Тема 5. Возрастные особенности мочеобразования и выделения
Мотивация изучения темы.Почки новорождённого являются структурно и функционально незрелыми. Незрелость канальцевой системы нефронов приводит к несовершенству концентрационной функции почек. Поэтому ограниченное поступление жидкости в организм, избыточное ее введение или нагрузка солями может привести нарушению водно-солевого гомеостаза.
Цели занятия.
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ПК-17,ПК-16,ПК - 31.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
Знать функциональные особенности почек у детей раннего возраста.
Уметь оценить клинический анализ мочи у детей.
Владеть интерпретацией клинического анализа мочи детей.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Анатомические особенности почек и мочевого пузыря у детей
(кафедра анатомии человека).
2. Гистологические особенности строения почек и мочевого пузыря у детей (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Особенности антенатального периода развития почек.
2. Особенности строения почек у детей.
3. Возрастные особенности фильтрации.
4. Возрастные особенности реабсорбции и секреции.
5. Возрастные особенности регуляции процессов мочеобразования.
6. Мочевыделение, управление процессом мочевыделения.
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Составить в тетради таблицу, в которой указать изменение массы и размеров почки относительно массы тела ребёнка в разные возрастные периоды;
2. Выписать в тетрадь суточное количество минеральных веществ, необходимое для грудных детей и взрослых (на 1 кг массы тела)
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1. При анализе мочи детей 5 месяцев выяснилось, что у одного ребёнка моча гипотонична, а у другого гипертонична. Как вы думаете, в чём причина?
2. Что означают термины гидремия и дегидратация? Когда у ребёнка могут наблюдаться эти состояния?
3. Какое осмотическое давление имеет женское молоко относительно плазмы крови?
4. Какое влияние оказывает коровье молоко на почки ребёнка?
5. Как вы думаете, у новорождённого активность альдостерона повышена или понижена?
6. Чувствительна ли почка новорождённого к АДГ? В чём это проявляется?
7. Почему у детей до 4 – 6 месяцев затруднена регуляция водно-солевого обмена?
8. Почему почка взрослого человека, лишённая иннервации, продолжает функционировать, а если нарушить иннервацию почки в раннем онтогенезе это приведёт к глубоким морфологическим изменения вплоть до полной её атрофии?
9. Как вы думаете, когда у ребёнка можно обнаружить усовнорефлекторную регуляцию выделительной функции?
10. Где скелетотопически находятся почки детей первых лет жизни и к какому возрасту они занимают положение как и у почек взрослого человека?
Этапы проведения практического занятия.
№ п/п
Название этапа
Цель этапа
Время
I. Вводная часть занятия
5-10 %
1.
Организация занятия
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
4 мин
2.
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
5 мин
II. Основная часть занятия
80-90 %
3.
Контроль исходных знаний, умений и навыков
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
30 мин
4.
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
3 мин
5.
Демонстрация методики
Показать ориентировочную основу действия (ООД)
3 мин
6.
Управляемая СРС в учебное время
Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
20 мин
7.
Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)
Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
10 мин
8.
Итоговый контроль
Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
5 мин
III. Заключительная часть занятия
5-10 %
9.
Подведение итогов занятия
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
7 мин
10.
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер