Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организационно-творческие основы деятельности режиссера культурно-досуговых программ



Работа режиссера по постановке разнообразных форм культурно-досуговых программ, как отмечалось выше, начи­нается с разработки режиссерского замысла и продолжается его воплощением в режиссерском сценарии, который содер­жит в себе режиссерское решение, конкретные художествен­ные приемы постановки самого процесса действия и исполь­зования выразительных средств, в реализации сценарного и режиссерского замысла.

Однако воплощение драматургического действия в сцени­ческое зрелище - результат творческих усилий творческого коллектива режиссера, так называемой постановочной груп­пы, в которую в зависимости от формы культурно-досуговой программы входят:

ассистент режиссера - первый помощник режиссера, ру­ководитель-координатор постановочной группы, через кото­рого организационно-творческие вопросы, возникающие у коллективов или отдельных исполнителей, доводятся до главного режиссера. Непосредственно творческая работа ас­систента режиссера начинается с включения в процесс об­суждения сценарно-режиссерского замысла, общего сценарного плана и литературного сценария, монтажного листа. По необходимости или по заданию режиссера его ассистент са­мостоятельно проводит репетиции с коллективами или от­дельными исполнителями, а также ведущими.

В организационную работу ассистента режиссера входят информирование участников программы и технических служб ее обеспечения о графике репетиций, а также их непо­средственная организация.

Будучи правой рукой режиссера, ассистент выполняет все его творческие и организационные задания;

художник-постановщик - соавтор художественно-образ­ного решения культурно-досуговой программы, организатор сценического пространства, своеобразный переводчик режис­серского замысла культурно-досуговой программы на язык зрелища. Художник совместно с режиссером превращают пространство сцены, площади, парка, актового зала школы в пространство театра, зрелища.

Сценография и декорационное оформление должны в об­разно-символической, метафорической форме отражать ав­торскую идею во всей полноте эмоционального и интеллек­туального содержания, а также создавать атмосферу культур­но-досуговой программы.

И.Г.Шароев справедливо отмечал, что работа режиссера с художником над пространственным решением сценического действия начинается не с планировок и опорных точек, а с выработки единой творческой позиции, единого смысла и сверхзадачи будущего представления. Только после этого можно приступить к пространственному решению спектакля, нахождению его образного строя;

художник по свету - соавтор световой драматургии про­граммы, автор детально проработанной световой партитуры. Каждое изменение света, его "переброска", каждый световой эффект должны не демонстрировать весь диапазон возмож­ностей световой "начинки" конктретной сценической пло­щадки, а создавать художественный образ номера, раскры­вать режиссерский замысел.

В руках опытного художника по свету это выразительное средство становится дополнительным элементом мизансце­ны. "Живопись света" (по определению кинорежиссера С.Юткевича) - это непрерывное движение авторской мысли, динамика программы, единое целое с ней. Режиссеры право­мочно говорят о цветосветовой драматургии сценического действия, поскольку не только свет, но и цвет имеют свою эмоционально-выразительную силу. Не зря в живописи при­сутствуют такие определения, как холодный цвет, теплые тона и т.п.

При постановке массовых театрализованных форм куль-турно-досуговых программ художник по свету возглавляет группу операторов световой техники, а также проекционной аппаратуры (видео, слайды, мультимедийные презентации);

звукорежиссер в своей профессиональной деятельности создает не просто звуковое оформление программы, а ее ху­дожественный образ.Точно найденный совместно с режиссе­ром характер музыкально-звукового ряда досуговой програм­мы является важным компонентом в нахождении нужного темпоритма.

В музыке заключена огромная эмоциональная сила, и уме­лое владение ею помогает выстроить стройную драматур­гическую композицию программы.

Звукорежиссура - самостоятельная область творческой деятельности, имеющая свои законы и грани, а звукорежис­сер с помощью монтажа музыки, звука, шумовых эффектов выделяет главные смысловые куски, акцентирует их, а второ­степенные уводит на второй план, как бы затушевывая. Это сродни крупным и общим планам в кинематографе. Звукоре­жиссер регулирует не силу звука, а смысловую и эмоцио­нальную жизнь программы.

На основе пространственного и мизансценического реше­ния, особенностей сценической площадки звукорежиссер также определяет систему озвучивания и ее объем. Реализуя режиссерский замысел, он осуществляет ее музыкальное, зву­ковое и шумовое решение, определяя также хронометраж каждого номера. Помощником звукорежиссера является зву­кооператор;

помощник режиссера - обеспечивает порядок выхода ис­полнителей на сцену, а таже дисциплину за кулисами; следит за скоординированной работой рабочих сцены. Существуют воспоминания о том, что когда-то в Московском Художе­ственном театре существовал обычай - перед началом спек­такля помощнику режиссера, который «вел» спектакль, отдавали ключи от театра. Этим подчеркивалось то, что на это время он становится единственным хозяином сцены.

Состав творческой постановочной группы массовых теат­рализованных форм культурно-досуговых программ (театра­лизованный концерт, театрализованное представление, праздник, фестиваль и др.) дополняют музыкальный руково­дитель, главный балетмейстер, художник-гример.

Важным этапом предварительной постановочной работы является разработка четко продуманного репетиционного плана, без которого невозможно представить полноценную работу творческого коллектива. Репетиционный план преду­сматривает два периода: сначала в репетиционных залах, а затем и на сценической площадке, где непосредственно будет проходить культурно-досуговая программа. Срывы или не­четко организованные репетиции всегда ставят под сомнение успех культурно-досуговой программы.

