Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 28. Возникновение и развитие древнейших государств в Китае. Шан-Инь и Чжоу



На территории Китая начиная с эпохи каменного века обитало множество разных этнических общностей, которые создавали свои самобытные культуры. До того как возник термин «ханьцы», протокитайцы наделяли себя разными самоназваниями. Судя по древнейшим надписям конца II тысячелетия до н. э., другими ранними самоназваниями населения бассейна Хуанхэ, колыбели древнекитайской цивилизации, были Шан и Чжоу. Хуа, Шан и Чжоу с известными оговорками можно считать наиболее древними из известных нам этнонимов носителей бронзовой культуры в Северном Китае.

Древнее общество на территории Китая представляет собой самостоятельный замкнутый социальный и политический комплекс с особыми, присущими древним обществам закономерностями и узловыми вехами развития. Основная антагонистическая общественная грань пролегала между свободными и несвободными. Понятие «рабство» было и синонимом «варварства», «бескультурья», в противоположность «культурности» истинно благородных «господ», и наоборот, люди некитайской культуры именно поэтому третировались (а не но национальному или расовому признаку) как низшие, «варвары». Показательно, что термин «ханьжэнь» как символ осознания этнического единства китайской народности появляется лишь в конце древности. Прежде всего осознавалось приобщение к миру сначала Чжоуского объединения, а потом Цинь-Ханьской империи, соседних с нею стран, племен и пародов. Это выражалось в добровольном или вынужденном принятии ими, сначала хотя бы номинально, официальной идеологии и культуры этой империи, что, естественно, предполагало социально-культурную ассимиляцию прежде всего аристократии с включением в состав правящего класса империи. Общественные низы недавних «варваров» органически смыкались при этом с «ханьжэнь», угнетенными массами коренного населения империи.

В IV—III тысячелетиях до н. э, в Северном Китае складывается ряд неолитических комплексов, наиболее изученным из которых является яншаоский. Характеризуемая расписной керамикой, полуоседлым неполивным подсечным земледелием (основная культура — просо) и одомашниванием целого ряда животных (свиньи, козы, овцы, собаки, кур и крупного рогатого скота), культура Яншао типологически относится к развитому неолиту.

Завершает каменный век луншаньский комплекс, знаменитый своей серой и особенно тонкостенной чернолощеной керамикой6. Поэтому луншаньская культура называется также «культурой черной керамики». Этот комплекс более компактен, чем Яншао; он отличается крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием и безусловно большей ролью скотоводства, с признаками отделения ремесла от земледелия и зачатками обработки металла. Для культуры Луншань характерны поселения, окруженные стенами из утрамбованной земли. Использование жителями луншаньских поселений разработанной техники гадания на лопаточных костях баранов, коров, свиней свидетельствует о складывании организованного культа и выделении в лупшаньской родовой общине жречества как особой социальной категории. Именно здесь намечается тот коренной перелом, который завершится созданием комплексов укрепленных городских центров — очагов бронзовой индустрии — Шан-Инь и Чжоу.

Шан-Инь.

В Северном Китае Шанское «городское общество» в последние века II тысячелетия до н.э. встало во главе довольно крупного, этнически неоднородного и нестабильного объединения. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века (прочная оседлость города, отделение ремесла от земледелия). Прочная оседлость отличает шанские поселения описываемой эпохи (т. е. периода «гадательных костей»: XIV— XI вв. до н. э.) от всех предшествующих. Земледельческие орудия труда все еще оставались неолитическими. Скотоводство играло немалую роль в жизни «общества гадательных костей». Распри из-за пастбищ были одной из причин войн шанцев с соседями. Шанцы возделывали сорго (гаолян), ячмень, различные виды пшеницы, просо, панзу, вид конопли со съедобными зернами. Главными сельскохозяйственными культурами были просо, пшеница, чумиза и гаолян. Нет полной ясности, был ли известен шанцам рис, но если и был, то только суходольный, ибо ирригация еще не существовала и урожай целиком зависел от дождя, о чем имеются прямые свидетельства гадательных надписей. Техника бронзового литья шанцев достигла весьма высокого уровня: изготовлялись ритуальная утварь, оружие, детали колесниц, но орудия труда в подавляющем большинстве своем были каменными и костяными, впрочем, и оружие еще в значительной мере оставалось неолитическим (каменные топоры, наконечники копий, стрел). Торговля была развита слабо и носила меновой характер, но все же имелись товаро-деньги — раковины каури. Не только в эту эпоху, но и позднее, в чжоуском Китае, специфика товарно-денежных отношений заключалась в том, что государственная распределительная система товарообмена сочеталась с отдельными элементами рыночной системы. Существовал и международный обмен. Основной формой международного обмена был захват — самый примитивный, хищнический способ международных связей.

