Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дерматосклероз (dermatosclerosis) – участок уплотне ния кожи с уменьшением ее подвижности по отноше нию к подлежащим тканям



Кожа не собирается в складку, при надавливании пальцем вдавление не остается. Морфологической основой является фиброз соединительной ткани дермы. Первичный дерматосклероз характерен для склеродермии, вторичный – развивается у больных с хронической сосудистой патологией в области дистальных отделов нижних конечностей.

Анетодермия (anetodermia) – небольшие участки атрофии собственно кожи (дермы) беловатого цвета с морщинистой или слегка грыжеподобно выпячивающейся поверхностью.

При надавливании на эти участки пуговчатым зондом последний легко «проваливается» внутрь кожи – симптом «кнопки звонка», как в пустоту (anetos (греч.) – «пустой»). Гистологически обнаруживается атрофия соединительной ткани дермы, преимущественно – эластической. Первичная анетодермия развивается при некоторых идиопатических атрофиях кожи (анетодермия тип Ядассона, анетодермия тип Швеннингера–Буцци), вторичная – как следствие перенесенного глубокого фолликулита или на местах некоторых пруригинозных высыпаний.

Атрофодермия (atrophodermia) – различной глубины западения цвета кожи или коричневатого цвета над участками атрофии подкожной жировой клетчатки.

Рисунок кожи при этом не изменен. Гистологически обнаруживается атрофия подкожной жировой ткани. Первичная атрофодермия характерна для ат-рофодермии Пассини–Пьерини, вторичная – представляет собой остаточные явления на месте разрешившихся воспалительных узлов после перенесенного панникулита, в местах внутримышечных инъекций и других манипуляций.

ВОПРОС №3

Нервный аппарат кожи состоит из многочисленных нервных волокон и особых концевых нервных образований в форме так называемых инкапсулированных телец. Кожа иннервируется как черепными и спинномозговыми нервами, так и, вегетативными (симпатическими) нервными волокнами. Кожные нервы берут свое начало от основного сплетения, заложенного в глубоких отделах подкожной жировой клетчатки. Поднимаясь через толщу дермы, они образуют многочисленные веточки, иннервирующие сальные и потовые железы, волосяные фолликулы и сосуды. В нижнем отделе сосочкового слоя они образуют сплетение, от которого отходят отдельные веточки, проникающие в сосочки и эпидемис. Больше всего нервных элементов в коже красной каймы губ, кончиков пальцев и половых органов.

Иннервация эпидермиса осуществляется тонкими нервными волокнами, которые, подойдя к нему, теряют миелиновую оболочку и в виде осевых цилиндров проникают в межклеточные канальцы основного и шиповатого слоев. Здесь на различной высоте они заканчиваются или простым заострением, или пуговчатым утолщением.

В соединительной ткани различают свободные нервные окончания и особые нервные аппараты в форме инкапсулированных телец. Инкапсулированные тельца отличаются от свободных окончаний наличием вокруг концевых разветвлений нерва соединительнотканной капсулы.

В коже человека имеются осязательные тельца (тельца Мейсснера), пластинчатые тельца (тельца Фатера — Пачини), концевые колбы Краузе и тельца Руффини.

Тельца Мейсснера заложены в отдельных сосочках. Они имеют овальную форму и состоят из тонкой соединительнотканной капсулы, внутри которой поперечно к длинной оси расположены особые клетки. К нижнему полюсу капсулы подходит мякотное волокно, которое, теряя свои оболочки, в виде голого осевого цилиндра проникает в капсулу, где образует утолщение в форме менисков, прилегающих к клеткам, расположенным внутри капсулы. Концевые колбы Краузе располагаются под сосочками, имеют овальную форму и состоят из тонкой соединительнотканной капсулы. В эту капсулу входит, лишившись своих оболочек, нервное волокно, образующее внутри капсулы густой клубок.

Тельца Руффини заложены в глубоких отделах дермы и верхних отделах подкожной клетчатки. Они состоят из тонкой соединительнотканной капсулы, к которой подходит нервное волокно. Последнее в виде голого осевого цилиндра входит внутрь капсулы, где делится на многочисленные веточки.

 

Тельца Фатера — Пачини расположены обычно в подкожной жировой клетчатке. Величина их настолько значительна, что они иногда видны невооруженным глазом. Каждое тельце состоит из толстой капсулы, построенной из тонких соединительнотканных пластинок, между которыми находится тканевая жидкость. В центре капсулы имеется полость (внутренняя колба) цилиндрической формы. Подходящее к тельцу мякотное нервное волокно теряет свои оболочки и в виде голого осевого цилиндра входит во внутреннюю колбу, тянется через всю ее полость, отдавая тонкие боковые веточки, и заканчивается булавовидным утолщением.