Репетиция ( от лат. repetitio - повторение) - основная фор­ма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, культурно-досуговых программ, а также отдельного номера и эпизода путем мно­гократных повторений (целиком или частями). Несмотря на то, что семантика слова содержит в себе смысл механической работы, на самом деле каждая из репетиций, начиная с застольной и заканчивая генеральной, - живой, творческий процесс. Как выразился известный театральный режиссер Питер Брук: «Репетировать - это думать вслух».

В первый, застольный период репетиций режиссер соби­рает свою художественно-постановочную группу с целью ее знакомства с замыслом программы, ее сверхзадачей, а также составлением постановочного плана. В ходе застольных ре­петиций могут проходить читка литературного сценария, определение сквозного действия всей программы и отдель­ных исполнителей.

И.Г.Шароев дает совет не вдаваться на этом этапе в под­робности, тем более технические, поскольку это может увес­ти творческий коллектив от главного. Задача режиссера на первой встрече - дать магистральное направление творческой фантазии каждого из группы через ясность и точность до­несения режиссерского замысла.

Следующий репетиционный этап - просмотр номеров, включенных в сценарий культурно-досуговой программы. За­дача просмотровых репетиций - отбор номеров из уже имею­щегося репертуара коллектива или исполнителя или оценка художественного уровня специально подготовленного номе­ра. Желательно, чтобы в просмотре и отборе номеров прини­мали участие все члены постановочной группы.

Далее проходят индивидуальные репетиции номеров или отдельных эпизодов, в которых наряду с творческой группой участвуют и технические службы, задействованные согласно режиссерской партитуре (монтажному листу). Индивидуаль­ные репетиции по заданию режиссера-постановщика могут проводить ассистенты режиссера.

Монтировочные (монтажные) репетиции - это сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, худо­жественных и технических средств культурно-досуговой про­граммы. На сцене в соответствии с утвержденными режиссе­ром эскизами декораций устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются, по необходимости, способы и средства для быстрой его смены, проверяется техническая часть, предназначенная для получения сценических эф­фектов, и т.д.

Эти репетиции проводятся также с целью построения об­щей мизансценической композиции, отработки монтажных стыков между номерами и эпизодами. Именно мизансцени-ческая связка, продуманная и реализованная режиссером на этих репетициях, объединяет номера в целостный тематичес­кий эпизод. Монтировочные репетиции призваны также отре­гулировать все вопросы, связанные с техническим обеспе­чением номеров и эпизодов перед (сводной) прогонной репетициями.

Прогонная (сводная) репетиция - дальнейший этап работы над постановкой культурно-досуговой программы, который заключается в объединении отдельных эпизодов программы в единое сценическое действие, корректировке общего мизаисценического рисунка. Во время прогонной репетиции режиссер не останавливает сценическое действие, чтобы исполнители почувствовали целостность сценического дей­ствия, его атмосферу, темпоритм, а лишь записывает, "берет на карандаш"- свои замечания и по ее окончании анализирует достоинства и недостатки увиденного. Эти репетиции обна­руживают ненужные паузы, затянутость сценического дей­ствия, ритмические «дыры».

Слаженность хода прогонной репетиции, а тем более всей программы, в большой степени зависит от точности работы ассистента и помощников режиссера, от того, насколько сла­женно они взаимодействуют, выполняя возложенные на них обязанности. Собственно, во время прогонных репетиций каждый из них отрабатывает технологический алгоритм своих действий.

Одна из организационных задач прогонных репетиций -придать уверенность не только всем службам обеспечения сценической постановки программы, но и ее ведущему от профессионализма работы которого зависят не только темпо-ритм программы, но и непрерывностьдраматургического

После прогонных репетиций иногда возникает необходи­мость в дополнительном репетиционном времени для ликви­дации просчетов и недоработок. Поэтому в репетиционном плане после первого прогона предусматривается время для репетиции «по назначению».

Генеральная репетиция - завершающий этап работы над воплощением культурно-досуговой программы. Она идет без остановок, так же как будет идти программа. После генераль­ных репетиций режиссер дает замечания каждому из испол­нителей или техническому персоналу. По необходимости на следующий день назначается корректировочная репетиция с учетом предыдущих замечаний и проводится вторая гене ральная репетиция.

Итогом организационно-творческой работы режиссера культурно-досуговых программ является ее непосредствен ныи показ, сценическая постановка. Во время программы режиссер обычно находится на сцене рядом со своими помощниками. Однако если он не уверен в действиях той или иной технической службы, если у этой службы сложная пар­титура, то его место - рядом с ней. Анализ постановки куль-гурно-досуговой программы, ее достоинств и недостатков завершает режиссерскую работу.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте характеристику творческой группе режиссера культурно-досуговых программ.

2. Какие виды репетиций обеспечивают постановку досу-говых программ?

3. Обобщите организационно-творческие аспекты деятель­ности режиссера культурно-досуговых программ.

Литература

1. Горюнова, Н.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений / И.Э.Горюнова. -СПб.: Композитор, 2009. - 204 с.

2. Гуд, Д.Л.Тэхналопя стварэння свята: вучэб. дапам. / П.А.Гуд. - 2-е выд., стэрэатып. - Мн.: Бел. дзярж. ун-т куль­туры i мастацтвау, 2008. - 224 с.

3. Камтст, А.Я. Рэжысура традыцыйнага абраду: вуч.-ме-тад. дапам. / А.Я.Камшск1. - Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры i мастацтвау, 2009. - 112 с.

4. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы / В.Э.Мейерхольд. - М.: Искусство, 1968. - Ч. 2. - 286 с.

5. Шароее, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представ­лений: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / И.Г.Шароев. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

6. Эйзенштейн С.МИзбр. произв.: в 6 т. / С.М.Эйзен­штейн. - М.: Искусство, 1968. - Т. 5. - 480 с.

7. Эфрос, А. Профессия: режиссер / А.Эфрос. - М.: Искус­ство, 1979.-132 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.