Основные причины возникновения неисправностей батареи в процессе эксплуатации, способы их диагностирования и устранения приведены в табл.1.
Техническое состояние батареи определяют с помощью аккумуляторных пробников Э107 и Э108. Напряжение под нагрузкой пробника в конце пятисекундного интервала у батарей с общей крышкой должно быть более 8,9 В, а у батареи с открытыми межэлектродными перемычками – более 1,8 В у отдельного аккумулятора.
Ускоренный саморазряд из-за разрушения или «прорастания» сепараторов, замыкания электродов шламом при выпадении активной массы аккумуляторной батареи
| Определяют вольтметров величину ЭДС батареи. Если ЭДС имеет низкое значение при нормальной плотности электролита, то аккумуляторная батарея неисправна
| Ремонтируют аккумулятор с заменой разрушенных сепараторов и удалением шлама
|
Ускоренный саморазряд аккумуляторной батареи из-за применения грязной воды или электролита
| Проверяют, не находится ли стрелка вольтметра или амперметра в зоне разряда
| Разряжают аккумуляторную батарею током десятичасового разряда до 1,1-1,2 В на аккумуляторе, электролит удаляют, батарею промывают, заливают новый электролит и заряжают до нормы
|
Сульфатация электродов из-за длительного хранения аккумуляторной батареи, эксплуатация батареи при низкой заряженности и с пониженным уровнем электролита
| Сульфатацию определяют по высокому напряжению в начале заряда, преждевременному газовыделению при незначительном увеличении плотности электролита в процессе заряда или по повышению температуры и понижению напряжения в конце заряда
| Электролит удаляют, заливают новый плотностью 1,145 г/см3, заряжают аккумуляторную батарею силой тока 0,05 С20, к концу заряда доводят плотность электролита до нормы. Если эти меры не помогут аккумулятор ремонтируют.
|
Окисление выводов аккумуляторной батареи и наконечников вследствие неплотного крепления в местах соединений
| Определяют по наличию белого налета в местах соединений клемм и наконечников
| Зачищают с удаление белого налета, закрепляют и смазывают выводы батареи и наконечники техническим вазелином
|
Короткие замыкания в цепях электрических потребителей
| Выключают все потребители и отсоединяют от аккумуляторной батареи провод «масса». Затем касаются этим проводом до «-» батареи. Наличие искры свидетельствует о коротком замыкании, которое обнаруживают последовательной проверкой цепей тестером или мультиметром
| Устраняют обнаруженное место короткого замыкания дополнительной изоляцией
|
Неисправен один или несколько аккумуляторов
| Измеряют емкость батареи, которая будет меньше нормальной. При этом напряжение под нагрузкой быстро снижается
| Меняют аккумуляторную батарею на исправную
|
Неисправна генераторная установка
| Напряжение на выходе генераторной установки ниже нормы
| Ремонтируют генераторную установку
|
Быстрое снижение уровня электролита
|
Поврежден моноблок батареи
| Обнаруживают трещины моноблока
| Ремонтируют моноблок батареи или меняют
|
Перезаряд аккумулятора из-за повышенного зарядного напряжения от генератора
| Измеряют напряжение на выходе генераторной установки, которое будет выше нормы
| Ремонтируют или меняют регулятор напряжения или генератор
|
Неплотно завернуты пробки
| Проверяют затяжку пробок
| Устраняют дефект
|
Выплескивание электролита через вентиляционные отверстия в пробках батареи
|
Повышенный зарядный ток
| Проверяют исправность генераторной установки
| Ремонтируют регулятор напряжения или заменяют его на новый
|
Короткое замыкание электродов аккумуляторной батареи разной полярности
| Отсутствует напряжение на неисправном аккумуляторе
| Ремонтируют аккумуляторную батарею
|
Аккумуляторная батарея не заряжается
|
Обрыв в цепи генераторная установка – батарея
| Проверяют вольтметром напряжение на выходе генератора, обрывы определяют тестером
| Найденный обрыв устраняют
|
Разрушение активной массы электродов
| Измеряют ЭДС батареи. При нормальной плотности электролита она будет мала при слабом газовыделении при заряде
| Ремонтируют аккумуляторную батарею
|
Стрелка вольтметра находится в «красной» зоне, амперметр показывает большой зарядный ток при нормальном уровне регулируемого напряжения
|
Короткое замыкание электродов аккумуляторной батареи разной полярности
| Измеряют напряжение на неисправном аккумуляторе (оно равно нулю)
| Ремонтируют аккумуляторную батарею
|
Заряд батареи можно осуществлять двумя методами: при постоянной силе тока и при постоянном напряжении зарядного источника. Режим заряда при неизменной силе тока может быть одно- или двухступенчатым. Сила тока при одноступенчатом 20-часовом режиме заряда составляет 0,05 С20.