Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 3. Города-государства Древнего Шумера в первой половине III тыс. до н.э



В 5-4 тыс. до н.э. в Южной Мессопотамии появился народ шумеров, с именем которых связано создание первой цивилизации, возможно самой древней из известных в науке. В 4 тыс. до н.э. здесь появились первые города – государства. Одним из древнейших городов стал Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на основе данных археологии, так и на базе древнейших памятников шумерской пиктографической письменности. Система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Жрецы‑администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников – все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.

Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения и совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Резко возрастали запасы получаемого с этих полей зерна, причем избыток его после удовлетворения текущих нужд оторванных от производства пищи работников все чаще использовался в качестве своего рода валюты: специальные служители храмов, тамкары, отправлялись на груженных зерном судах в далекие экспедиции, включая и морские, с целью выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Южного Двуречья металлы, камень, строительный лес и т.п.

С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт с которой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н.э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту‑налог, тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т.п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.

Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау (Бабы) в Лагаше в XXV–XXIV вв. до н.э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов – к слову, храм Бау не был единственным и в самом Лагаше; главным там в то время был храм бога Нингирсу (Нин‑Нгарсу, супруга Бау), верховный жрец которого выступал в качестве правителя‑энси. Обычные общинники при обработке земли храма Бау практически не использовались. Вся земля храма была поделена на три части. Первая по‑прежнему оставалась храмовой; ее обрабатывал персонал храма из числа бывших иноплеменников и иных стоявших вне общин лиц, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординальнх выдач. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников, – в качестве платы за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды с весьма умеренной арендной платой (1/6 – 1/8 урожая).

Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

В XXIV в. в государстве возрастает роль «энси», которые становятся верховными жрецами бога Лагаша Нингирсу . подобный процесс слияния двух должностей не только усилило власть правителя, но и отдалв его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных церемоний и ритуалов. Государство также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнился произволом служителей правителя, а также отменной старых обрядов.

В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка и произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Луганальда и к власти пришел его родственник Уруинимгина.

За период своего 6-летнего правления Уруинимгина провел реформы, удовлетворявшие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Эти реформы были записаны, что было одним из первых письменных фиксаций правовых норм.

Но одновременно усиливалась и Умма – древний и сильный противник Лагаша, которая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социальные противоречия в Лагаше способствовали его успехам: поход уммийцев привел к разорения Лагаша, его храмов, населения. В результате Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерких городов-государств со столицей, видимо в Уруке, которое рухнуло только под натиском более сильного централизованного государства - Аккады, возникшего к северу от Шумера.

 

Вопрос 4. Аккадское царство в XXIV-XXII вв. до н.э.Основателем Аккадского царства стал Саргон ( Шарумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагается, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона, то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь приянл все высшие титула – «лугаль Киша», «лугаль страны», а также «лугаль Аккады» - новой столицы которую он построил между Тигром и Ефратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом в завоевательной политике Саргона была война с Лугальзагеси и его союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некторые крупные шумерские города ( такие как Ур,Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь после 34 битв Саргон смог омыть свое победоносной оружие в водах Персидского залива.

С покорением Аккады Шумеры предприняли ряд успешных походов в северо-западном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покарены вплоть до « Кедрового леса» и «Серебренных гор» т.е до горного хребта Аммани и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна под названием Субарту ( Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Ефрата – в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона(2316-2261) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли – хозяйства –земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорого и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов, военная реформа( постоянная армия 5400-5500 человек) привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли( с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти – служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во временя Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение и покровительство богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители( чиновники и писцы) , ставятся во главе некоторых районов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на общинников, что увеличило их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает армию, давая войнам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккады ( 24-23 вв до н.э) явилось возникновение деспотии, представленной мощной властью царя( «шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царства началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске и отпали некоторые области( Субарту) и города( Вавило и другие).

Приемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов – Уммы, Адабы, лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, было перебито только в Умме и Дере около 13000 человек.

При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организоватьвоенные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них( например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь 2 походами на Элан.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приблеженных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша – Миништуша также прищлось подавить ряд восстаний.

Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.