 

ВОПРОС 4

Отечественная дерматологическая школа формировалась в XVIII — XIX в. на основе передовых терапевтических и физиологических школ.

Первые 3 самостоятельные кафедры кожных болезней были орга­низованы в 1869 г. в Московском университете (зав. Д.И. Найденов), медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (зав. Ф.П. Подкопаев) и на медицинском факультете Варшавского университета. Затем кафедры были созданы в Казанском (1872), Харьковском (1876), Киев­ском (1883) и других университетах.

В 1876 г. кафедру кожных болезней при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии возглавил Алексей Герасимович Полотебнов, ставший первым русским профессором дерматологии. Одновременно самостоятельной кафедрой сифилидологии заведовал В.М. Тарновский(1869-1894).

Дальнейшее развитие учения А.Г. Полотебнова принадлежит его ученику Т.П. Павлову, который длительное время заведовал кафедрой кожных и венерических болезней Военно-медицинской академии. Исследования Т.П. Павлова характеризуют физиологическое (функцио­нальное) и клиническое направления, они посвящены в основном изуче­нию экземы. Эта работа была продолжена С. Т. Павловым (1897-1971), который возглавлял кафедру кожных и венерических болезней Воен­но-медицинской академии с 1940 по 1968 г. С. Т. Павлов первым описал в гистологических препаратах, полученных от больных пузырчаткой, акантолитические клетки, изучал сосудистые поражения кожи. Затем в течение 20 лет кафедрой заведовал O. K. Шапошников (1920-1990), исследования которого были сосредоточены на сосудистых заболева­ниях кожи (васкулиты и др.), организации дерматовенерологической службы в вооруженных силах страны, изучении пиодермии, ожоговых поражений кожи.

Среди отечественных дерматологов необходимо отметить О.Н. Подвысоцкую (1884—1958), руководившую кафедрами кожных и венеричес­ких болезней Ленинградского института усовершенствования врачей, I Ленинградского медицинского института им. И.П. Павлова, возглав­лявшую Ленинградский кожно-венерологический институт.

Основателем московской школы дерматологов считается А. И. Поспе­лов(1846-1919), заведовавший клиникой кожных и венерических болез­ней медицинского факультета Московского университета (ныне Моско­вская медицинская академия им. И.М. Сеченова). Являясь крупнейшим клиницистом, он создал оригинальный учебник «Руководство к изуче­нию кожных болезней», выдержавший 7 изданий. А.И. Поспелову принадлежат работы по атрофиям кожи, туберкулезной волчанке и др. В 1917—1924 г. клиникой руководил В. В. Иванов (1873—1931), изучавший лепру, сифилис, туберкулез, он описал методику кожных проб при про­фессиональных дерматозах и др. Затем клинику возглавил Г. И. Мещер­ский (1874—1936), основные работы которого были посвящены профес­сиональным болезням кожи, склеродермии и др. С 1936 по 1940 г. кафедрой руководил П.С. Григорьев (1879-1940) — автор учебника по кожным и венерическим болезням, по которому студенты в основном изучали дерматовенерологию в течение десятилетий. Ему также принад­лежат оригинальные работы по сифилидологии.

В течение 25 лет кафедру кожных и венерических болезней возглавлял В.А. Рахманов (1901 —1969). Его исследования были посвящены профес­сиональным дерматозам, коллагенозам и др. Затем в 1970—1983 гг. кафед­ру возглавлял Р.С. Бабаянц(1927-1983), известный работами, посвя­щенными кожным и венерическим заболеваниям в жарких странах.

Во II Московском медицинском институте им. Н.И. Пирогова (ныне Российский государственный медицинский университет) в 1933-1941 гг. кафедрой кожных болезней руководил Н.А. Черногубов (1883—1942). Он описал семейную трихофитию с поражением кожи, костей и внутрен­них органов, предложил классификацию дерматомикозов, не потерявшую своего значения и в настоящее время, описал хроническую язвен­ную пиодермию.

С 1952 г. в течение 16 лет кафедру возглавлял М.М. Желтаков (1903—1968). Его основные исследования были посвящены нейродерматозам, роли нервной системы и коры надпочечников в патогенезе дерматозов, гипнотерапии в дерматологии и др. Он автор монографии «Лекарствен­ная аллергия» и учебника по кожным и венерическим болезням.

