Исследование: «Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста»
1. Актуальность проблемы. Развитие волевой сферы в онтогенезе остается важной теоретической и практической задачей, требующей новых исследований. Разработка этой проблемы способна оказать влияние на решение вопросов возрастной психологии, психологии личности, психодиагностики и других отраслей психологии. Знание индивидуальных и возрастных особенностей волевой регуляции позволит проследить этапы ее становления и развития, выявить вклад индивидных, социокультурных и личностных детерминант формирования воли как высшей психической функции. Кроме того, эти знания необходимы для разработки нового, более эффективного психодиагностического инструментария, проведения тренингов, реализации программ коррекции становления произвольности ребенка.
Вместе с этим исследования волевых качеств личности с точки зрения дифференциально-психологического анализа могут стать тем этапом, который в будущем позволит снять некоторые методологические сложности изучения других реальностей, объясняющихся понятием «воля». Чтобы вывести понимание воли на более разработанный эмпирический уровень, нужны новые знания о закономерностях волевой регуляции (как о ее содержании, так и о ее развитии).
Важным и спорным остается вопрос о возрасте становления волевой регуляции как одной из форм произвольности. На сегодняшний день выявлено два способа волевой регуляции, позволяющих овладеть процессом (действием, эмоцией и др.): 1) ситуативная мобилизация путем переосмысления действия или ситуации (обычно описываемая как волевое усилие); 2) поддержание постоянной готовности к волевой регуляции действий на основе волевых личностных качеств и личностных ценностей, определяющих смысл волевой активности.
Показано, что дети дошкольного возраста в игре способны к ситуативной волевой регуляции. Однако работ, выявляющих способность детей к волевой регуляции на основе волевых личностных качеств, практически нет. Все это определило выбор и актуальность темы исследования.
Цель исследования — проверить возможность развития различных волевых качеств у детей младших возрастов.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- выделить факторы, влияющие на формирование волевой регуляции;
- исследовать ход и закономерности развития воли детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
1) структура волевой сферы детей отличается от структуры полевой сферы взрослых;
2) волевые качества с возрастом изменяют степень (уровень) своего развития неравномерно, образуя различные соотношения и связи, что отражается на структуре полевых свойств.
Теоретическая значимость. Знание индивидуальных и возрастных особенностей волевой регуляции позволит проследить этапы ее становления и развития, выявить вклад индивидных, социокультурных и личностных детерминант формирования воли как высшей психической функции.
Практическая значимость. Результаты, полученные в исследовании могут быть использованы для разработки нового, более эффективного психодиагностического инструментария, проведения тренингов, реализации программ коррекции становления произвольности ребенка.
Теоретический анализ проблемы
В психологии воля понимается как высшая психическая функция, которая социальна по происхождению, формируется в онтогенезе во взаимодействии со взрослым, системна по строению, осознанная и опосредствованная культурными и индивидуально-психологическими средствами. Задача такой высшей психической функции — обеспечение произвольной регуляции личностной активности . Волевые качества представляются частными формами проявления воли [3].
С опорой на эти представления можно выделить факторы, оказывающие влияние на соотношение и степень развития волевых качеств личности:
• различия индивидного уровня: свойства темперамента, задатки, функциональные характеристики;
• особенности социальной ситуации развития, процесса социализации, уровень усвоения моральных норм поведения; закрепление полоролевых стереотипов и образцов поведения в целом;
• характер (особенности) требований, предъявляемых к поведению детей разных возрастных и тендерных групп;
• особенности мотивашюнно-смысловой сферы личности, иерархии-мотивов, актуальная ведущая деятельность, собственная активность субъекта и др.
Из этого круга факторов влияния на формирование волевой регуляции можно условно выделить общие закономерности (обусловленные возрастными особенностями развития и социокультурными паттернами нашего общества) и индивидуально-личностные различия.