Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАК ОДНАЖДЫ ХИТРЕЦЫ ИЗ ГОРОДСКОЙ УПРАВЫ ДОЛЬШЕ ДРУГИХ ГОРЕВАЛИ



 

В 1967 году отцы города Эрлангена, искавшие, по‑ видимому, возможность несколько поднять культурный престиж старейшего университетского города страны, обнаружили одно упущение в программах западногерманских фестивалей: там не было представлено кабаре. Возможно, определенную роль здесь сыграл и коммерческий расчет: на сатирический спектакль легче собрать публику, чем на фестиваль оперной, камерной или симфонической музыки. Таким образом, открывается возможность добиться большего эффекта при меньших затратах. Было объявлено: «Впервые! Дни кабаре в Эрлангене». Мне выпала почетная задача выступить с программой на открытии дней. В соответствии с этим по старому доброму бюрократическому обычаю мне прислали и письменный договор.

Однако за несколько недель до объявленного срока на моем письменном столе внезапно очутилось письмо от устроителей фестиваля с категорической просьбой: сократить мою программу на две трети, то есть до сорока минут – из‑за речей, которые будут произноситься по случаю торжественного открытия. О том, что не во времени тут было дело, отчетливо свидетельствовал заключительный абзац письма. «…Это сокращение наверняка даст Вам возможность изъять из программы критические пассажи по адресу господина Штрауса». Меня просили проявить понимание: обер‑бургомистр Эрлангена Бруно Л. является «ближайшим другом» председателя ХСС…

Что касается просьбы сократить программу по времени, то тут я еще мог бы пойти навстречу устроителям, но позволить вмешиваться в ее содержание… В конце концов в моих гастрольных договорах не случайно предусмотрен пункт 12, который гласит: «Решения по содержанию программы и по всем вопросам, связанным с искусством, принимает исключительно контрагент II». «Контрагент II» – это я. Отцы города подписали договор, и именно на это я указал им в своем ответе – вначале в любезной, затем в более энергичной форме. Однако цензоры, заботившиеся о дружеских связях городского головы, продолжали гнуть свою линию. Отцы города явно струхнули. Сатира – сколько угодно, но затрагивать баварского крайне правого лидера нельзя. Баста. Никаких возражений.

Я срочно проинформировал о происшедшем других участников фестиваля, в том числе Самми Дрекзеля, руководителя кабаре «Мюнхнер лах‑унд шисгезельшафт», и Клауса Будзинского, рецензента, энергичного и эрудированного знатока кабаре. Оба выступили с резким протестом против откровенных попыток вмешательства цензуры – безрезультатно. Устроители настаивали на своем, по‑видимому считая: кто платит гонорар, тот покупает и политические взгляды артиста. Скандал казался неизбежным.

Неожиданно 19 апреля скончался бывший канцлер Конрад Аденауэр. Своей «политикой с позиции силы» он закрепил раскол Германии и при этом, как это ни парадоксально, снискал себе в ФРГ репутацию «великого немца». По случаю его смерти федеральное правительство объявило государственный траур в течение трех дней.

На 24 апреля намечалось открытие «Дней кабаре» в Эрлангене. Городские цензоры, сами заварившие всю эту кашу с программой, немедленно воспользовались ситуацией, чтобы элегантно выйти сухими из воды. Они мудро решили, что в Эрлангене государственный траур попросту будет длиться на два дня дольше, чем во всей остальной Федеративной Республике, а именно по 24 апреля включительно. Меня кратко известили, что «из‑за соображений высшего порядка» мое выступление на открытии, «к сожалению», не может состояться. Вот таким образом «Дни кабаре» начались на день позже и без этой ужасной программы Киттнера…

Так Конрад Аденауэр и после смерти сумел оказать услугу своему политическому дружку Штраусу, защитив его от низкопробных нападок какого‑то сатирика.

Но только в Эрлангене. В 25 километрах от него – в Нюрнберге государственный траур в это время уже закончился, как, впрочем, и во всей ФРГ. Там я имел возможность, не встречая возражений со стороны властей, уже 23 апреля снова тешить народ сатирой. Более того: мы продлили нюрнбергские гастроли еще на один День, использовав паузу, возникшую из‑за несостоявшегося выступления в Эрлангене. Многие поклонники кабаре из этого города проделали короткое путешествие к соседям и получили возможность насладиться программой, запрещенной в их родном городе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.