Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средневековая философия. Спор номинализма и реализма



Характерные особенности представлений СФ о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в СФ)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Философствование в вере( Августин) Люби бога и тогда делай что хочешь,воля как сущность личности, свобода как черта воли(не разума) Теоцентризм монотеизм креацегонизм вера в бога надежда на спасение совесть духовность этика долга
Гармонизм веры и разума Вера ведет разум, разум подкрепляет веру, философия – введение к религии, свобода человека как разумная воля движения к богу( совершенство)  
вывод Основная характеристика средневековья тецентризм

Философия нового времени

этап представители Главный философский интерес
16век   Гуманизм, эстетическое отношение к действительности
17век Декарт, Локк Ясные идеи и дедуктивное построение теории, теория познания
  Кант Априорные принцыпы
  Маркс Энгельс Практическая философия проблемы труда
19век Гегель Универсальная система философских идей

 

Немецкая классическая философия

Проблема получения знаний с помощью чувств составила центр философской школы, получившей название сенсуализм(18век) а критический анализ возможности познания истины сделался предметом исследования И. Канта. В конечном счете Кант пришел к выводу о существовании опытного (эмпирического) и доопытного(априорного) знания и о невозможности для человека познать сущность сверхчувственного, т.е. того что находиться за пределами эмпирического опыта, рассудка и разума ( бытие вселенной души и т.п.). Поэтому после Канта философы начали успешно развивать материализм, основываясь на объективном существовании (по Канту) вещей в себе, а другие, не менее успешно развивали идеализм. Вершиной немецкой классической философии была философия Гегеля. Она представляла собой четкую и законченную философскую систему, в основе которой лежало представление об абсолютной идее, которая в процессе своего развития претерпевала первое отрицание и порождала природу, а потом и второе отрицание, что приводило к появлению общества или человека (абсолютного духа). Гегель разрабатывает 3 закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон колличественно0качественных изменений и закон отрицания отрицания, считая последний главным законом диалектического метода познания мира. Философия Канта.

Способности души в совокупности Априорные доопытные принципы Применение их к Получаемое суждение Основные ценности Познавательные способности
Познов. Способности Закономерность Природа Теоретические Истина Рассудок
Чувство удовлетворения и неудовлетвореннее Целесообразность Искусство Эстетические Красота способности суждения
Способности и желания Конечная цель свобода Практические или нравственные добро разум

Рассудок – наука, Разум – нравственность, важнее чем рассудок

Марксиская философия

Разрешением идей, сформированных в немецкой классической философии после Л. Фейербаха, занимались К. Маркс (1828-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Их философское учение можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии.

Маркс обосновывает понятие гуманизма на основе идей свободной, универсальной творческой сущности человека, реализации которой препятствуют различные виды человеческого отчуждения: от природы, “родовой сущности”, общества. Обратный отчуждению процесс Марс называет процессом присвоения человеком своей родовой сущности, в ходе которого меняется отношение человека к природе и людям.

По Марксу именно в труде проявляется специфичность бытия человека, принципиальное отличие человека от животного в их отношении к природе. Маркс выделяет в деятельности человека два основных момента: опредмечивание и распредмечивание.

Опредмечивание – переход свойств и характеристик живого процесса деятельности субъекта в объект, в свойство предмета.

Распредмечивание – обратный переход предметности в живой процесс, это процесс освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их также и природы.

Так как в процессе труда человек имеет дело с орудиями труда, системой знаний и другими видами деятельности других людей, то в самой трудовой деятельности человека уже заключена простейшая социальная связь. Универсально-развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек – таков гуманистический идеал в марксистской философии.

На основе материалистической концепции Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии. Идеология – “ложное сознание”, источником которого является социальная действительность, а точнее ее извращенный вид. Таким образом, идеология отражает противоречия исторического процесса, когда господствует отчуждение. Идеология – плод социального расслоения классового общества.

Главным принципом марксистской философии становится принцип практики. Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру. Опыт истолковывается как совокупность взаимосвязей человека с внешним миром – двусмысленное понятие. Практика – совокупная деятельность человека по преобразованию природы, формированию социальных отношений. Практика всегда носит общественный характер, она является основой и движущей силой познания. Она же есть сфера приложения знания.

Истина в марксистской философии – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Истина объективна, то есть, независима от сознания субъекта. Абсолютная истина – бесконечная сумма относительных истин, проверенных практикой. То есть абсолютная истина никогда полностью познана не будет.

Для философии марксизма характерна открытая классовая(пролетарская) позиция. Развивая политическую доктрину марксизма, Ленин формулирует закон о неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран и приходит к выводу о возможной победе социалистической революции первоначально в нескольких или даже одо отдельно взятой стране. Затем он раскрывает скобки в учении Маркса о диктатуре пролетариата включая в состав движущих сил социалестической революции не только пролетариат, но и беднейшее крестьянство, делает вывод о новой форме власти – советах. Все эти позиции ленинизма тесно связаны с его социальной философией.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.