Основное законодательство по охране труда, правовые нормы, охрана труда женщин и подростков.
Основы физиологии труда. Труд умственный и труд физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.
Научно-технический прогресс и профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсификацией производственных процессов. Гигиена умственного труда.
Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и отравления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных рабочих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические. Гигиеническое регламентирование факторов производственной среды. Средства индивидуальной защиты.
Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Лечебно-профилактическое питание рабочих. Требования к санитарно-техническим устройствам на промышленных предприятиях (вентиляция, освещение, отопление и др.).
Микроклиматические условия на различных производствах. Профессиональные вредности в горячих цехах. Профессиональные вредности при работе на открытом воздухе. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений организма.
Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в условиях производства.
Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Шумовая и вибрационные болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шума и вибрации.
Профессиональные заболевания, связанные с работой на производствах с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.
Понятие о промышленных ядах и профессиональных отравлениях. Общие закономерности действия промышленных ядов. Острые и хронические отравления. Профессиональные отравления окисью углерода, сернистым газом, окислами азота, свинцом, ртутью, бериллием, органическими растворителями. Меры профилактики.
Производственный травматизм. Основные причины травматизма на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма. Профилактика глазного травматизма и гнойничковых заболеваний кожи.
Гигиена труда в сельском хозяйстве. Профессиональные вредности, связанные с работой на сельскохозяйственных машинах. Профилактика сельскохозяйственного травматизма. Гигиена труда при работе с ядохимикатами и минеральными удобрениями. Профилактика отравлений ядохимикатами. Профессиональные вредности при работе на животноводческих фермах. Профилактика профессиональных инфекций.
Гигиена труда медицинских работников. Гигиена труда хирургов и анестезиологов. Характеристика условий труда: физическое утомление, нервно-психическое напряжение, микроклимат операционных, загрязнение воздуха наркотическими веществами; Заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда.
Гигиена труда медицинских работников в барокамерах. Классификация барокамер по назначению. Требования к оснащению, оборудованию и микроклимату помещений барокамер. Воздействие на организм оксигенации и давления. Баротравмы и их осложнения, меры профилактики. Режим компрессии и декомпрессии. Критерии отбора лиц, допускаемых к работе в барокамерах.
Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействие токов УВЧ и СВЧ; предельно-допустимые величины интенсивности облучения. Источники инфракрасного и ультрафиолетового излучения, их воздействие на организм. Организация защиты персонала.
Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий, Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения. Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Принципы защиты от внешнего ионизирующего излучения и инкорпорирования радиоактивных веществ. Радиационный контроль. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудование радиологических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их транспортировка в радиологических отделениях больниц.
Гигиена труда медицинского персонала при использовании современного медицинского оборудования. Дозные поля в рентгене диагностических кабинетах при использовании передвижных рентгеновских аппаратов. Лучевая нагрузка медицинского персонала при рентгенологических процедурах. Дозиметрический контроль.
Гигиена труда медицинских работников при использовании лазеров. Классификация лазеров по физико-техническим параметрам и степени опасности генерирующего излучения. Вредные факторы, сопутствующие эксплуатации лазеров. Биологическое действие лазерного излучения на глаза, кожу, внутренние органы. Предельно-допустимые уровни лазерного облучения. Обеспечение безопасных условий труда.
Тема. Гигиеническое значение и методика определения физических параметров воздуха в помещениях (температура, барометрическое давление, влажность, скорость движения воздуха).
Цель занятия: ознакомить с наиболее распространенными приборами для определения температуры, влажности и барометрического давления воздуха. Определить температуру, барометрическое давление, влажность воздуха и сделать оценку температурно-влажностного режима в помещениях.
Самостоятельная работа
1. Измерить температуру воздуха в различных учебных и учебно-производственных помещениях вуза, а также в лечебно-профилактическом учреждении.
2. Определить влажность воздуха аспирационным и простым психрометром.
3. Определить барометрическое давление.
4. На основании полученных данных сделать заключение о температурно-влажностном состоянии воздуха в различных учебных, учебно-произ водственных помещениях вуза, а также в лечебно-профилактических учреждениях.
