Цель дисциплины:формирование целостного представления о строении и функциях организма человека как единого целого, о процессах, протекающих в нем, механизмах деятельности организма на различных возрастных этапах; формирование устойчивых гигиенических навыков, умение организовать образовательную и бытовую среду в соответствии с гигиеническими требованиями.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3,1/…). Дисциплина базируется на полученных на предыдущем уровне образования знаниях по биологии.
Изучение данной дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», прохождения педагогической практики.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности (ПК):
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7)
Специальными компетенциями (СК):
- умеет использовать знания в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены для рациональной организации учебного процесса;
- готов к использованию методов коррекции возможных отклонений в процессе обучения;
- владеет представлением о взаимозависимости и единстве структуры и функций организма человека во взаимосвязи с изменяющимися условиями окружающей среды в процессе роста, развития и обучения
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития систем организма детей в разные возрастные периоды; зависимость роста и развития организма от генетических и социальных факторов; санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности
уметь: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом задач здоровосбережения; учитывать особенности типов высшей нервной деятельности детей в процессе обучения; организовывать и проводить уроки с учётом динамики умственной работоспособности учащихся как здоровьесберегающего компонента; осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии; формировать у детей и подростков мотивацию к ЗОЖ через содержание преподаваемого предмета; способствовать привитию навыков культуры ЗОЖ семьям учащихся; организовывать внеучебную деятельность учащихся в соответствии с нормами здорового образа жизни
владеть: навыками определения функциональной готовности детей к обучению в школе; навыками оценки средовых факторов образовательных учреждений; навыками гигиенической организации учебно-воспитательного процесса
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре
6. Основные разделы дисциплины:
Раздел I. Закономерности роста и развития детского организма
Раздел II. Анатомические и физиологические особенности развития ребенка
Раздел III. Гигиеническая организация учебного процесса
7. Авторы:
Зав. кафедрой МиБЖД,д.м.н., профессор Пискунов В.А., к.м.н., доцент Зеновко Е.И., к.м.н., доцент Тупицына Л.П., к.м.н., доцент Фомина Л.П., доцент Айриян Э.В.
Авторы:
Зав. каф. медицины и БЖД,
Д.м.н., профессор Пискунов В.А.
Доцент кафедры медицины и БЖД
К.м.н., доцент Зеновко Е.И.
Доцент кафедры медицины и БЖД,
К.м.н., доцент Тупицына Л.П.
Доцент кафедры медицины и БЖД,
к.м.н., доцент Фомина Л.П.
Доцент кафедры медицины и БЖД Айриян Э.В.
Программа одобрена на заседании кафедры медицины и БЖД