Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мышление. Расстройства мышления

Яцемирская Р.С. «Социальная геронтология»


Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, раскрывает отношения и связи между предметами и явлениями, в том числе такими, которые не являются объектами ощущений и восприятий. Если восприятие способствует непосредственному познанию действительности, томышление отражает реальный мир опосредованно и обобщенно. Наиболее высокая форма обобщения - понятие. В понятии заключено то, что не может быть непосредственно воспринято при помощи наших органов чувств. Понятие отражает в предмете лишь существенное.Связь между двумя или несколькими понятиями выражается в виде суждения. Суждение -это утверждение или отрицание чего-либо. Суждение является основной формой, в которой совершается мыслительный процесс.

При изучении расстройств мышления принято разделять их на патологию ассоциативного процесса и патологию суждения.

Патология ассоциативного процесса заключается в болезненном изменении темпа мышления, нарушении стройности и целенаправленности. При нарушении темпа наблюдается ускорение или замедление мышления. Ускорение мышления характерно для маниакальных состояний. Темп мышления настолько ускоряется при прогрессировании маниакального состояния, что становится практически невозможно уследить за ассоциациями больного. Выражением резкого ускорения темпа является “скачка идей”. Замедление темпа мышления характерно для депрессивных, апатических и астенических состояний.

Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм, который представляет собой возникающий помимо воли больного наплыв мыслей. Поток мыслей, образов, представлений, воспоминаний обрушивается на больного в быстром темпе, больной не может справиться с ним, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным.

Нарушение ассоциативного процесса по стройности может проявляться в различных формах. Характерным видом является разорванность мышления. Разорванность выражается в нарушении смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы. Своеобразной формой патологии мышления является паралогическое мышление, при котором не просто нарушается нормальная логическая сущность умозаключений, а возникает иная, свойственная только больному система логических построений. В цепи паралогических умозаключений могут быть использованы законы нормальной логики частично, но выводы оказываются паралогическими.

Рассматривая патологию ассоциативного процесса по целенаправленности, нужно остановиться на патологической обстоятельности, персеверации, резонерстве.

При патологической обстоятельности человек, излагая события, застревает на деталях, теряет основную мысль повествования, не может выделить, что является главным в излагаемом материале. Это расстройство мышления характерно для больных эпилепсией с изменениями личности и старых людей, страдающих атеросклерозом сосудов головного мозга.

Персеверации представляют собой застревание в сознании одной какой-нибудь мысли или представления с неоднократным и монотонным их повторением в ответ на вновь задаваемые вопросы, которые уже не имеют к первоначальным никакого отношения.

Резонерство -это патология ассоциативного процесса, которая проявляется в склонности к бесплодному рассуждательству. Больной в своем повествовании пользуется декларированными заявлениями, производит всевозможные абстрактные обобщения, приводит необоснованные доказательства. При этом отмечается склонность больных к употреблению высокопарных выражений, необоснованное применение научных терминов, философских рассуждений, громоздкость грамматического построения речи.

К патологии суждения относятся сверхценные, навязчивые, бредоподобные и бредовые идеи.

Сверхценные идеи представляют собой нормальные мысли или идеи, которые приобрели непомерно большое место в психике больного вследствие их эмоциональной насыщенности и аффективной заряженности ими человека. Примером могут служить наблюдения в старческом возрасте, где речь идет о моральном притеснении, несправедливом ущемлении прав, которые, якобы чинят пожилому человеку лица из ближайшего окружения. Обычны здесь чувства обиды, несправедливости. Как правило, история вращается вокруг одного или двух конкретных эпизодов, которые прочно удерживаются в памяти на протяжении многих лет. Такой человек предпринимает попытки добиться осуждения своего недоброжелателя, “открыть” глаза окружающим на его недостойное поведение.

Навязчивые идеи. К категории навязчивых состояний относятся навязчивые мысли, сомнения, воспоминания, представления, желания, страхи, действия, от которых человек не может, хотя и хочет, освободиться. Особенно большое место занимают среди навязчивых состояний навязчивые страхи, или фобии, которых насчитывается больше 50 видов. Это и навязчивый страх больших улиц, открытых или замкнутых пространств, скоплений народа, страх заболеть неизлечимым заболеванием, страх внезапной смерти, наконец, страх возникновения страхов.

Бредоподобные идеи ближе всего стоят к бредовым и являются ложными умозаключениями, связанными с эмоционально-волевыми нарушениями и расстройством влечений.

Среди расстройств мышления особое место занимает бред.

Бред -это не соответствующее действительности, не поддающееся коррекции, ошибочно обоснованное суждение. Очень часто бредовые идеи не заключают в себе ничего нелепого. И только выяснение способа развития, источника возникновения, разбор тех посылок, из которых больной делает вывод, составляет иногда единственно верное средство, которое может убедить, что имеет место бредовая идея.

Содержание бреда может быть весьма разнообразным и меняется со сменой эпох, социальных формаций, мировоззрения людей.

По своему содержанию бредовые идеи могут быть разделены на две большие группы:

депрессивные с угнетающим, неприятным содержанием, и

грандиозные или экспансивные - идеи величия.

