Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Архитектоника культурно-досуговой программы



Каждая культурно-досуговая программа как драматурги­ческое произведение содержит в себе элементы конструкции, построения.

Понятие «архитектоника» (от rpeч.architektonike - строи­тельное искусство, построение, соразмерность) употребляет­ся как 1) художественное выражение закономерностей строе­ния, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эс­тетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

Я.В.Ратнер справедливо отмечал, что объективный поря­док строгого взаимодействия предполагает наличие «опор­ных пунктов», создающих основу объективной гармонии, архитектоники действия. Любая неустойчивость здесь либо осложняет восприятие, требуя высокой культуры интерпрета­ции, либо разрушает это восприятие неожиданно разросшей­ся частностью. Видимо, таков общеобязательный закон искусства.

Понятие «архитектоника» в значении «построение худо­жественного произведения» чаще заменяют термином «ком­позиция», который появился в искусствоведении с XIX века. Композиция (от. лат. composition- составление, соединение) - последовательное построение художественного произведе­ния, средство выражения связи между его элементами.

Вопросы архитектоники, композиции драмы впервые по­лучили теоретическое осмысление в «Поэтике» Аристотеля.

Античный философ зафиксировал внутреннюю структуру единства древнегреческой трагедии: «Целое - то, что имеет начало, середину и конец. Начало есть то, что само, безуслов­но, не находится за другим, но за ним естественно находится или возникает что-то другое. Конец, напротив, то, что по сво­ей природе находится за другим или постоянно, или в боль­шинстве случаев, а за ним нет ничего другого. Середина - то, что и само следует за другим и за ним следует другое. Поэто­му хорошо составленные фабулы должны начинаться не откуда попало и не где попало кончаться, а согласовываться с выше указанными определенными понятиями».

Переведя на современный язык данное высказывание Ари­стотеля, можно сказать, что вычленение конструктивных эле­ментов для драматургического творчества - самый важный момент работы. Эта работа начинается с выделения из всего отобранного материала той части, которая будет развивать сценарий в целом - так называемой решающей композицион­ной точки. Сценарий всегда состоит из номеров и эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться прежде, чем начнется дру­гой эпизод.

Архитектоника изучает соотношение между главными и подчиненными элементами сценария, связь между его от­дельными частями и функциональное значение этих частей и элементов,образующих вместе художественное единство. Внутреннее, архитектоническое единство активизирует также и ассоциативность мышления автора и зрителя.

Иначе говоря, архитектоника рассматривает конструктив­ные основы сценария. Основной конструктивной, смысловой единицей в действенной структуре сценария культурно-досу­говой программы является номер, который в совокупности с другими номерами образует эпизод.

Эиизодное построение сценария культурно-досуговой про­граммы заимствовано у театральной драматургии. Текст дра­мы состоит из сценических эпизодов, которые называются картинами или сценами и представляют собой относительно самостоятельные части драматургического действия в зам­кнутых границах пространства и времени.

Вели перевести суть номера и эпизода на язык структуры пьесы как драматургического произведения, то номер – это сцена - своеобразный узел, а три-четыре таких «узла» (номе­ра) соединяются в акт (эпизод) как цикл единого драматур­гического действия всей пьесы (сценария). Выдающийся театральный режиссер А.В.Эфрос, акцентируя внимание на структуре драматургического действия каждой сцены, акта и пьесы в целом, образно представлял ее как изогнутую проволочку, отмечая, что, читая акт, читаем структуру: с чего начиналось, как развивалось, чем закончилось. Другими сло­вами, движение драматургической логики автора идет от од­ного номера к другому, от одного эпизода к другому.

Таким образом, эпизод представляет собой специфичес­кую, монтажно организованную совокупность номеров, объединенных между собой тематически, сюжетно и дей­ственно в единую, относительно завершенную структуру. Свою окончательную завершенность эпизод достигает только во взаимосвязи с предыдущими или последующими эпизода­ми, а также в контексте композиции всей программы, которая последовательно раскрывает авторский идейно-тематический замысел. Динамика чередования эпизодов - один из важней­ших элементов художественной целостности культурно-до-суговой программы, ее структурообразующее средство, обес­печивающее непрерывность ее драматургического действия. Понятие «непрерывность действия» пришло к нам из кине­матографа и применительно к сценарию досуговой програм­мы означает особую последовательность эпизодов и номеров, которая требует от сценариста решения:

- проблемы отбора материала;

- проблемы переходов (монтажных стыков);

- проблемы поддержания зрительского внимания;

- проблемы драматического напряжения как связи между

актером и зрителем.

Таким образом, архитектонику культурно-досуговой про­граммы можно представить в виде следующей схемы.

 

 

 

 

 

 

 

Эпизод 1 Номер 1
Номер 2
Номер 3
  Монтажный стык
Эпизод 2 Номер 1
Номер 2
Номер 3
Номер 4
  Монтажный стык
Эпизод 3 Номер 1
Номер 2
Номер 3
     

Для сценариста главное - найти единственно возможный порядок, темп и ритм соединения. Каждая часть в сценарии культурно-досуговой программы, живя своей самостоятель­ной жизнью, имея свой смысл и внутреннее развитие драма­тического действия, всегда связана с целым, с главной мыслью произведения. Эту взаимосвязь обеспечивает в том числе и монтажный метод организации сценарного материала.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие «архитектоника культурно-до­суговой программы».

2. Почему эпизод является единицей сценической инфор­мации в культурно-досуговой программе?

3. Представьте архитектонику культурно-досуговой про­граммы как совокупность ее номеров и эпизодов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.