По результатам расчетов определяется аналитически и графически точка безубыточности. Определение точки безубыточности производится по до и после оптимизации ассортимента.
Точка безубыточности - это объем производства продукции в натуральном или стоимостном выражении, при котором прибыль равна нулю, то есть выручка равна суммарным затратам.
Аналитически выручка в точке безубыточности определяется по формуле:
где Вбу - выручка по предприятию в точке безубыточности, руб.;
ПОСТ - общая сумма постоянных расходов по предприятию, руб.;
Умп - удельный вес маржинальной прибыли в выручке, доли;
В - сумма выручки от реализации всех видов продукции предприятия, руб.;
МП - общая сумма маржинальной прибыли по предприятию, руб.;
ПЕР - общая сумма переменных расходов по предприятию, руб.
При графическом определении точки безубыточности на горизонтальной оси откладывается выручка от реализации, а на вертикальной оси - прибыль от реализации. При построении графика, исходя из средних показателей по предприятию, начальная точка при выручке равной нулю - убыток равный общей величине постоянных расходов по предприятию. Конечная точка - величина прибыли при выручке от реализации продукции заданного ассортимента. Указанные точки соединяет прямая, пересечение которой с горизонтальной осью происходит в точке безубыточности.
При построении графика с учетом ассортимента продукции необходимо определить удельный вес маржинальной прибыли в выручке от реализации для каждого вида продукции. На графике последовательно отражается маржинальная прибыль по видам продукции, начиная с вида продукции с максимальным удельным весом маржинальной прибыли в выручке. Линия продукта с максимальным удельным весом маржинальной прибыли в выручке начинается на вертикальной оси в точке убытка равного величине постоянных расходов по предприятию, а заканчивается в точке, которой соответствуют выручка от реализации этого вида продукции по горизонтальной оси и маржинальная прибыль - по вертикальной. Начальной точкой для построения линии по следующему продукту будет конечная по предыдущему. По последнему продукту (имеющему минимальный удельный вес маржинальной прибыли в выручке) конечной точке будет соответствовать величина выручки и прибыли по предприятию. Начальные и конечные точки графиков, построенных исходя из средних величин и с учетом ассортимента продукции, должны совпадать. Точка пересечения построенного графика с горизонтальной осью соответствует выручке в точке