Депрессивные идеи, в свою очередь, могут быть весьма различны и в зависимости от своего содержания носят разные названия.

Ипохондрические бредовые идеи выражаются в том, что больной предполагает у себя какое-либо тяжелое неизлечимое заболевание. Бред отрицаниявыражается в убеждении, что у больных нет головы, желудка, все органы исчезли, кругом ничего нет, все умерли, ничего не существует. Из депрессивных бредовых идей в старости часто приходится встречаться с идеями самообвинения и идеями преследования.

При бреде самообвинениябольной уверен, что он негодяй, ничего не стоящий человек. Он постоянно живет в тревоге, что с ним и его близкими должно случиться какое-нибудь несчастье, что его ожидает наказание за его прегрешения. Больной считает, что он преступник, которого должны немедленно казнить, сжечь живым. Его ждут страшные муки и на этом и том свете. При дальнейшем развитии идеи самообвинения принимают глобальный характер, больной считает, что он такой великий грешник, равного которому нет на земле. Из-за него должны погибнуть не только все окружающие, но и весь мир.

В противоположность бреду самообвиненияпри бреде преследования больной обвиняет не самого себя, а других лиц, которые без всякой вины с его стороны желают причинить ему вред, погубить его. Вначале у больного возникает глухая, неосознанная, всеобъемлющая тревога, больной становится напряженным, настороженным, во всем окружающем видит затаенную угрозу. Больной утрачивает покой. Бред преследования очень часто начинаетсябредом толкования. Больному кажется, что окружающие стали к нему плохо относиться, насмехаются над ним, как-то особенно смотрят, перешептываются о нем, делают друг другу какие-то знаки. Распускают о нем всякие слухи с целью очернить его. Замечает, что какие-то люди неотступно следят за ним, ходят за ним по пятам, куда бы он ни пошел. Его личность становится центром, с которым исключительно связано все, совершающееся кругом. Для него лают собаки, пишутся газетные заметки. Он придает особое значение и символическое истолкование самым обычным явлениям.

К этому часто присоединяется бред воздействия. Больной заявляет, что находится под влиянием гипнотических, электрических или электромагнитных полей. Его мыслями управляют с помощью гипноза или другой специальной аппаратуры.

Бред преследования объединяет в себе бред отравления, а также бред ограбления и ущерба. При бреде отравления больной убежден, что его травят всевозможными способами, добавляя яд в пищу, питье, лекарство. Бредовые идеи отравления следует отличать от бреда порчи. При бреде отравления больной убежден, что яд, который подсыпали ему в пищу, опасен для всех, кто будет ее употреблять, а при бреде порчи больной считает, что порча направлена только на него и не опасна для окружающих.

Характерные для позднего возраста бредовые идеи ограбления и ущерба проявляются в болезненной убежденности больного, что его хотят ограбить, украсть у него ценности, одежду, отнять квартиру, дом. Бред ущерба сопровождается тревогой, страхом. Больные не спят по ночам, прислушиваются к каждому шороху, проверяют состояние запоров, прячут ценные вещи. Они уверены, что в их отсутствие к ним в квартиру кто-то проникает, они принимают специальные меры, чтобы доказать правоту своих подозрений, протягивают нитки поперек входа, обматывают замки, приклеивают скотчем отдельные домашние предметы, прочерчивают мелом линии на полу. И обнаруживают в который раз, что в комнате кто-то побывал, так как замки сломаны, ключ не поворачивается, на полу видны следы от ног, нити порваны, а предметы, несмотря на скотч, сдвинуты со своего места.

Ипохондрический бред у старого человека. На фоне сниженного настроения появляются высказывания, что его внутренние органы не работают, они атрофированы, все внутренние органы разлагаются, гниют, вместо них остается пустота. Сам больной превращается в “живой труп”, обреченный на вечные страдания. Типичными жалобами при этом являются жалобы на отсутствие стула и мочи. Больные заявляют, что годами у них не бывает физиологических отправлений. Они опасаются, что может возникнуть непроходимость кишечника, часто настаивают на консультации хирурга. Никакие при этом доводы на больных не действуют.

Особенно характерен для старых людей бред малого размаха или маломасштабный бред, в содержании которого большую роль играют ситуационные моменты. Бредовые переживания ограничиваются чисто бытовыми вопросами (соседи или родственники притесняют, издеваются, выживают из квартиры, подкладывают в пищу отраву, подменивают вещи). Бредовые идеи, таким образом, представляют неправильную трактовку обычных ничего не значащих событий, а также поступков и высказываний окружающих. Бредовые идеи отличаются будничным житейским характером, подкупают кажущейся правдоподобностью,
понятностью.

Все эти особенности представляются очень существенными в плане того, что могут индуцировать окружающих, создавать общественное мнение, причем старые люди предстают как обиженные, несправедливо ущемленные люди. Столь частые идеи ущерба, воровства в картине этого бреда отражают определенным образом, “характерную для старости заботу о сохранении достигнутого в жизни”, по мнению известного советского геронтопсихиатра Э. Штернберга.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.