До настоящего времени в России профилактикой ВИЧ/СПИДа среди населения занимались преимущественно специалисты в области здравоохранения. Существует и успешно действует отлаженная система медицинской профилактики ВИЧ-инфекции. Организационно эта система представлена службами профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации.
Учитывая наибольшую вовлеченность в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью. Тенденция все большего вовлечения в проблему несовершеннолетних и молодежи, распространение ВИЧ-инфекции за пределами традиционных «групп риска» способствует пересмотру основных стратегий профилактики, в частности смещение акцента в профилактике ВИЧ-инфекции на превентивное обучение, т. е. подключение образовательной модели профилактики. Кроме того, привлечение специалистов образовательных учреждений к профилактике ВИЧ-инфекции способствует искоренению дискриминации ВИЧ-инфицированных, формированию адекватного гуманного отношения к носителям ВИЧ-инфекции, которых становится все больше и больше в образовательных учреждениях.
Согласно современному государственному подходу к профилактике ВИЧ-инфекции, предупреждением заражения детей и подростков ВИЧ-инфекцией, а также обеспечением социально-психологической адаптации ВИЧ-инфицированных призваны заниматься в первую очередь специалисты системы образования в рамках межведомственного взаимодействия со специалистами в области здравоохранения и права.
Учитывая масштабы эпидемии ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных групп, профилактические программы по предупреждению ВИЧ-инфицирования и сопровождению ВИЧ-инфицированных в идеале должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени вовлеченности учащихся в проблему ВИЧ/СПИДа.
На практике соблюдение этого принципа означает, что для детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских домах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению, а также имеющих интеллектуальные нарушения, необходимы разработка и проведение специальных профилактических программ на базе соответствующих образовательных учреждений.
По мнению экспертов ВОЗ и отечественных ученых, наиболее перспективными направлениями профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде признаны: просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа; обучение ответственному поведению детей и молодежи; формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.
Рассмотрим содержание каждого из выделенных направлений.
Данное направление предполагает предоставление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах их предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения (злоупотребление наркотическими средствами, ИППП и др.).
Просветительская деятельность в образовательном учрежднии должна опираться на принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
-ступенчатость информации, расстановка акцентов, побуждение к более полному восприятию жизни с перспективами, ценностями, смыслом жизни, создание дальнейшей жизненной перспективы);
-сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным.
Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИД осуществляют не только специалисты образовательных учреждений, оно должно осуществляться и через родителей. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц, их замещающих.
Для того чтобы несовершеннолетние и молодежь имели доступ к информации, консультациям и услугам в области охраны репродуктивного здоровья, профилактики наркозависимости и реабилитации зависимых, необходимо привлечение специалистов-медиков соответствующего профиля, а также соответствующих общественных организаций.
Уязвимость несовершеннолетних и молодежи перед ВИЧ-инфекцией связана не только с недостатком у них адекватной информации о ВИЧ/СПИДе, но и с тем, что подростки и молодые люди зачастую не могут соединить имеющиеся знания с осознанием реального риска и необходимостью безопасного и ответственного поведения.
Решению задачи формирования мотивации и навыков безопасного и ответственного поведения посвящено следующее направление профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде.
Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации к здоровому образу жизни, изменению проблемного и рискованного поведения, повышению социальной, межличностной компетентности на основе профилактических образовательных программ.
Задачи, решаемые в рамках данного направления:
-формирование личностных ресурсов;
-развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь;
-формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, -в том числе мотивации к отсрочке сексуального дебюта.
В рамках обучения ответственному поведению может быть также реализовано мотивационное консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изменению проблемного поведения в сторону здорового.
Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность в рамках данного направления осуществляются:
· семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений. Хорошие семейные взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствуют формированию навыков заботливого отношения к себе и ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также переживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ;
· обучение родителей основам полового воспитания детей. Работа по половому воспитанию опосредованно через родителей несовершеннолетних позволит предоставить детям и подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного сексуального поведения, при этом соблюдая права семьи на выбор формы и содержания воспитания детей;
· вовлечение в работу людей, которые способны влиять на детей и молодежь. Родители, члены семей, учителя, сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда авторитетные для молодого человека люди подают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, у такого молодого человека формируется положительное восприятие инициатив по формированию безопасного поведения;
· привлечение молодежи на лидирующие роли в противодействии эпидемии. В этой связи необходимо развитие лидерского и волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов соответствующих общественных организаций;
· создание и поддержание в образовательных учреждениях организационных и психологических условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и сопровождения ВИЧ-инфицированных и членов 1080 их семей.
Лечение СПИДа
Проблема лечения СПИДа в настоящее время интенсивно разрабатывается. Весь комплекс методов лечению СПИДа не обеспечивает выздоровления, удаётся только ослабить выраженность клинических проявлений, продлить жизнь больным СПИДом.
Лекарственные средства от СПИДа можно подразделить на:
- этиотропные
- патогенетические
- симптоматические
Несмотря на достаточно большое количество применяемых препаратов и способов лечения СПИДа, результаты терапии ВИЧ в настоящее время не могут привести к полному выздоровлению. Проблема СПИДа требует своего дальнейшего изучения.
Заключение
Итак, сейчас уже многим ясно, что СПИД - одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце ХХ века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД - это сложнейшая научная проблема. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток от чужеродной (в частности, вирусной) информации. Без решения этой проблемы не будет полной победы над СПИДом. А таких научных вопросов это заболевание поставило много.
СПИД - это тяжелейшая экономическая проблема. Содержание и лечение больных и инфицированных, разработка и производство диагностических и лечебных препаратов, проведение фундаментальных научных исследований и т. Д. Уже сейчас стоят миллиарды долларов. Весьма непроста и проблема защиты прав больных СПИДом и инфицированных, их детей, родных и близких. Трудно решать и психосоциальные вопросы, возникшие в связи с этим заболеванием.
СПИД - это не только проблема врачей и работников здравоохранения, но и ученых многих специальностей, государственных деятелей и экономистов, юристов и социологов.
Все должны знать и понимать, что СПИД войдет с нами в XXI век. И для того, чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей во всех странах должны многое знать о СПИДе - о развитии и клинических проявлениях заболевания, его профилактике и лечении, уходу за больными, психотерапии больных и инфицированных.
Пожалуй, ни одна болезнь не задавала ученым такие серьезные загадки за столь незначительный срок. Для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции наиболее действенным путем остается только профилактика, основанная на знании особенностей самого вируса, а также путей его передачи.
Поэтому, важнейшие аспекты профилактики ВИЧ-инфекции - пропаганда здорового образа жизни, безопасного секса - с использованием презервативов; контроль за донорской кровью и ее препаратами, донорскими органами, обработкой мединструментария, использованием одноразовых шприцев, игл, систем для трансфузий и др.; обследование беременных.
Список использованной литературы
1.Кваша А. “Что такое демография” Издательство “Москва-мысль” 1993 год.
2.Ткаченко А. “Выходит ли Россия из демографического кризиса?” “Социально-политическиий журнал” 5'96
3.Рунова Т.Г. Демография Учебное пособие 2-ое издание Москва 2006 года.
4. В.М. Медков «Демография» Учебное пособие Москва 2005 год.
5 .Кваша А. “Что такое демография” Издательство “Москва-мысль” 1993 год.
6.Ткаченко А. “Выходит ли Россия из демографического кризиса?” “Социально-политическиий журнал” 5'96
7.Рунова Т.Г. Демография Учебное пособие 2-ое издание Москва 2006 года.
8. В.М. Медков «Демография» Учебное пособие Москва 2005 год.
9. Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).