Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Список использованных источников. Тема любви - одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до



Тема любви

Тема любви - одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до сегодняшнего дня.

Древние считали любовь даром богов. Это чувство, по их мнению, приближало смертных к небожителям. В средние века сложился настоящий культ любви. Рыцари посвящали всю свою жизнь служению прекрасной даме и были счастливы. Сегодня любовь вряд ли намного изменилась: это чувство все так же вдохновляет человека на новые начинания, свершения, подвиги.

У любви множество лиц. Это любовь-дружба, любовь-сотрудничество, любовь-страсть, любовь-трагедия и другие. В любви существует не только счастье, радость взаимного понимания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Можно сказать, что на фоне любви прочие душевные проявления человека выступают более четко, рельефно, выпукло. Любовь, как уже было сказано, не выгодное приобретение, а дар. И как всяким неожиданным и приятным подарком, этим чувством необходимо дорожить. Таким образом, человек поверяется любовью, это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее.

О том, какое место занимает любовь в жизни человека, мы можем судить, в частности, по произведениям русских классиков.

Краткая характеристика произведений

А.И.Куприн

А..И. Куприн вошел в русскую литературу как писатель светлых и здоровых человеческих чувств. С 1898 г. Куприн начал публиковать целую серию повестей о любви. Они преисполнены лирики, патетики, нежности, размышлений авторских и конкретных героев. По большей части Куприн писал о любви "бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды".

Романтическая любовь — одна из основных тем творчества Куприна. Его перу принадлежат признанные шедевры, посвященные этой теме, — «Суламифь» (1907), «Гранатовый браслет» (1910), повести «Поединок» и «Олеся», в которых любовь возводилась в ранг высших ценностей, прекрасных и неразгаданных тайн жизни.

Буржуазной морали, бездуховности, лицемерию современного ему мира Куприн противопоставляет высокую, освобожденную от эгоизма, самоотверженную любовь. Такое чувство, по мнению автора, бесценный дар, хотя распознать его среди мелочей обыденной жизни очень трудно. Любовь в изображении Куприна разнообразна, это и смутное ее ожидание, и любовная тоска, счастье и неудачи, трагический исход – но всегда она естественна и реальна, как бы подсмотрена писателем из жизни.

Рассказ «Куст сирени»

А.И.Куприн получил военное образование и сам некоторое время служил в армии. Поэтому жизнь и быт русских офицеров он знал не понаслышке. В рассказе «Куст сирени» он раскрывает историю из жизни семьи офицер Николая Алмазова.

Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Это тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Необходимо оправдаться перед профессором, но как? Николай считает, что все пропало. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать. Его страшит предстоящий позор: «Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском».

Не так воспринимает все произошедшее его жена Вера. У нее сильный и решительный характер, именно благодаря ее упорству и настойчивой поддержке Николаю удалось поступить в Академию. Они небогаты, и Вера «отказывала себе во всем необходимом», чтобы создать возможный комфорт для напряженно работающего мужа. Она страдает за него, но быстро и решительно готова действовать, чтобы вызволить Николая из неприятности. Она придумывает посадить кусты сирени и оправдать появившееся на плане местности пятно. Собрав последние ценности семьи, она закладывает их в ломбарде и на вырученные деньги покупает у садовника кусты сирени. Муж не мог ее уговорить остаться дома, она поехала за город вместе с ним, «горячо суетилась и мешала рабочим» и не успокоилась, пока все не было посажено. Победу мужа она воспринимает как свою собственную, заставляя его «еще и еще передавать ей в подробностях весь разговор с профессором». Герои шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь».

Самоотверженность и сила любви помогли Вере сделать для мужа все, чтобы преодолеть невзгоды. Большое счастье – встретить в жизни такого верного, преданно любящего человека.

И.А.Бунин

Для Бунина в подлинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому любовь прекрасна, в ней нет ничего ложного. Писатель не пытается скрыть, что возвышенная любовь приносит не только радость и счастье, но и разочарование, а подчас горе и муки. Перелистывая страницы его рассказов «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», вслед за писателем хочется понять, неужели бывает такая любовь, которая может раз и навсегда опалить своей силой и страстью, а потом и сокрушить жизнь, и откуда она появляется.

Рассказ «Кавказ»

Теме любви посвящены многие рассказы И.А.Бунина. В его изображении любовь – грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. История обманутой любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страз и тревогу влюбленных – и «нестерпимо сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь мужа и офицера». Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он «искал жену в Геленджике, в Гаграх, в Сочи» и, не найдя ее нигде, «возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер». Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем лишь помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведение на вокзале, когда он «хозяйственно вошел» в вагон, чтобы убедиться, «хорошо ли устроил носильщик» вещи жены, и трусливой осторожностью героя, который «отшатнулся от окна, упал в угол вагона», заметив на платформе высокую фигуру в офицерском картузе. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленная женщина «радостно плачет» от счастья, а в это время в номере гостиницы разыгрывается трагедия, в которой она повинна.

Бунин передает тончайшие чувства сильного и мужественного человека, страдающего, потому что его обманули, предали. Нет сомнения в том, что Бунин «заслужил признание как наблюдатель жизни, обладавший острейшей зоркостью глаза», как «даровитейший художник слова», способный показать сложные столкновения характеров и человеческих переживаний.

 

Список использованных источников

1. Коровина, В.Я. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 [Текст] /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2011. – 399 с.

2. Никулин, Л.В. Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты [Текст] / Л.В.Никулин. – М.: Советский писатель, 1990. – 326 с.

3. Олейникова, Н.С. Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы [Текст] / Н.С.Олейникова. – Минск: Экоперспектива, 2004. – 208 с.

4. Серия «Школа классики». Книга для ученика и учителя. [Текст] / под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Олимп, 1996. – 656 с.

 

 

Составитель: Врыганова Марина Викторовна, учитель МБОУ г. Мурманска гимназии №7

 

Любовь к людям

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.