Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отсрочка отбывания наказания. Обязательные работы

Обязательные работы

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ (уборка города, посадка деревьев, и.т.д.). Данный вид наказания устанавливается на срок от 60 и до 240 часов. Как правило, отбывается по 4 часа в день. В случае добросовестного отношения к труду, осужденные отбывают наказание в течение нескольких месяцев. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, данный вид наказания назначается судом за преступления небольшой и средней тяжести (наказание исполняется без изоляции осужденных от общества).

Исправительные работы

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления и исполняются в районе места жительства осужденных. Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Осужденные работают на предприятиях области и из заработной платы осужденных производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5% до 20%. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, данный вид наказания назначается судом за преступления небольшой и средней тяжести (наказание исполняется без изоляции осужденных от общества).

Ограничение свободы

Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы г. Орла или Орловской области, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять места жительства или работы. Ограничения свободы назначаются на срок от 2 месяцев до 4 лет. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, данный вид наказания, как правило, назначается судом за преступления небольшой и средней тяжести (наказание исполняется без изоляции осужденных от общества).

Условное осуждение

В случае, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное наказание назначается на срок не менее 6 месяцев и не более 5 лет. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, данный вид наказания назначается судом за преступления небольшой и средней тяжести, а также за тяжкие преступления (наказание исполняется без изоляции осужденных от общества). При условном осуждении может быть любой контингент, осужденных за различные преступления.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается судом на срок от 6 месяцев до 20 лет. ( как правило, осужденные за налоговые преступления, бывшие чиновники и осужденные за преступления по ДТП).

Отсрочка отбывания наказания

Осужденным беременной женщине, осужденному имеющему ребенка в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, данный вид наказания назначается судом за преступления небольшой и средней тяжести (наказание исполняется без изоляции осужденных от общества). Уголовные инспекции контролируют поведение осужденного и следят за воспитанием осужденным ребенка.

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными обязанностей и ограничений, возложенных судом, предполагается внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией от общества, программ психологической коррекции личности и изменения поведения.

В последнее время сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций уделяется большое внимание данному направлению деятельности, так как социальная неустроенность осужденных (отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная зависимость и т.п.) провоцирует их на противоправное поведение.

В ходе работы со всеми категориями осужденных, состоящих на учетах уголовно-исполнительных инспекций, сотрудники выявляют ряд основных социальных проблем осужденных:

- отсутствие постоянного места работы;

-трудности в оформлении гражданства, оформлении постоянной или временной регистрации;

- задолженность по квартплате и проч.;

- необеспеченность продуктами питания, одежды и проч.;

- отсутствие постоянного места жительства, бродяжничество;

- необходимость оформления, восстановления утерянных документов;

- потребность в оказании денежной помощи;

-необходимость в получении медицинской помощи, диагностике социально опасных заболеваний;

-потребность в консультировании по правовым вопросам и прочем информировании, культурно-просветительских мероприятиях;

-потребность в профессиональной подготовке или переквалификации;

-трудности по восстановлению в учебные заведения для дальнейшего обучения;

-конфликты в семье;

-необходимость в восстановлении социальных связей с родственниками, организации досуга и др.

Помощь в решении данных и многих других проблем со стороны сотрудников УИИ необходима для профилактики повторных правонарушений, формирования законопослушного поведения и успешной социальной адаптации осужденного в обществе.

Распоряжением председателя правительства В.В. Путина от 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в которой предусмотрены основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.

Следует отметить, что в настоящее время, нормативно закреплено оказание социальной помощи (в соответствии с главой 22 УИК РФ) лишь осужденным, отбывшим наказание в местах лишения свободы. Однако, на сегодняшний день число осужденных к мерам, не связанным с изоляцией от общества в Орловской области практически равно количеству лиц, находящихся в местах лишения свободы.

В Орловской области организация социального обслуживания лиц, освобожденных из мест лишения свободы является одной из функций Управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области (п. 5.32 постановления Правительства Орловской области от 14 августа 2009 г. № 130 «Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области»). В отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества Управление социальной защиты населения не проводит подобной работы, поскольку лица данной категории не входят в перечень клиентов социальных служб города.

Закон Орловской области от 26 апреля 2000 г. № 147-ОЗ «О системе социальной защиты населения в Орловской области» дает следующее определение клиента социальной службы – это гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. Как следует из ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ трудная жизненная ситуация– это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Тем не менее, опыт работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций области по исполнению приговоров в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, убеждает в том, что данная категория осужденных порой совершает преступления в силу своего низкого социального статуса и имеющихся проблем, которые они не в силах преодолеть самостоятельно законопослушным способом. В силу этого совершают преступления. Также, не имея возможности получить действенную помощь со стороны муниципальных служб (поскольку не считаются клиентами Управления социальной защиты населения), стоят на пути повторного применения противоправного поведения.

Также и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации указывает на то, что работе уголовно-исполнительных инспекций должна придаваться «социальная направленность с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных. Для чего необходимо привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных».

Во исполнение положений Концепции между УФСИН и рядом департаментов, организаций, учреждений, служб, ведомств заключены договоры, соглашения о сотрудничестве, но, к сожалению, в отношении осужденных к наказаниям без лишения свободы они носят декларативный характер, поскольку порядок и механизм осуществления взаимодействия с заинтересованными органами и учреждениями по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества, должным образом не регламентирован.

В настоящее время сотрудники УИИ области в рамках реализации данного направления деятельности осуществляют первичное анкетирование осужденных, становящихся на учет в инспекции. Проводят консультирование по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг, выдают направления в органы и организации, участвующие в предоставлении таких услуг.

Сотрудники УИИ оказывают помощь в трудоустройстве, получении необходимых документов, решения жилищных, финансовых проблем и др. В основном оказание этой помощи, проводимой по инициативе УИИ при участии различных структур гражданского общества, носит эпизодический характер и строится на личных контактах. (По состоянию на 01 января 2011 г. В Орловской области количество прошедших по учетам УИИ осужденных, нуждавшихся в социальной помощи – 1159. Получили социальную помощь при содействии УИИ – 923, из них: в трудоустройстве – 174, в получении материальной помощи – 9, в получении медицинской помощи – 10, в восстановлении утраченных документов – 44, в решении жилищных проблем – 6, в получении медицинских полюсов – 3, в получении гражданства и оформлении необходимых документов – 12, в зачислении несовершеннолетних детей осужденных в детский сад/школу – 1, в получении психологической помощи – 629, в получении иной помощи – 35).

Таким образом, на сегодняшний день, социальная работа уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Орловской области не может быть реализована в полном объеме, удовлетворяющем потребности осужденных. Необходимо разработать такой механизм осуществления взаимодействия с заинтересованными органами и учреждениями по социальной адаптации осужденных без изоляции от общества, который будет включать в себя:

· качественную подготовку сотрудников УИИ для осуществления социального сопровождения осужденных без лишения свободы в период исполнения приговора;

· проведение учебно-методических сборов, а также разработку справочно-методической базы для сотрудников;

· составление каталога правовой документации, регламентирующей социальный статус (социальную категорию) гражданина с приложением перечня органов и организаций, оказывающих услуги той или иной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи, а также перечня тех справок и документов, которые необходимы для подтверждения определенного социального статуса;составление справочной базы с указанием фактических и юридических адресов, телефонов специалистов и служб, оказывающих ту или иную помощь в решении социальных проблем; базы данных организаций и должностных лиц (специалистов) области, взаимодействие которых будет способствовать решению конкретных социальных проблем осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;

· взаимодействие с общественными организациями по вопросам профилактики социально-значимых заболеваний: ВИЧ-инфекция, туберкулез, с выпуском DVD фильмов и информационных плакатов, проведением семинаров по указанной проблематике и другим вопросам;

· разработку цикла лекций для осужденных - женщин, ориентирующих на здоровый образ жизни, создание семьи и семейных ценностей, обучающих умению общения и т.п.;

· участие специалистов, преподавателей и студентов в оказании практической помощи непосредственно по работе с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества в уголовно-исполнительных инспекциях;

· обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;

· расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах;

· активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций;

· содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;

· привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

· использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных к мерам, не связанным с изоляцией от общества и работников уголовно-исполнительной системы;

· развитие благотворительности, попечительства, создание при МРУИИ попечительских советов;

· взаимодействие с Центром занятости населения по оказанию помощи в трудоустройстве осужденных без изоляции от общества, проведении сверок учета осужденных, обратившихся в ЦЗН по направлениям инспекции. Рассмотрение вопроса о необходимости создания и возможности участия начальников МРУИИ в заседаниях комиссий по трудовому и бытовому устройству лиц, содействию создания условий для отбывания наказаний без лишения свободы, профилактической работы с лицами, не имеющими постоянных источников доходов.

