Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религия ацтеков и их культура



Религия ацтеков отразила процесс перехода от родо-племенного строя к классовому обществу. В их пантеоне наряду с олицетворениями сил природы (бог дождя, бог туч, богиня кукурузы, боги цветов) выступают и олицетворения общественных сил. Уицилопочтли — бог покровитель теночков — почитался и как бог солнца и как бог войны. Наиболее сложен образ Кецалкоатля — древнего божества тольтеков. Он изображался в виде пернатой змеи. Это — образ бога-благодетеля, научившего людей земледелию и ремёслам. Согласно мифу, он удалился на восток, откуда должен вернуться.

В ритуал ацтеков входили человеческие жертвоприношения.

У ацтеков, отчасти под влиянием тольтеков, возникла письменность, которая была переходной от пиктографии к иероглифике. Реалистическими рисунками и частично символами были запечатлены исторические предания и мифы. Показательно описание странствования теночков с мифической родины в рукописи, известной под названием «Кодекса Ботурини». Роды, на которые делилось племя, обозначены рисунками домов ( в основных элементах) с родовыми гербами. Датировка обозначена изображением огнива — «год одного огнива». Но в некоторых случаях знак, изображающий предмет, имел уже фонетическое значение. От майя через тольтеков к ацтекам дошли летосчисление и календарь.

Наиболее значительными произведениями архитектуры ацтеков, сохранившимися до наших дней, являются ступенчатые пирамиды и украшенные барельефами храмы. Скульптура и в особенности живопись ацтеков служат великолепным историческим памятником, так как они воспроизводят живой быт носителей ацтекской культуры.

Кечуа и другие народы государства инков

Образование государства инков

С XIII в. в долине Куско начинает развиваться так называемая раннеинкская культура. Термин инки, вернее — инка, приобрёл разнообразное значение: господствующий слой в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племён, обитавших в долине Куско до образования государства и, очевидно, принадлежавших к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит и то, что последние получили привилегированное по сравнению с другими положение и назывались «инками по привилегии»; они не платили дани, и из их числа не набирали рабов — янакунов для работы на инков.

Исторические предания инков называют 12 имён правителей, предшествовавших последнему верховному инке — Атахуальпе, и сообщают об их войнах с соседними племенами. Если принять приблизительную датировку этих генеалогических преданий, то начало усиления племени инков и, возможно, образования союза племён, можно датировать первыми десятилетиями XIII в. Однако достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя — Пачакути (1438—1463). С этого времени начинается возвышение инков. Образуется государство, которое стало быстро крепнуть. В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд, от южной Колумбии до среднего Чили. По приблизительным подсчётам, население государства инков достигало 6 млн. человек.

Материальная культура и общественный строй государства инков известны не только по археологическим, но и по историческим источникам, главным образом испанским хроникам XVI—XVIII вв.

Хозяйство инков

Особый интерес в технике инков представляют горное дело и металлургия. Наибольшее практическое значение имела добыча меди, а также олова: сплав обоих давал бронзу. В огромных количествах добывали серебряную руду, серебро было распространено очень широко. Употребляли и свинец. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но, очевидно, им обозначалось метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавке железной руды не имеется; в самородном виде железо в области Анд отсутствует. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, навершия для военных палиц, щипцы, булавки, иглы, колокольчики. Лезвия бронзовых ножей, топоров и серпов прокаливали и ковали для придания им большей твёрдости. Из золота и серебра изготовлялись украшения и культовые предметы.

Наряду с металлургией инки достигли высокого уровня в развитии керамики и ткачества. Ткани из шерсти и хлопка, сохранившиеся со времён инков, отличаются богатством и тонкостью отделки. Изготовлялись ворсистые ткани для одежды (типа бархата) и ковры.

Земледелие в государстве инков достигло значительного развития. Культивировалось около 40 видов полезных растений, главными из которых были картофель и кукуруза.

Долины, пересекающие Анды, представляют собой узкие глубокие ущелья с крутыми склонами, по которым в дождливый сезон стекают потоки воды, смывая почвенный слой; в сухое время на них не остаётся влаги. Чтобы сохранить влагу на полях, расположенных по склонам, потребовалось создать систему особых сооружений, которая инками планомерно и регулярно поддерживалась. Поля располагались ступенчатыми террасами. Нижний край террасы укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. От горных рек к полям подходили отводные каналы: у края террасы устраивалась дамба. Каналы выкладывались каменными плитами. Созданная инками сложная система, отводившая воду на большие расстояния, обеспечивала орошение и в то же время предохраняла почву склонов от размывания. Для надзора за исправностью сооружений назначались государством специальные должностные лица. Землю обрабатывали вручную, тягловыми животными не пользовались.

Через всю страну проходили две главные дороги. Вдоль дорог был проведён канал, на берегах которого росли плодовые деревья. Там, где дорога шла по песчаной пустыне, она была вымощена. В местах пересечения дорог реками и ущельями сооружались мосты. Через узкие реки и щели перебрасывались древесные стволы, которые перекрещивались деревянными перекладинами. Через широкие реки и пропасти проходили подвесные мосты, сооружение которых представляет одно из крупнейших достижений техники инков. Опорой для моста служили каменные столбы, вокруг которых закреплялось пять толстых канатов, сплетённых из гибких ветвей или лиан. Три нижних каната, образовывавших самый мост, переплетались ветвями и выстилались деревянными перекладинами. Канаты, служившие перилами, переплетались с нижними, ограждая мост с боков.

Как известно, народы древней Америки не знали колёсного транспорта. В области Анд грузы перевозились вьюками на ламах. В тех местах, где ширина реки была слишком большой, они переправлялись по понтонному мосту или при помощи парома, представлявшего собой усовершенствованный плот из балок или брусьев очень лёгкого дерева, который шёл на вёслах. Такие плоты поднимали до 50 человек и большие грузы.

В древнем Перу началось отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Изготовлением орудий, тканей, гончарных изделий и т. п. занимались некоторые члены земледельческой общины, а между общинами происходил натуральный обмен. Инки выбирали лучших мастеров и переселяли их в Куско. Здесь они жили в особом квартале и работали на верховного инку и служилую знать, получая от двора пропитание. То, что они выполняли сверх заданного месячного урока, они могли выменивать.

Подобным образом отбирали и девочек, которые должны были 4 года учиться прядению, ткачеству и другим рукоделиям. Изделиями их труда также пользовались знатные инки. Труд этих мастеров являлся в древнем Перу зачаточной формой ремесла.

Обмен и торговля были мало развиты. Налоги взимались в натуральной форме. Не было системы мер, за исключением самой примитивной меры сыпучих тел — горсти. Существовали весы с коромыслом, к концам которого подвешивались мешочки или сетки с взвешиваемым грузом. Наибольшее развитие получил обмен между жителями побережья и нагорья. После снятия урожая в определённых местах встречались жители этих двух зон. С нагорья привозили шерсть, мясо, меха, кожи, серебро, золото и изделия из них; с побережья — зерно, овощи и плоды, хлопок, а также птичий помёт — гуано. В разных районах роль всеобщего эквивалента играли соль, перец, меха, шерсть, руда и металлические изделия. Внутри селений базаров не существовало, обмен был случайным.

В обществе инков, в отличие от общества ацтеков и чибча, отсутствовал выделившийся слой свободных ремесленников; поэтому были слабо развиты обмен и торговля с другими странами, не существовало торговых посредников. Это объясняется, очевидно, тем, что в Перу рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд рабов и отчасти общинников, оставляя им мало излишков для обмена.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.