1)Уровень сознаниясостоит из ощущений и переживаний которые осознаются в данный момент времени (например информация и лёгкое чувство голода)
2)Предсознательное- включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернутся в сознание в результате минимального усилия (например чем завтракали утром)
3)Бессознательное- представляет собой хранилище примитивных инкстинктов побуждений, плюс эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.
Структура личности
Ид (от лат. «оно») означает исключительно примитивные, инкстинктивные и врождённые аспекты личности, функционирует бессознательно, и связано с инкстинктивными, биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), ид- посредник между соматическими и психическими процессами
Два процесса посредством которые ид избавляет личность от напряжения:
1)Рефлекторные действия- отвечает автоматически на сигналы возбуждения, и таким образом сразу снимает напряжение (кашель, слёзы и.т.д.)
2)Когда рефлекторное действие не может снизить напряджения, вступает в действия другая функция ид называемая
первичным процессом представления-ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности
Эго (от лат. «ego»-я)- это компанент психического апарата ответственный за принятия решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром, эта цель зачтавляет учится думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные стратеги в своїм стремлении удовлетворить желания и потребности ид.
Супер Эго (от лат. «super»- «сверх» и «ego» «я») представляет собой интерализованную версію общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда организм не рождается с Супер Эго. Скорее дети должны обрести его благодаря взаимодействию с родителями, учителями, и другими «формирующими» фигурами. Формально оно появляется тога корда ребёнок начинает раз личать «правильно» и «не правильн6о»; узнаёт, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно, появляется приблезительно в воздасте от 3 до 5 лет. Первоначально это тольео родители, по мере соц.. расширения кол-во этих фигур увеличивается.
Можно рассматривать Супер Эго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума.
Фпейд разделил Супер Эго на две подсистемы:1) Совесть- связана с родительським наказаним, в результате переходит в самокритику и рождает чувство вины
2)Эго идеал- то что поощряли родители, и вызывает чувство самоуважения и гордостьи
Инкстинкты- движущая сила поведения. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напрядение- их действия служат уменьшению этого напряжения. Инкстинкты являються конечной причиной любой активности.
Сущность жизни и смерти
1)Жизни- Эрос- поддержание жизненных процес сов и обеспечивает размножение вида.
Наиболее существенным Фрейд ситал сексуальный инкстинкт. Энергия сексуальних инкстинктов получила название либидо (от лат «хотеть» или «желать»)
Либидо- это определённое кол-во психической энергии которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Фрейд пола гал что существует не один инкстинкт, а несколько, каждый из них связан с определённым участком тела, названным эрогенной зоной (рот. Анус, половые органы),
Эрогенная зона является потонциальным источником напряжения и что манипуляции этих зон ведут к снижению напряжения- кусание, сосание, опорожнение кишечника, маструбация.
2)Инкстинкт смерти Танатос- лежит в основе всех проявлений жест окости, агрессии, самоубивств и убивств. Инкстинкт смерти подчиняется принципу
энтропии – закон термодинамики согласно котрому любая энергитическая система стремится к сохранению энергетического равновесия. Живым организмам свойственно стремится к состоянию из котрого они пришли. Шопенгауэр- все мы едем к смерти.
Согласно Фрейду- все устройства современной цивилизации (искуство, музика, литература) являються продуктам смещения сексуальной и агрессивной энергии.
Развитие личности: психосексуальне стадии
Фрейд был убеждён что основной фундамент личности закладывается до 5 лет
Вторая предпосылка состоит в том что человек рождается с определённым количеством сексуальной энергии (либидо) которая затем проходит в своём развитии через несколько психосексуальних стадий
Фрейду принадлежит гипотеза о 4 последовательных стадий развития личности:
оральной, анальной, фаллической и генитальной
Латентный период- между 6-7 годами жизни и половой зрелости- пубертат
Всё тесно связано с эрогенными зонами, участкоми тела которые функционируют как локусы выражения побуждения либидо
Эрогенные зоны включают в себя- уши, глаза, рот (губы), молочне железы. Анус и половые органы.