К московской дерматологической школе относится также Л.Н. Машкиллейсон (1898—1964), крупнейший дерматолог, в течение многих лет он руководил научной работой Центрального кожно-венерологического института. С 1933 по 1938 г. он заведовал кафедрой кожных болезней Воронежского медицинского института. Л.Н. Машкиллейсон известен как ученый глубочайшей эрудиции и тонкий знаток патогенеза и клини­ки дерматозов, опубликовал более 270 научных работ, в которых впер­вые описан ряд клинических форм кожных заболеваний, предложена классификация эпидермофитии, трихофитии. Привив себе возбудитель хронической трихофитии взрослых, он доказал, что причиной разнооб­разия клинических вариантов поверхностей трихофитии являются не особенности возбудителя, а состояние организма больного. Им разрабо­таны вопросы, касающиеся бластомикоза и амилоидоза кожи, доказан первичный характер отложений амилоида в коже, описаны вторичные кожные реакции при эпидермофитии и пиодермии, разработана клас­сификация паратравматических поражений кожи, трихобазалиом. Много работ Л.Н. Машкиллейсона посвящено роли витаминов в патогенезе кожных заболеваний, описанию различных клинических форм туберкулеза кожи и патогенезу аллергических дерматозов. Монографии Л.Н. Машкиллейсона «Лечение и профилактика заболеваний кожи», «Инфекционные и паразитарные болезни кожи», «Частная дерматоло­гия» пользуются широкой популярностью среди дерматологов нашей страны. Он был редактором иностранных руководств, переведенных на русский язык: «Гистопатология кожи» (У.Ф. Левер), «Синтетическая дерматология» (Л. Попов) и др.

М.П. Демьянович (1879-1957) предложил ускоренный метол лече­ния чесотки, он автор более 130 работ, из которых следует отметить мо­нографии «Чесотка», «Экзема» и др.

Н.С. Смелов (1898-1975) провел ценные исследования, касающиеся лечения сифилиса, туберкулеза кожи, злокачественных лимфом кожи.

Одним из основоположников отечественной дерматологии был представитель киевской школы М.И. Стуковенков (1843-1897), который настойчиво проводил мысль о связи кожных заболеваний с функ­цией внутренних органов.

В плеяде крупных отечественных дерматоло­гов следует выделить П.В. Никольского (1858-1940), развившего идеи нервизма при изложении физиологии кожи и трактовке патогенеза дер­матозов. Большой популярностью пользуются оригинальные руковод­ства П.В. Никольского «Общая терапия болезней кожи» (1910) и учеб­ник «Кожные болезни» (1927). Им был обоснован симптом легкой отслойки рогового слоя (симптом Никольского).

Среди отечественных дерматологов отметим также заведующего кафедрой кожных болезней Казанского университета А.Г. Ге (1842—1907), написавшего руководство по венерическим болезням, А. А. Боголепова (1874—1941), возглавлявше­го кафедру кожных и венерических болезней медицинского факультета Томского университета, а затем Новосибирского института усовершен­ствования врачей, проводившего исследования в области дерматомикозов и сифилиса, проф. A. M. Кричевского (1896-1956), руководившего украинскими дерматологами и известного многочисленными исследо­ваниями по выявлению вирусной природы псориаза, пузырчатки и т.п.

М.П. Батунин (1894-1972) уделял много внимания вопросам борьбы с профессиональными заболеваниями кожи, результаты его работы обобщены в руководстве «Профессиональные болезни кожи» (1933). Он провел важные исследования по патофизиологии и биохимии кожного покрова, реактивности и аллергии кожи, витаминному балансу и т.п.

П.В. Кожевников (1898-1868) разработал проблему лейшманиоза в Туркмении, изучил клиническую картину и динамику этого заболева­ния, расширил показания для диспансеризации больных хроническими дерматозами.

А. Я. Прокопчук (1896-1970) впервые предложил метод лечения больных красной волчанкой акрихином (1939), радионуклиды для иссле­дования проницаемости кожи и лечения предраковых заболеваний кожи, стал организатором дерматовенерологической службы в Белоруссии.

И. И. Потоцкий (1898—1978) известен исследованиями поражения кожи при лейкемии и ретикулоэндотелиозе, окислительно-восстанови­тельных процессов в коже.

Н.А. Торсуев (1902-1978) основал первую отечественную научную школу лепрологов, а также экспериментальный клинический лепрозо­рий в Ростове-на-Дону.

Основателем дерматостоматологического направления был первый заведующий кафедрой Московского государственного медико-стоматологического университетаБ. М. Пашков (1899-1973). Ему принадлежит первое описание мягкой лейкоплакии, вместе с Н.Д. Шеклаковым он изучал доброкачественную неакантолитическую пузырчатку только слизистой оболочки рта, ему принадлежит выделение двух клинических форм эксфолиативного хейлита — сухой и экссудативной и др.

 

ВОПРОС 18

Себорейная экзема является одной из клинических форм экземы, к которой также относятся истинная, профессиональная и микробная экзема.. Часто себорейная экзема развивается на фоне себореи или как осложнение себорейного дерматита.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.