Дата выполнения: ____________________________________________________________
Тема занятия:Порядок проведения контроля и ревизии деятельности в страховых организаций
Цель занятия:изучить основные требования, предъявляемые к организации и проведению контроля и ревизии
Перед занятием необходимо знать:
1. задачи ревизии;
2. этапы проведения ревизии;
3. порядок проведения контроля и комплексной ревизии в страховых организациях;
4. методику составления программы ревизии.
После окончания занятия необходимо уметь: оформлять акты внутренней ревизии.
Постановка задачи:
1. повторить теоретический материал;
2. рассмотреть оформление акта внутренней ревизии по предложенной ситуации;
3. составьте акт внутренней ревизии и указать, какие именно ошибки были допущены по 3 предложенным ситуациям;
4. ответить на контрольные вопросы.
Теория
1. Внутренний или корпоративный контроль формируется в страховой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы собственности, структуры управления и особенности деятельности. Внутренний контроль может быть финансовым и нефинансовым. Под системой внутреннего контроля организации понимают совокупность методик и процедур, применяемых сотрудниками в ходе выполнения своих должностных обязанностей.
При эффективной системе внутреннего контроля руководитель организации ставит следующие цели:
- Обеспечение бизнеса надежной информацией;
- Обеспечение сохранности активов и документов фирмы;
- Обеспечение эффективной страховой деятельности;
- Обеспечение соответствия учетной системы, принятой в учетной политике организации;
- Обеспечение соблюдения правил соответствия и предоставление бухгалтерской финансовой отчетности;
Ревизия – это форма контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательстве РФ и нормативными документами установлена их ответственность за их осуществление.
В отличие от ревизии, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
2. В практике контрольно ревизионной работы выделяют следующие виды ревизии:
1. По ведомственным признакам:
- Ведомственные – проводятся работниками определенного ведомства на подведомственных предприятиях;
- Внутрихозяйственные – работники, объединения ревизуют деятельность внутренних подразделений;
- Вневедомственные – осуществляются органами государственного и общего контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к организациям всей экономики независимо от ведомственного государственного и общего контроля;
- Смешанная – осуществляется органами ведомственного государственного и общественного контроля;
2. По организационным признакам:
- Плановые – осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану;
- Внеплановые – проводятся в сроки, непредусмотренные планом;
- Перманентные – проводятся непрерывно, контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях;
3. По степени охвата, проверяемых объектов:
- Сплошные – предусматривает проверку всех хозяйственных объектов за весь проверяемый период;
- Выборочные – предполагает проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или какую то часть документов. Однако и при такой ревизии отдельные операции проверяются сплошным методом;
- Комбинированные – сочетают сплошные и выборочные проверки отдельных хозяйственных операций. Сплошным способом проверяются кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами и другое.
4. По масштабам проверок:
- Комплексные – представляют собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков хозяйственной деятельности организации, проводится бригадой специалистов разных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности предприятий и поиска резервов;
- Некомплексные – это как правило, документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации, ее проводят один или несколько специалистов определенного профиля;
- Тематические – это проверка отдельных участков, работы организации по определенной тематике;
5. В зависимости от звенности ревизуемых объектов:
- Отраслевые – включают проверку деятельности организации по отдельным отраслям, видам;
- Сквозные – проводятся тогда, когда ревизуется деятельность всех организаций одного звена управления, начиная с производственных организаций и заканчивая первичными вышестоящими органами;
- Однозвенные – проводится тогда когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена;
1. Задачи ревизии:
1. Проверка соблюдения страховой организацией законодательства в сфере экономических отношений;
2. Проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций и обеспечение сохранности имущества;
3. Своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам общества, установление причин и условий, способствующих их совершению;
4. Принятие мер по возмещению причиненного ущерба;
5. Выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организации;
4. В контрольно-ревизионной деятельности выделяют следующие этапы:
1. Планирование ревизии;
2. Составление программы проведения ревизии;
3. Организация работы на месте ревизии;
4. Документальная и фактическая проверка;
5. Систематизация материалов ревизии, составление акта;
6. Согласование и обсуждение результатов ревизии на предприятии;
7. Утверждение материалов ревизии;
8. Контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии;