Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретический анализ проблемы



Исследование: «Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста»

 

1. Актуальность проблемы. Развитие волевой сферы в онтогенезе остается важной теоретической и практи­ческой задачей, требующей новых иссле­дований. Разработка этой проблемы способна оказать влияние на решение вопросов возрастной психологии, пси­хологии личности, психодиагностики и других отраслей психологии. Знание ин­дивидуальных и возрастных особенностей волевой регуляции позволит проследить этапы ее становления и развития, выявить вклад индивидных, социокультурных и личностных детерминант формирования воли как высшей психической функции. Кроме того, эти знания не­обходимы для разработки нового, более эффективного психодиагностического инструментария, проведения тренингов, реализации программ коррекции станов­ления произвольности ребенка.

Вместе с этим исследования волевых качеств личности с точки зрения диффе­ренциально-психологического анализа могут стать тем этапом, который в будущем позволит снять некоторые методологиче­ские сложности изучения других реально­стей, объясняющихся понятием «воля». Чтобы вывести понимание воли на более разработанный эмпирический уровень, нужны новые знания о закономерностях волевой регуляции (как о ее содержании, так и о ее развитии).

Важным и спорным остается вопрос о возрасте становления волевой регуляции как одной из форм произвольности. На сегодняшний день выявлено два способа волевой регуляции, позволяющих овла­деть процессом (действием, эмоцией и др.): 1) ситуативная мобилизация путем переосмысления действия или ситуации (обычно описываемая как волевое усилие); 2) поддержание постоянной готовности к волевой регуляции действий на основе во­левых личностных качеств и личностных ценностей, определяющих смысл волевой активности.

Показано, что дети дошкольного воз­раста в игре способны к ситуативной во­левой регуляции. Однако работ, выявляющих способность детей к волевой регуляции на основе волевых лич­ностных качеств, практически нет. Все это определило выбор и актуальность темы исследования.

Цель исследования — проверить возможность развития различных волевых качеств у де­тей младших возрастов.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

- рассмотреть особенности развития волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- выделить факторы, влияющие на формирование волевой регуляции;

- исследовать ход и закономернос­ти развития воли детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Гипотезы исследования:

1) структура волевой сферы детей отличается от структуры полевой сферы взрослых;

2) волевые качества с возрастом изме­няют степень (уровень) своего развития неравномерно, образуя различные соотно­шения и связи, что отражается на структу­ре полевых свойств.

Теоретическая значимость. Знание ин­дивидуальных и возрастных особенностей волевой регуляции позволит проследить этапы ее становления и развития, выявить вклад индивидных, социокультурных и личностных детерминант формирования воли как высшей психической функции.

Практическая значимость. Результаты, полученные в исследовании могут быть использованы для разработки нового, более эффективного психодиагностического инструментария, проведения тренингов, реализации программ коррекции станов­ления произвольности ребенка.

 

Теоретический анализ проблемы

В психологии воля понимается как высшая психическая функция, которая социаль­на по происхождению, формируется в онтогенезе во взаимодействии со взрос­лым, системна по строению, осознанная и опосредствованная культурными и ин­дивидуально-психологическими средства­ми. Задача такой высшей психической функции — обеспечение произвольной регуляции личностной активности . Во­левые качества представляются частными формами проявления воли [3].

С опорой на эти представления можно выделить факторы, оказывающие влияние на соотношение и степень развития воле­вых качеств личности:

• различия индивидного уровня: свойства темперамента, задатки, функци­ональные характеристики;

• особенности социальной ситуации развития, процесса социализации, уро­вень усвоения моральных норм поведения; закрепление полоролевых стереотипов и образцов поведения в целом;

• характер (особенности) требований, предъявляемых к поведению детей разных возрастных и тендерных групп;

• особенности мотивашюнно-смысловой сферы личности, иерархии-мотивов, актуальная ведущая деятельность, собст­венная активность субъекта и др.

Из этого круга факторов влияния на формирование волевой регуляции можно условно выделить общие закономернос­ти (обусловленные возрастными особен­ностями развития и социокультурными паттернами нашего общества) и индиви­дуально-личностные различия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.