Вопросы по теме:
1. Влияние на организм повышенной и пониженной температуры, влажности воздуха и барометрического давления.
2. Оптимальная температура и влажность воздуха для различных помещений.
3. Приборы для измерения температуры, влажности воздуха и барометрического давления в помещении.
Тема. Гигиеническое определение условий воздухообмена и вентиляции в лечебных учреждениях.
Цель занятия: ознакомить с приборами и методикой измерения скорости движения воздуха и воздухообмена в помещении. Закрепить теоретические знания о гигиеническом значении физических свойств воздуха.
Самостоятельная работа
1. Определить движение воздуха с помощью чашечного и крыльчатого анемометров в различных помещениях вуза, а также в палатах, дверном проеме, коридоре.
2. Рассчитать кратность воздухообмена в этих же помещениях.
3. Сделать заключение и рекомендации по результатам исследования.
Вопросы по теме:
1. Движение воздуха и его влияние на организм здорового и больного человека.
2. Приборы для измерения.
3. Воздухообмен в помещении, кратность воздухообмена в помещениях разного назначения.
Тема. Комплексная физиолого-гигиеническая оценка микроклиматических условий лечебных учреждений (КБ №8 ФМБА России). Составление Протоколов санитарно-гигиенических измерений с заключением и рекомендациями.
Цель занятия: использовать теоретические знания и практические навыки, полученные на предыдущих занятиях (по исследованию метеорологических факторов и условий микроклимата в КБ № 8 ФМБА России).
Самостоятельная работа
1.Исследовать микроклимат и освещенность в 4 подразделениях КБ № 8 ФМБА России и дать гигиеническую оценку.
2. Сделать общие выводы по материалам исследования. Дать рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.
Тема. Микроклимат и освещение в лечебно-профилактических учреждениях.
Цель занятия: контроль знаний студентов по пройденному материалу. Подробный разбор вопросов микроклимата и освещенности. Подведение итогов.
Вопросы по теме (семинар):
1. Комплексное действие на организм физических факторов внешней среды.
2. Метеотропные заболевания. Профилактика их в период прохождения синоптических фронтов.
3. Использование природных климатических факторов в оздоровительных и лечебных целях.
4. Микроклимат, показатели микроклимата, оптимальные параметры. Методы регулирования микроклимата.
5. Физические свойства, химический состав воздуха и их влияние на организм человека. Оптимальные параметры показателей микроклимата.
6. Гигиеническая характеристика и классификация климатов. Акклиматизация к новым климатическим условиям.
7. Ультрафиолетовое излучение, физические параметры. Биологическое воздействие УФ-радиации. Заболевания, вызываемые недостатком и избытком УФ-радиации. Методы профилактики.
8. Гигиеническая характеристика оптимального микроклимата в лечебно-профилактических учреждениях.
9. Нормативы показателей микроклимата в палатных отделениях больницы.
Литература: 1- С.5-127, 306-319; 2 -С. 18-20, 191-195; 3 – С. 151-183; 5 – С. 93-110; 7 – С. 79-85, 104.
Тема. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения.
Цель занятия: ознакомить студентов с влиянием химического состава воды на здоровье населения, ее эпидемическим значением и гигиеническими принципами нормирования качества питьевой воды, правилами выбора источников водоснабжения.
Самостоятельная работа
1. Ознакомиться с законодательными документами, положенными в основу гигиенического нормирования в области гигиены водоснабжения: 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Правила выбора и оценки качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
2. Решить ситуационные задачи: а) по оценке качества питьевой воды; б) по выбору источника водоснабжения.
3. Дать заключение и предложения по улучшению состава питьевой воды и источников питьевого водоснабжения.
Вопросы по теме:
1. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.
2. Гигиеническое нормирование питьевой воды. 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
3. Гигиенические требования к источникам централизованного водоснабжения.
4. Система водоснабжения и канализации больниц.
5. Особенности химического состава питьевой воды в Калужской области и заболевания, обусловленные ими.
Тема. Изучение адекватности индивидуального питания (расчет суточных энерготрат).
