Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И педиатрического факультетов



Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Белорусский Государственный Медицинский Университет

Кафедра патологической физиологии

 

Ф.И. Висмонт

 

 

Воспаление

(Патофизиологические аспекты)

 

Учебно-методическое пособие

 

Минск, 2006


УДК

ББК

А 94

 

 

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия .04.2006 г., протокол №

 

 

Автор д-р мед. наук, проф., член корр. НАН Беларуси Ф.И. Висмонт

 

 

Рецензенты: д-р мед. наук, проф., член корр. НАН Беларуси Л.М. Лобанок;

д-р мед. наук, проф. М.К. Недзьведь

 

 

Висмонт Ф.И.

А 94 Воспаление (патофизиологические аспекты): уч. метод. Пособие / Ф.И. Висмонт. – Мн.: БГМУ, 2006. – 48 с.

 

В пособии дана патофизиологическая оценка воспаления как “ключевого” общепатологического процесса и как защитно-приспособительной реакции, направленной на ликвидацию повреждающего агента и восстановление поврежденной ткани. С учетом современного состояния науки, последних достижений медицины освещаются вопросы этиологии и патогенеза, стадии и виды, клинические проявления воспаления. Рассматриваются существующие теории воспаления. Особое внимание уделяется сущности и месту воспаления в биологии, медицине и патологии, его значению для организма.

Предназначено для студентов-медиков 3-го курса всех факультетов.

 

 

УДК

ББК

 

© Оформление. Белорусский государственный медицинский университет, 2006

 
 

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

 


Общее время занятий: 4 академических часа - для студентов стоматологического факультета, 6 – для студентов лечебного, медико-профилактического

и педиатрического факультетов.

Цель занятия– изучить основные причины возникновения, механизмы развития, клинические проявления, стадии и биологическую сущность воспаления как типового патологического процесса и на основе этих знаний, сформировать умение анализировать клинические и модельные ситуации, связанные с развитием воспаления, решать профессиональные задачи врача.

Задачи занятия - студент должен:

1. Знать:

- определение понятий “воспаление”, “альтерация”, “экссудация”, “фагоцитоз”;

- причины возникновения и механизмы развития воспалительного процесса;

- основные “медиаторы воспаления” (клеточные и гуморальные), их происхождение, принципы классификации;

- основные эффекты “медиаторов воспаления”;

- основные эндогенные противовоспалительные факторы;

- стадии воспаления;

- стадии нарушений периферического кровообращения в очаге воспаления и механизмы их развития;

- виды экссудатов, их отличие от транссудата;

- стадии фагоцитоза и их механизмы, его биологическое значение;

- стадии, пути, механизмы эмиграции лейкоцитов при воспалении;

- причины и виды нарушения фагоцитоза;

- механизмы процессов пролиферации, ее стимуляторы и ингибиторы;

- патогенетические особенности острого и хронического воспаления;

- основные теории патогенеза воспаления.

2. Уметь:

- грамотно интерпретировать основные существующие теории патогенеза воспаления;

- охарактеризовать биологическое значение воспаления;

- решать профессиональные задачи на основе патофизиологического анализа клинических и модельных ситуаций, связанных с развитием воспаления.

3. Быть ознакомлен с:

- клиническими проявлениями и основными принципами выявления воспаления;

- особенностями клинического течения острого и хронического воспалительного процесса у детей и лиц пожилого возраста.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СМЕЖНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

1. Внутренняя среда организма и механизмы поддержания гомеостаза.

2. Основы регуляции жизнедеятельности организма.

3. Функции крови.

4. Физиологически активные вещества влияющие на тонус и проницаемость сосудов.

5. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тонуса сосудов.

6. Факторы адгезии лейкоцитов к эндотелию.

7. Лейкоцитоз. Его виды.

8. Фагоцитоз как защитная реакция организма.

9. Иммунитет и иммуннодефицитные состояния.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Определение понятия и общая характеристика компонентов воспаления.

2. Воспаление как типовой патологический процесс. Местные и системные проявления воспаления.

3. Этиология воспаления. Первичная и вторичная альтерация при воспалении.

4. Основные медиаторы воспаления, их происхождение, принципы классификации. Эндогенные противовоспалительные факторы.

5. Значение медиаторов воспаления в развитии вторичной альтерации.

6. Физико-химические изменения в очаге воспаления, механизмы их развития и значение.

7. Сосудистые реакции и динамика нарушений периферического кровообращения в очаге воспаления. Механизмы развития и значение.

8. Причины и механизмы повышения проницаемости сосудистой стенки в очаге воспаления.

9. Определение, механизмы развития и значение экссудации при воспалении.

10. Виды экссудатов, их отличие от транссудата.

11. Определение понятия и биологическое значение фагоцитоза. Стадии фагоцитоза и их механизмы. Учение И.И. Мечникова о фагоцитозе как защитной реакции организма.

12. Стадии, пути и механизмы эмиграции лейкоцитов при воспалении.

13. Факторы, регулирующие активность фагоцитов в очаге воспаления. Фагоцитоз, стадии и механизмы. Причины и виды нарушения фагоцитоза.

14. Стадия пролиферации, ее основные проявления и механизмы развития.

15. Исходы и виды воспаления. Особенности патогенеза острого и хронического воспалительного процесса.

16. Связь местных и общих явлений при воспалении. Роль нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии воспаления.

17. Положительное и отрицательное значение воспаления для организма. Общебиологическое значение воспаления.

18. Основные теории патогенеза воспаления. Современные представления о механизме воспаления.


ВОСПАЛЕНИЕ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.