внимание на то обстоятельство, что издание должно быть продаваемым, иметь соответствующий респектабельный и товарный вид. По его мнению, издатель обязан даже цену книги определить таким образом, чтобы она не препятствовала ее широкому распространению: "Может быть, для издателя выгоднее продать небольшое количество экземпляров по дорогой цене, нежели большое количество по низкой. Но в этом случае интересы издателя способны стать в противоречие с интересами автора" <1>. Следует добавить, что такой подход будет противоречить интересам не только автора, но и всего общества, тем целям, достижению которых призвано служить право интеллектуальной собственности.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 257.

 

Действующее законодательство не дает оснований для вышеизложенных выводов, а положения об обязанности использования произведений ограничены случаями заключения издательского лицензионного договора. В остальных случаях такие положения могут быть предусмотрены на договорном уровне.

Основное дополнительное требование, которое возлагается в соответствии со ст. 1287 ГК РФ на издателя, заключившего издательский лицензионный договор, сводится к обязанности издателя начать использование произведения, т.е. осуществить его издание, в определенный срок.

Срок, в течение которого издатель должен обеспечить издание произведения, может быть установлен договором, а если в договоре такой срок не определен, то использование издателем произведения должно быть начато в "срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования".

В случае невыполнения издателем (лицензиатом) обязанности по изданию произведения автор или иной правообладатель, заключивший с издателем договор (лицензиар), вправе отказаться от договора без возмещения причиненных таким отказом убытков. При этом заключенный договор может быть расторгнут правообладателем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 450 Кодекса, причем, несмотря на расторжение издательского лицензионного договора, автор (правообладатель) вправе требовать выплаты ему предусмотренного договором вознаграждения в полном объеме.

Как представляется, положения ст. 1287 ГК РФ оставляют большой простор для субъективного усмотрения на практике.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.