Основу шанского общества составляли свободные территориальные семейные общины. В ритуальных трапезах с закланием 300—400 быков и более, вплоть до тысячи голов, участвовало все взрослое население, исчислявшееся тысячами человек. Ван, как верховный жрец, выступал подателем мясной пищи народа, компенсировавшей в определенные периоды белковое голодание земледельческого коллектива. Массовые жертвоприношения были не только ритуально значимы, но и, видимо, должны были как-то сдерживать имущественное расслоение и обогащение отдельных шанских родов и знатных семей.

Ван также выступал организатором производств, в частности, возглавлял крупные земледельческие работы в правительском хозяйстве; участие в них общинников считалось общественно полезным трудом и частью обряда, обеспечивавшего плодородие почвы на всех полях страны. Запасы продовольствия, которыми ван располагал, все еще, видимо, представлялись важным страховым, обменным, семенным и жертвенным фондом шанской общины.

Ван предводительствовал на войне и на охоте. Важный вид войска, видимо дружину вана представляли воины на боевых колесницах. Но основную силу шанского войска все еще составляла масса общинного населения. Войны усиливали власть вана и других военачальников, в руках которых скапливались большие богатства. Выделились богатые и знатные роды, в которых внутри поколения, а затем по генеалогическому родству стали наследоваться высшие должности — прежде всего вана, определились роды, наследовавшие жреческие обязанности.

Чжоу.

Чжоу были скотоводами и земледельцами и вели полукочевой образ жизни. Захватив земли Шан, они основали свое государство - Чжоу.

Союз «городов» Шан был окружен враждебными племенами, с которыми он вел постоянны евойны. Агрессивность шанцев вызывала ответные действия племен. Затяжные войны с ними ослабили шанцев и стали в конечном счете одной из причин их гибели. Согласно ортодоксальной письменной традиции, в конце XII в. до х.э. (1122 г. до х.э.) шанцы были покорены уже давно угрожавшими им с запада, вероятно родственными им, чжоусцами, у которых интенсивно шел процесс государствообразования.

Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (приток Хуанхэ), хотя, по-видимому, чжоуские племена пришли сюда из более западных районов. Здесь они в первой половине II тысячелетия до н.э. занимались скотоводством и ранними формами земледелия. По некоторым данным можно полагать, что во второй половине II тысячелетия до н.э. чжоусцы были знакомы с литьем бронзы, а возможно, и с письменностью местного происхождения.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шан-иньской культуры. Постепенно осваивались новые земли, строились города. В VI-V вв. до н.э. чжоусцы научились добывать и обрабатывать железо. Благодаря использованию железных орудий труда стало возможным освоение новых, далеких от рек земель, вспашка становится глубже, улучшается техника возделывания полей. В этот период начинается применение удобрений. Высшее урожайность полей привела к общему процветанию страны. Высокого развития приобретают садоводство, огородничество. В городах и степных районах страны успешно развивается скотоводство. Было вырублены и сожжены под пашню густые леса, покрывавшие долины рек Янцзы, осушались местные болота. Истребление лесов повлекло за собой усиление разрушительной силы бурных речных потоков. Хуанхэ превратилась в настоящее бедствие для земледельцев.

Дальнейшее развития приобретает ремесло, особенно изготовления шелковых тканей и изделий, в настоящее период оживилась торговля. В VI в. до н.э. появились уже металлические деньги. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового В Чжоу прекращаются регулярные массовые жертвоприношения и ритуальные погребения рабов, столь характерные для шанской эпохи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.