Цель занятия: закрепить теоретические знания о расходе энергии, уметь определять энерготраты хронометражно-табличным методом, физиологические нормы питания, гигиенические принципы рационального питания.
Самостоятельная работа
1. Определить индивидуальный суточный расход энергии.
2.Провести при помощи хронометрирования учет продолжительности всех видов деятельности и отдыха за полные сутки.
3.Сделать учет потребления всех продуктов за день хронометрирования.
4. Рассчитать основной обмен, пользуясь таблицей или формулой.
5. Определить суточные энерготраты путем суммирования основного обмена, энерготрат на пищеварение и дополнительного расхода энергии сверх основного обмена на все виды деятельности.
Вопросы по теме:
1.Определить энерготраты человека при разных видах деятельности.
2.Методы оценки энерготрат.
Литература: 1 – С.390-398; 2 – С.360; 4 – С.62.
Тема. Гигиеническая оценка адекватности лечебного питания (определение химического состава и калорийности суточного рациона по меню-раскладкам).
Цель занятия: ознакомить с навыками работы, с таблицами химического состава и питательной ценности пищевых продуктов. Научиться составлять заключение по меню-раскладкам.
Самостоятельная работа
1. Составить меню-раскладки типичного (индивидуального) питания в течение одного дня.
2. С помощью таблиц установить калорийность пищи по отдельным приемам и содержание в потребляемых продуктах белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.
3. Дать анализ индивидуального рациона в соответствии с гигиеническими нормами питания и рекомендациями.
4. Дать оценку режима питания.
5. Дать практические рекомендации по устранению дефектов в питании.
Вопросы по теме:
1. Определение качественной полноценности пищи по меню-раскладкам.
2. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и их гигиеническое значение.
3. Составление меню-раскладки индивидуального питания студента и ее оценка.
Тема. Врачебно-санитарный контроль за доброкачественностью продуктов питания (лабораторные исследования мяса, рыбы, молока, овощей, круп, консервов).
Цель занятия: ознакомить с пищевой ценностью продуктов. Освоить методы определения доброкачественности пищевых продуктов, способы консервирования скоропортящихся продуктов.
Самостоятельная работа
1. Провести санитарную экспертизу хлеба, молока, мяса и определить их пригодность к употреблению в пищу.
2. Провести санитарную экспертизу консервов и концентратов, определить их пригодность к употреблению.
Вопросы по теме:
1. Задачи и методы гигиенической оценки пищевых продуктов.
2. Состав молока.
3. Гигиеническое исследование молока (органолептическое исследование молока, определение удельного веса, кислотности, соды и крахмала в молоке).
4. Исследование мяса на паразиты (финны, трихинеллы).
Цель занятия: ознакомить с классификацией пищевых отравлений и проведением медицинского расследования случаев пищевых отравлений.
Самостоятельная работа
1. Получив описание случаи пищевого отравления, определить вид отравления, составить заключение о причинах. Подготовить комплекс профилактических мероприятий.
4.Пищевые отравления бактериальной этиологии, особенности их проявления. Эпидемиология.
5. Пищевые токсикоинфекции. Возбудители, особенности патогенеза, клиника, диагностика.
6. Пищевые бактериальные интоксикации (токсикозы). Возбудители, особенности патогенеза, клиника, диагностика.
7. Методика взятия проб материала на лабораторные исследования при пищевых отравлениях бактериальной и небактериальной этиологии.
8. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, методика его заполнения и доставка в учреждения по контролю прав потребителей и благополучия человека.
9. Обязанности врача лечебного профиля, оказывающего первую помощь пострадавшим при пищевом отравлении.
10.Порядок опроса пострадавших при пищевом отравлении с целью выявления продукта и характерной клинической картины.
11.Основные пути профилактики пищевых отравлений бактериального и небактериального происхождения.
Цель занятия: научить распознавать и расследовать причины возникновения пищевого отравления, принимать экстренные меры в соответствии с инструкциями.
Самостоятельная работа
Ознакомить с материалами обращения за медицинской помощью, решить следующие вопросы:
1. Какие микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, органические и неорганические соединения, растения и т.д. могли явиться причиной описанного случая заболевания?
2. Какой продукт или блюдо могли вызвать заболевание?
3. Какие условия привели к тому, что продукт или блюдо могли стать причиной заболевания.
4. Какие экстренные меры и кто должен принять в данной случае?
5. Какие материалы и кто должен отправить на лабораторное исследование? Какие лабораторные исследования необходимы для уточнения диагноза?
6.Какие вопросы следует задавать больному?
7.Дайте рекомендации местным органам здравоохранения по проведению профилактических мероприятий.
Вопросы по теме:
1. Знакомство с инструктивными и методическими материалами по изучению причин и профилактике пищевых отравлений.
2. Разбор случаев пищевых отравлений различной этиологии.
Тема. Гигиеническая оценка проектов лечебно-профилактических учреждений (территория, соседние объекты, здания, планировка, оборудование, оснащение).
Цель занятия: ознакомить с методикой экспертизы проекта лечебно-профилактического учреждения для предупреждения нарушений или отклонений от санитарных норм.
Самостоятельная работа
1. Ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к лечебно-профилактическим учреждениям.
2. Пользуясь схемой, рассмотреть проект лечебного учреждения.
3. Составить санитарно-гигиеническое заключение.
Вопросы по теме:
1. Цель санитарной экспертизы проекта лечебно-профилактического учреждения.
2. Зонирование больничного участка.
3. Гигиенические требования к внутренней планировке и благоустройству больничных отделений (приемный покой, операционный блок, инфекционное, родильное и др. отделения).
4. Гигиенические требования к санитарно-техническому снабжению больниц (отопление, вентиляция, водоснабжение, очистка сточных вод и др.).
Тема: Гигиеническая оценка условий пребывания больных в стационаре.
Цель занятия: научить студентов оценивать санитарно-гигиенические условия стационаров различного профиля, выявлять факторы, отрицательно влияющие на больных.
Самостоятельная работа
1. Провести санитарное обследование больницы (с описанием одного из отделений) и на основании результатов сделать заключение; дать практические рекомендации. Сосредоточить внимание на следующих условиях:
а) комфорте для больных (температура, влажность, воздухообмен, инсоляция, освещение, шум, загрязнение воздуха и помещения);
б) факторах, влияющих на возникновение и распространение внутрибольничных инфекций (поточность, изоляция, санитарный и хлорный режим, спецодежда, бактерицидные лампы, мойка посуды и т.д.);
в) комфорте для врачей и обслуживающего персонала.
Вопросы по теме:
1. Типы лечебных учреждений.
2. Санитарно-гигиенические нормативы для стационаров.
3. Санитарно-противоэпидемический режим в стационарах.
Литература: 2 – С.209; 5 – С. 59-110; 7 – С. 376.
Тема. Гигиеническое обеспечение радиационной безопасности в радиологических отделениях больниц (с посещением стационара).
Цель занятия: ознакомить с правилами устройства и эксплуатации рентгеновских кабинетов, а также с правилами работы с радиоактивными веществами в радиологических отделениях больниц.
Самостоятельная работа
1. Провести санитарно-гигиеническое обследование лечебного учреждения, использующего радиоактивные вещества или источники ионизирующих излучений.
2. Составить Протокол санитарно-гигиенического обследования и предложить рекомендации по предупреждению неблагоприятного воздействия ионизирующих излучений.
Вопросы по теме:
1. Гигиенические требования к лечебным учреждениям, использующим радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений.
2. Биологическое действие ионизирующих излучений; основные виды лучевых поражений.
3. Гигиеническое нормирование различных видов облучения.
4. Организация санитарно-дозиметрического контроля. Методы дезактивации.
Литература: 2 – С.206, 207; 7 – С.404-410.
Вопросы по теме (семинар):
1. Гигиенические требования к планировке и застройке больничного участка (озеленение, ориентация зданий, санитарно-защитная зона).
2. Гигиенические требования к поликлиническим отделениям больниц (проектирование, планировка и застройка, борьба с внутрибольничной инфекцией).
3. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков.
4. Гигиенические требования к отделению приема и выписки неинфекционных больных.
5. Гигиенические требования к палатным отделениям больниц (планировка, освещение, отопление, вентиляция, хлорный режим).
6. Гигиенические требования к операционному блоку больниц (планировка, освещение, отопление, вентиляции, хлорный режим).
7. Гигиенические требования к инфекционному отделению (планировка, освещение, отопление, вентиляция).
8. Профилактика внутрибольничных инфекций.
9. Защита от внешнего и внутреннего облучения при использовании радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений.
10. Гигиенические вопросы на радиолокационных станциях (основные пути защиты от облучения СВЧ-полем). Профилактика.
11. Виды ионизирующих излучений и их физические характеристики. Биологическое действие ионизирующих излучений.
12. Правила работы с радиоактивными веществами.
13. Обеспечение безопасности при работе с закрытыми источниками излучения.
14. Обеспечение безопасности при работе с радиоактивными веществами в открытом виде.
Литература: 2 – С.198, 199, 206, 207; 3 – С.250-331; 5 – С. 59-110; 7 – С. 360-376, 404-410.
Тема. Методы оценки физического развития детей и подростков.
Цель занятия: ознакомить студентов с методикой антропометрических исследований и выведением стандартов физического развития.
Самостоятельная работа
1. Провести антропометрические измерения друг друга.
2. Оценка физического развития ребенка по ситуационной задаче.
3. Определить факторы риска, повлиявшие на дефекты физического развития.
4. Разработать гигиенические рекомендации для ребенка, направленные на его оздоровление и коррекцию физического развития.
Вопросы по теме:
1. Определение понятия «физическое развитие детей».
Тема. Санитарно-гигиеническая экспертиза и обследование детского дошкольного учреждения.
Цель занятия: научить методике санитарной оценки и выработать навык обследования и составления письменного заключения по результатам комплексной оценки детских комбинатов. (Занятия проходят на базе детских комбинатов).
Самостоятельная работа
1. Обследовать детский комбинат: территорию, оборудование, здание (групповые, спальные, веранды, пищеблок, медицинские помещения).
2.Составить акт обследования. Дать заключение и рекомендации.
Литература: 2- С.328; 7- С.458.
Тема. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей в детском комбинате и школе.
Цель занятия: выявить факторы риска в организованном детском коллективе и их влияние на здоровье детей.
Работа проводится в детском комбинате, школах. Предварительно студенты знакомятся с официальными материалами, с приказами Минздрава, санитарной службы.
Вопросы по теме (семинар):
1. Режим. Физиолого-гигиеническое обоснование его необходимости для человека.
2. Гигиенические основы организации труда и отдыха, сна и общего режима дня детей и подростков.
3. Методы изучения физического развития детей. Значение этих данных для профилактических мероприятий.
4. Гигиенические мероприятия по профилактике утомления школьников (в течение дня, недели, четверти, учебного года).
5. Медицинское распределение школьников для занятий физкультурой и спортом.
6. Болезни детей школьного возраста и их гигиеническая оценка.
7. Профилактическое направление в работе врачей детских учреждений: ясли, сады, школы, подростковые кабинеты, профконсультации при детских поликлиниках.
8. Причины возникновения и профилактика нарушений здоровья у школьников (близорукость, нарушение осанки, дефекты нервно-психической сферы).
8. Современные аспекты акселерации и решение практических вопросов, связанных с ней.
Литература: 2- С. 328, 347, 362; 3 – С. 439-442; 7 – С.439-442; 458;8 – С.62-68, 101-117.
Тема. Изучение влияния трудовой деятельности на организм человека и профилактика утомления.
Цель: ознакомиться с методами исследований реакции организма на работу, научиться использовать полученные результаты при оценке различных форм трудовой деятельности, планировать мероприятия по профилактике производственного утомления, оценке труда и отдыха.
Самостоятельная работа
1. Ознакомиться с некоторыми методами физиологических исследований.
2. Дать оценку рабочей позы и общую санитарно-гигиеническую характеристику труда по тяжести и напряженности.
3. Разработать мероприятия по оптимизации труда.
Вопросы по теме:
1. Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов, режимы труда и отдыха.
2. Физиологические критерии состояния организма.
