Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Итоги крестовых походов



В историографии крестовых походов мы находим множество точек зрения, порою даже противоречивых, на их итоги. В учебнике для ВУЗов (История средних веков под редакцией Карпова и Удальцовой) среди итогов походов в первую очередь упоминаются огромные человеческие потери, как со стороны европейцев, так и со стороны арабов и населения Византийской империи. Также нельзя закрыть глаза на колоссальную трату средств европейских государств. Но тут же отмечается тот факт, что крестовые походы «убрали» из Европы самые активные, воинственно настроенные части общества (рыцари, обедневшие сеньоры, младшие сыновья, оставшиеся без наследства), что содействовало централизации государств Европы. Что же касается католической церкви, то изначально сама идея и первые успехи религиозных войн подняли ее авторитет, но к 14 веку заметен упадок престижа церкви. Из-за контакта европейской цивилизации с арабской произошла передача знаний от арабов к европейцам в области техники, медицины, математики, литературы и философии. Некоторые крестоносцы переняли непривычный для европейца образ жизни мусульман. Благодаря крестовым походам наладились торговые связи, «лидерами» в торговле стали Венеция и Генуя, в то время как позиции Византии и мусульманского востока были ослаблены.

 

Жозеф Франсуа Мишо в своей книге «История крестовых походов» высказывает мнение, что крестовые походы «послужили крепкою оградой против вторжения мусульманского варварства», так как, если бы не эти походы, перед европейскими государствами постоянно бы стояла опасность нападения с Востока. Мишо рассматривает итоги крестовых походов и для каждой страны-участницы отдельно. Для Франции он выделяет развитие народного духа и идеи подчинения «одной большой семьи» единой власти. Англия же не извлекла никакой особенной выгоды из этих походов – она не распространила свою торговлю и промышленность на востоке. В Германии идея «войны за веру» привела к завоеванию и христианизации провинций; для Италии это процветание торговли. Автор акцентирует внимание на увеличении знаний европейцев, которые долгое время не имели ни малейшего понятия о том, что находится «вне» Европы, о географии Востока. Также у европейцев появился опыт в мореплавании и кораблестроении, были освоены новые «поприща для мореплавания» - Балтийское, Средиземное море, северные моря и океан, омывающий берега Испании. Что же касается передачи достижений арабской культуры и науки европейцам, то Мишо указывает на множество возможностей для этого, но значительных результатов этой трансляции знаний автор не видит.

 

Жак Ле Гофф в «Цивилизации средневекового запада» крайне радикально высказывается об итогах крестовых походов: «И я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали благодаря крестовым походам».

 

Также существует мнение, что идея религиозного фанатизма распространилась из-за крестовых походов. До 1099 среди мусульман преобладала веротерпимость по отношению к христианам – врагами для них являлись лишь язычники, которых надо было обратить в свою веру. А идею священной войны против всех иноверцев исламская религия переняла, возможно, после бесчинств крестоносцев по отношению к мусульманам, которых они считали варварами и язычниками.

 

Для Византийской империи крестовые походы (а именно IV поход) обозначили начало ее упадка. Даже после восстановления империи при династии Палеологов, Византия не смогла достигнуть прежнего величия.

 

Ф.И. Успенский в своей книге «История крестовых походов» предположил, что войны крестоносцев положили начало «Восточному вопросу», который до сих пор волнует мировое сообщество.

По моему мнению, в первую очередь стоит отметить разрушительные последствия религиозных войн – количество убитых воинов и невинных жителей, разрушенных зданий, мечетей, храмов, тот материальный ущерб, которые нанесли крестоносцы во время разграбления захваченных городов, а так же средства, которые европейские государство и церковь потратили на осуществление крестовых походов.

Благодаря крестовым походам европейцы узнали географию востока, улучшилась техника кораблестроения и мореплавания.

Еще одним важным последствием войн за Святую землю было то, что Европа избавилась от активной, опасной для власти части населения, что позволило правителям укрепить свою власть, создать централизованное государство.

Мне кажется, что не стоит недооценивать культурное влияние Востока на Европу того времени: контакт с совершенно иной цивилизацией повлиял на крестоносцев, на их быт, мировоззрение и пр., и своими «открытиями» они могли поделиться с семьей и друзьями по прибытии домой. Вполне возможно, что европейцы не смогли воспользоваться всеми возможностями заимствования с Востока и дальнейшего развития собственной науки, техники, литературы, которые давала им мусульманская культура, но все же сводить к нулю это влияние не стоит.

Также к итогам крестовых походов можно отнести приобретенный европейцами опыт образования колониальных государств (графство Эдесса, княжество Антиохийское, королевство Иерусалимское и графство Триполи).

Во время крестовых походов в Европе быстрыми темпами развивалась торговля, особенно в Генуе и Венеции, которые оттеснили на второй план Византию и арабов.

Вполне возможно, что крестовые походы повлекли за собой изменение образа «европейца» в сознании мусульман. Если до походов мусульмане терпимо относились к христианам и их вере, не приравнивали их к язычникам, то в результате крестовых походов крестоносцы, а следовательно и христиане вообще, в сознании мусульман стали приравниваться к язычникам.

Походы привели к тому, что Европа потеряла важного союзника – Византию, которая впоследствии, опять же в результате войн крестоносцев, вошла в стадию упадка и разложения.

Наверное, нельзя говорить о полнейшем провале крестовых походов, все же можно увидеть и их позитивное влияние на дальнейшее развитие Европы – обогащение культуры и науки, познание географии Востока и улучшение торговли. Но даже эти позитивные последствия походов многими историками оспариваются, а звучат они зачастую чуть ли не как «оправдание» этих войн. И все таки цена этих результатов была слишком высока, и для тысячей людей эти походы обернулись катастрофой, а также упадком великой империи и назреванием конфликта между мусульманским и христианским миром.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.