1. Литература второй половины XX века. Характеристика периода.
2. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Распутина, В. Астафьева, В. Быкова, К. Воробьёва, Ю. Бондарева и др. Новое осмысление военной темы.
3. Рассказы А. Солженицына: конфликты, герои, своеобразие языка.
4. Образ главного героя в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Язык рассказа.
5. Пространство и время в рассказах А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
6. Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор».
7. Осознание острых проблем и психологических конфликтов повседневной жизни в произведениях Ю. Трифонова. Общее понимание сложности современного быта.
8. Лирика Н. Заболоцкого: своеобразие поэтического языка, тематика, характер лирического героя, отношение к природе. Человек в лирике Н. Заболоцкого. Чтение наизусть.
9. Проблематика повестей В. Распутина «Деньги для Марии» и «Пожар».
10. Тема «отцов и детей» в повести В. Распутина «Последний срок».
11. Человек и природа, нравственность и прогресс в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Образ Хозяина острова и его роль в раскрытии идейного замысла.
12. Образный строй лирики А. Вознесенского: метафоричность мышления лирического героя, ритмическая организация стиха. Чтение наизусть.
13. Тематика и идейная направленность рассказов и повестей В. Шукшина. Своеобразие языка, стиля и героя. Роль юмористического начала в прозе писателя.
14. Лирика Е. Евтушенко: характер лирического героя, проблематика, образный строй. Чтение наизусть.
15. Основные темы и проблематика прозы Ч. Айтматова. Образ человека и мира в романе «Плаха».
16. Философская символика в романе В. Астафьева «Царь-рыба». Человек и природа в романе. Художественное мастерство писателя.
17. Жанр книги В. Астафьева «Печальный детектив». Идейно-художественное своеобразие произведения.
18. Образ человека и мира в повести В. Астафьева «Последний поклон».
19. Авторская песня 60-90-х гг. Своеобразие поэтического языка, тематика, характер лирического героя (Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Галич, Б. Гребенщиков и др.). Чтение наизусть.
20. Поэзия В. Высоцкого: тематика, своеобразие языка, роль маски в отображении и объяснении действительности. Чтение наизусть.
21. Поэзия 60-90-х гг. Общая характеристика периода: своеобразие поэтического языка, тематика, характер лирического героя (Б. Ахмадуллина, Л. Мартынов, Н. Рубцов). Чтение наизусть.
22. Поэзия И. Бродского: ритмический строй, образная структура, характер лирического героя. Чтение наизусть.
23. Литература постмодернизма, андеграунда (Л. Петрушевская, В. Пелевин, В. Маканин).
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Человек в тоталитарном государстве в творчестве А. Солженицына.
Периодизация творчества А. Солженицына.
Рассказы А. Солженицына: конфликты, герои, основные проблемы, тематика.
Образ главного героя в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Пространство и время в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Язык рассказа.
Образ русской женщины в рассказе «Матренин двор»: традиции и новаторство.
Смысл названия, особенности конфликта, символика рассказа «Матренин двор».
Тема 2. Художественные поиски и традиции в современной поэзии.
1. Понятие и краткая характеристика таких направлений как «громкая поэзия» и «тихая лирика».
2. Языковые особенности, ритмический строй, образная структура, характер лирического героя в лирике И. Бродского, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко.
3. Языковые особенности, ритмический строй, образная структура, характер лирического героя в лирике Б. Ахмадуллиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова.
Тема 3. Современная русская драматургия.
1. Споры о герое в современной драматургии.
2. Пьесы А. Вампилова:
• «Утиная охота»: смысл названия и художественного образа «утиной охоты»;
• варианты дальнейшей судьбы Зилова. Понятие «синдрома Зилова» в критике.
• пьеса «Старший сын»: постановка проблемы, проблема жанра, особенности конфликта.
3. Мир, окружающий героя в современной драме.
4. Проблематика пьес А. Арбузова «Жестокие игры», Л. Петрушевской «Три девушки в голубом», «Уроки музыки».
5. Поэтика современной драмы.
6. Пьесы В. Розова («Гнездо глухаря»): гражданская позиция драматурга, особенности построения.
Тема 4-5. Литература с модернистской и постмодернистской доминантой.
I. Основные особенности модернистской прозы. Течения внутри такой литературы:
1. антиутопическая проза (В. Аксенов «Остров Крым», В. Маканин «Лаз»): особенности конфликта и сюжетостроения, тематика и проблематика, характеристика героя;
2. условно-метафорическая проза (Ф. Искандер «Кролики и удавы», А. Ким «Белка», В. Пелевин «Жизнь насекомых»): особенности конфликта и сюжетостроения, тематика и проблематика, характеристика героя;
3. «друга» проза (Л. Петрушевская «Свой круг», Т. Толстая «Сомнамбула в тумане», В. Маканин «Андеграунд или Герой нашего времени»): особенности конфликта и сюжетостроения, тематика и проблематика, характеристика героя.
II. Основные особенности постмодернистской литературы. Вен. Ерофеев «Москва - Петушки», А. Битов «Пушкинский дом»: особенности конфликта и сюжетостроения, тематика и проблематика, характеристика героя.
III. Особенности «Женской прозы»: особенности конфликта и сюжетостроения, тематика и проблематика, характеристика героя.
Тема 6. Специфика прозы В. Распутина.
Художественное изображение русского национального характера в прозе В. Распутина.