3. Категории физических работ на основе общих энерготрат организма.
4. Профилактические меры, направленные на снижение утомления.
Литература: 7- С. 462-464; 9 – С.79-83.
Тема. Методы измерения и оценка производственного микроклимата и его влияния на организм человека.
Цель занятия: овладеть методами исследования производственного микроклимата и реакций организма на его неблагоприятное воздействие.
Самостоятельная работа
Ознакомиться с аппаратурой для измерения параметров микроклимата и состояния процессов терморегуляции организма.
Вопросы по теме:
1. Влияние на организм повышенной и пониженной температуры воздуха на производстве.
2. Влияние на организм повышенной влажности на организм в производственной среде.
3. Влияние на организм малых и больших скоростей движения воздуха в производственной среде.
41.Защита от внешнего и внутреннего облучения при использовании радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений.
42.Заболевания, связанные с недостаточностью УФ-радиации. Виды искусственных источников УФЛ.
43.Биологическое действие ионизирующих излучений.
44.Экологические проблемы Чернобыля.
45.Медико-санитарная оценка радиационной ситуации на территории Калужской области.
46.Методы радиационного контроля.
47.Правила работы с радиоактивными веществами.
48.Обеспечение безопасности при работе с закрытыми источниками излучения.
49.Обеспечение безопасности при работе с радиоактивными веществами в открытом виде.
50.Гигиеническая характеристика сооружений, используемых для полевого размещения войск. Войсковые убежища.
51.Гигиена труда в танковых и мотострелковых частях.
52.Гигиена казармы и лагеря. Состав помещений, площадь и кубатура казарм, вентиляция, освещение, санитарно-технические устройства. Полевое размещение войск.
53.Задачи гигиены труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Их классификация.
54.Понятие о профессиональных вредностях и профзаболеваниях. Их классификация. Комплексные гигиенические меры профилактики.
55.Профессиональные болезни. Меры комплексной профилактики.
56.Профилактика профзаболеваний (законодательные средства индивидуальной защиты, общие, технологические, санитарно-технические, лечебно-профилактические).
57.Профилактика заболеваний связанных с профессиональной деятельностью врача. Производственные факторы мед. работников. СПИД,
58.Гигиеническая характеристика профессий, связанных с воздействием химических и биологических факторов на организм.
59.Профессиональные заболевания, связанные с воздействием шума и вибраций.
60.Гигиенические мероприятия по организации режима труда и отдыха на производстве.
61.Гигиена труда в животноводстве (вредные факторы, средства защиты: индивидуальные, технологические, лечебно-профилактические).
62.Гигиена умственного труда. Организация труда студентов.
79.Образ жизни человека. Гигиенический анализ. Факторы риска.
80.Режим. Физиолого-гигиеническое обоснование его необходимости для человека.
81.Здоровый образ жизни. Гигиеническое обоснование его необходимости.
82.Профилактическое направление в работе врачей детских учреждений: ясли, сады, школы, подростковые кабинеты.
83.Причины возникновения и профилактика нарушений здоровья у школьников (близорукость, нарушение осанки, дефекты нервно-психической сферы).Современные аспекты акселерации и решение практических вопросов, связанных с ней.
84.Гигиенические основы организации труда и отдыха, сна и общего режима дня детей и подростков.
85.Изучение физического развития детей. Значение этих данных для профилактических мероприятий.
86.Гигиенические мероприятия по профилактике утомления школьников (в течение дня, недели, четверти, учебного года).
87.Медицинское распределение школьников для занятий физкультурой и спортом.
88.Болезни детей школьного возраста и их гигиеническая оценка.
89.Очистка населенных мест. Сбор, транспортировка, хранение, обеззараживание мусора и нечистот.
90.Окружающая среда и здоровье человека .
91.Здоровье населения и факторы риска.
92.Экология человека – государственная, общенациональная проблема.
93.Социально-гигиеническая характеристика здоровья населения Калужской области (факторы риска, краевая патология).
94.Гигиенические последствия загрязнения окружающей среды.
95.Гигиеническая характеристика промышленной пыли. Профессиональные заболевания вызванные пылью, их профилактика.