В целях укрепления царской власти Миништуш вводит налоги с храмового хозяйства,расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основуы системы царских хозяйств. В тоже время он ищет поддержки у жрецов, увеличивая размер наделов и количества рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам – Суэн( 2236-2200). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, он принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья- наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам – суэна «богом Аккада», детерменатив божества становится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам- Суэна отличается большой активностью. Имея в виду, в частности, развитие торговли, он предпринимает экспедиции в дальние страны – в Маган(Восточная Аравия) и к рубежам Мелуххи ( Северо – Западная Индия), откуда в Месопотамию везут порфир, стеатит, лес, золотой песок и др. наряду с этим он организует успешные походы на северо – запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север – в Субарту и верховья Тигра, на восток в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и Сузах. На сузской «стеле Нарам – Суэна» являющейся выдающимся произведением искусства , запечатлен триумф царя в войне с лиллубеями. Титул «царь 4-ех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

На рубеже XXII–XXI вв. власть кутиев пала, и во главе нового «царства Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура.

 

5. Шумеро-аккадского государство III династии Ура.

3-я Династия Ура — царская династия, правившая в древнем шумерском городе Ур (Южное Междуречье) и объединявшая под своей властью всю Месопотамию около 2112 до н. э. — 2003 до н. э. Это был последний период шумерской государственности — так называемый шумерский ренессанс. Царство Шумера и Аккада в правление III династии Ура — это первая в истории тоталитарная держава, для которой были характерны огосударствление большей части хозяйства страны, контроль и регламентация всех аспектов жизни, четкая государственная идеология. Несмотря на подчеркнутый шумерский характер и то, что в официальном употреблении был только шумерский язык, на самом деле царство Шумера и Аккада было результатом синтеза шумерской и аккадской традиций, хотя и за доминированием первой, а в живом общении аккадский продолжал вытеснять шумерский.

В состав владений Третьей династии Ура входили — «Царства Шумера и Аккада», кроме собственно южного Междуречья, входили также значительная часть Верхней, или Северной Месопотамии, а также некоторые земли за Тигром и в Эламе.

Возникла династия, после изгнания гутиев, которые более чем 125 лет были захватчиками Месопотамии. Правитель Урука Утухенгаль изгнал их и объединил под своей властью весь Шумер и объявил себя царем Шумера и Аккада. Среди его сподвижников был и правитель Ура Ур-Намму, который вскоре после смерти Утухенгаля завоевал Урук и создал единое государство, известное сейчас как царство Третьей династии Ура.

Социально-исторические условия того времени в значительной степени повлияли на сам характер государства. Во-первых, это было возрождение Шумера после длительного иностранного завоевания. Среди шумеров были сильны патриотические и националистические настроения, которые требовали возвращения к старым, исконным шумерским порядкам. Во-вторых, страна после длительного господства варваров-завоевателей требовала хозяйственного возрождения — восстановления системы каналов, дорог и т. д. В-третьих, несмотря на желание вернуться к старым шумерским порядкам, огромное влияние на представления о власти составил Аккадский период и его деспотические цари. Также следует учитывать, что страну населяли не только шумеры, но и аккадцы и относительно недавние пришельцы амореи, а в живом общении основным языком был именно аккадский, а не шумерский. Поэтому, несмотря на доминирование шумерской культуры, государство Шумера и Аккада было в действительности синтезом двух традиций — шумерской и аккадской.

За время более чем столетнего правления III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, дворцов и усыпальниц царей в Уре.

Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц. Площадь таких земель значительно уступала царскому земельному фонду.

Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой, в том числе военной, и кое-где сохранившейся родовой знатью, высшим жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при подавлении восстаний, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. О большом развитии рабства говорит тот факт, что ими нередко владели люди небольшого достатка: храмовые служащие, пастухи, ремесленники. Положение рабов, особенно из числа военнопленных, трудившихся в централизованных царских хозяйствах, было крайне тяжелым. Нередко рабы совершали побеги, законы предусматривали вознаграждения их поимщикам. Рабы делились на государственных и производственных.

Государственное устройство имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью. Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, считался царем богов и покровителем земного царя. Царям воздавались божественные почести, и был учрежден их культ, жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был разработан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

Армия царя состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. Стали использоваться и наемники, главным образом из числа западных кочевник.

Внешняя политика государства в эпоху III династии Ура не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластными Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений. Строились крепости и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов. Внутреннюю силу царства все больше подтачивало недовольство народных масс, бегство рабов, невыполнение населением повинностей, голод, повышение цен, распад системы гигантского царского хозяйства. Натиск амореев шел уже и с запада, и с востока, ибо, обходя крепости и естественные преграды, они пересекли Месопотамию и наступали теперь с двух сторон. На юге страны — в Ларсе — возникло царство, основанное одним из вождей наемников-амореев. В стратегически важном городе Иссине возникло независимое от Ура государство с собственной династией. На северо-востоке от Шумеро-Аккадского царства отпала Эшнуна. Завершающий удар нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии. Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III—II тысячелетий до н. э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.