· оказание материальной помощи и помощи в решении жилищных проблем (так как финансирование уголовно-исполнительных инспекций для выделения средств на обеспечение жильем осужденных не предусмотрено законодательством, уголовно-исполнительные инспекции могут оказать лишь помощь во временном размещении лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации в социальных приютах) гражданам, отбывающим наказание без изоляции от общества за счет содействия спонсоров и благотворительных организаций;

· взаимодействие с общественными объединениями и организациями всоциальной помощи несовершеннолетним осужденным. Проведение
коллективных занятий при участии представителей прокуратуры, центра занятости, педагогов, медиков, сотрудников правоохранительных органов и других организаций. Так же совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних при Администрации районов проведение совместных выездов в школы;

· в рамках оказания социальной помощи гражданам, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14 летнего возраста, организовать взаимодействие с социально-реабилитационными центрами для оказания необходимой психологической помощи. Направление в органы опеки и попечительства. При необходимости – организация участия осужденных, состоящих на учете, в том числе с детьми, в психокоррекционных программах.

Таким образом, на современном этапе, социальная работа уголовно-исполнительных инспекций должна способствовать мотивации к правопослушному поведению. В целях реального осуществления мер по социальному сопровождению осужденных к наказаниям без лишения свободы необходимо рассматривать данную категорию как нуждающихся в социальной помощи, наряду с другими лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации (освободившиеся из мест лишения свободы). Данное положение требует закрепления в нормативно-правовой базе области и составления межведомственных соглашений.

Благодаря подобному сотрудничеству станет возможным решение главной задачи уголовно-исполнительной системы – эффективное исправление осужденных, реабилитация и социальная адаптация их в обществе как полезных, созидательных людей и законопослушных граждан. (работа с УИС).

На сегодняшний день социальная работа уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Орловской области не может быть реализована в полном объеме, удовлетворяющем потребности осужденных, так как сотрудники не имеют необходимой профессиональной подготовки в области социальной работы. В связи с этим возникает острая необходимость в качественной подготовки сотрудников по данному направлению деятельности.

В целях реализации такого приоритетного направления как социальная работа с осужденными к мерам наказания не связанным с изоляцией от общества и на основании Договора о сотрудничестве между УФСИН России по Орловской области и социальным факультетом ФБГОУ ВПО Орловский государственный университет от 09.09.2010 года поступил запрос об оказании содействия в проведении учебно-методических сборов, а также разработке справочно-методической базы для сотрудников УИИ по следующим приоритетным направлениям:

· Подготовка методической и справочной документации по составлению наиболее эффективной методики выявления имеющихся социальных проблем осужденных;

· Составление каталога правовой документации, регламентирующей социальный статус (социальную категорию) гражданина с приложением перечня органов и организаций, оказывающий услуги той или иной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи, а также перечня тех справок и документов, которые необходимы для подтверждения социального статуса;

· Становление справочной базы с указанием фактических и юридических адресов, телефонов специалистов и служб, оказывающих ту или иную помощь в решении социальных проблем;

· Участие специалистов преподавателей и студентов в оказании практической помощи непосредственно по работе с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества в уголовно-исполнительных инспекциях;

· Разъяснение наиболее актуальных вопросов, возникающих при социальном сопровождении осужденных, таких как:

- Что такое социальная работа. Кто ее осуществляет. Имеют ли право сотрудники УИИ сами ее осуществлять (в частности устанавливать социальную категорию осужденного, проводить обследование социально-бытовых условий и пр.)

- Какими нормативно-правовыми документами необходимо руководствоваться в работе по социальному сопровождению осужденных (в частности – в области установления того или иного социального статуса)

- Какие возможности существуют помочь человеку, имеющему социальные проблемы (формы этой помощи) со стороны инспектора УИИ

- Какие существуют органы, организации, учреждения, деятельность которых направлена на помощь в решении социальных проблем граждан

- Порядок взаимодействия с этими органами, организациями, учреждениями

- Какой пакет документов необходимо собрать осужденному для подтверждения своего социального статуса (например, как малоимущего)

- Как ему в этом содействовать

- Как корректно и эффективно построить первоначальную беседу с целью выявления социальных проблем осужденного. Как привлечь к проведению занятий (в т.ч. и групповых), направленных на содействие в решении социальных проблем

- Какую работу можно проводить по профилактике повторных правонарушений, в том числе со стороны несовершеннолетних. Как формировать социально-направленное и законно-послушное поведение (в том числе и среди детей осужденных)

- Какие формы и методы диагностики социальных проблем осужденных существуют? Какие из них наиболее эффективны?

- Какие наиболее эффективные формы оказания социальной помощи по всем имеющимся у осужденных проблемам существуют. Как их применять.

Благодаря подобному сотрудничеству уголовно-исполнительных инспекций и ведущего факультета Орловской области, специализирующегося на подготовке высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, возможно решение главной задачи уголовно-исполнительной системы – эффективное исправление осужденных, реабилитация и социальная адаптация их в обществе как полезных, созидательных людей и законопослушных граждан.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.