Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (140 ч)



Тематика чтения

Устное народное творчество (10 ч)

Знакомство с произведениями жанров устного народного творчества: народной песней, пословицами, поговорками, загадками, сказками.

 

Лето и осень (14 ч)

Произведения, рисующие картины летней и осенней природы. Красное лето («... Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...».); жаркая пора уборки урожая («славная осень»); осень («осень, глубокая осень»).

Рассказы И. Соколова-Микитова, Э. Шима, К. Паустовского, стихи русских поэтов об осени.

 

Писатели - детям (23 ч)

Произведения о жизни детей в ХIХ веке. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка и Г. Сенкевича, стихи Н. Некрасова и А. Плещеева.

Произведения о жизни и делах детей в ХХ веке. Рассказы Л. Воронковой, Л. Пантелеева, А. Гайдара, В. Осеевой, стихи С. Баруздина С. Маршака.

 

Славим Родину трудом (12 ч)

Произведения о труде и о профессиях, 66 отношении к труду. Рассказы Е. Пермяка, В. Голявкина. Стихи Ю. Тувима, А. Барто, С. Маршака, М. Исаковского.

 

Зима-волшебница (10 ч)

Произведения о зиме. Занятия взрослых и детей. Отношение людей к природе. Жизнь животных зимой.

Рассказы А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, Б. Житкова. Стихи А. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина, Л. Квитко.

 

Великие русские писатели (12 ч)

Знакомство с произведениями А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, М. Горького.

 

В борьбе за Родину (12 ч)

Произведения о рождении армии и гражданской войне, о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

Рассказы А. Кононова, А. Гайдара, Л. Кассиля, П. Цвирки. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, К. Симонова.

Охранять природу - значит охранять Родину (12 ч)

Произведения о красоте родной природы, о бережном отношении к ней, об охране окружающей среды.

Рассказы М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Л. Толстого.

Стихи А. Барто, С. Маршака, А. Прокофьева.

 

«Весна, весна! И все ей радо....» (12 ч)

Произведения о весне, о жизни животных весной, о труде людей весной.

С. Аксакова, А. Чехова, А. Мусатова. Стихи А. Майкова, А. Плещеева, В. Жуковского, Н. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского.

 

За мир и дружбу (5 ч)

Произведения о дружбе народов разных стран. Рассказ В. Железникова. Стихи Дж. Родари, С. Маршака, А. Шлыгина.

 

Наша Родина (8 ч)

Произведения о Родине, о Москве. Стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Глинки, И. Уткина.

 

Зарубежные писатели (10 ч)

Знакомство с произведениями Г.-Х. Андерсена, Дж. Свифта.

 

Произведения для заучивания наизусть

С. Маршак. «Дождь».

М. Лермонтов. «Листья в поле пожелтели...».

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (отрывок).

С. Маршак. «Пожелания друзьям».

Ю. Тувим. «Все для всех».

А. Пушкин. «Зимнее утро».

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» (отрывок).

А. Барто. «Мы не заметили жука».

С. Есенин. «Черемуха».

Стихи русских поэтов о весне (на выбор).

Навыки чтения

I полугодие. Сознательное, плавное, правильное чтение целыми словами простой слоговой структуры. Чтение отдельных слов сложной слоговой структуры по слогам Темп чтения незнакомого текста – 45-55 слов в минуту.

II полугодие. Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Темп чтения незнакомого текста – 50-60 слов в минуту. Соблюдение при чтении пауз и интонаций.

 

Работа с текстом. Связная устная речь

Работа с текстом. Дальнейшее совершенствование диалогической речи. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Закрепление умения задавать вопросы по тексту, используя различные вопросительные местоимения и наречия.

Определение основной мысли прочитанного текста.

Установление логической последовательности событий, определение существенного и второстепенного.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана текста с помощью учителя. Установление связи между предложениями в каждой части текста с помощью различных языковых средств: лексических повторов, местоимений, синонимов, союзов, а также слов однажды, сначала, потом, вдруг, наконец и т. д.

Анализ содержания иллюстраций к тексту, нахождение в тексте предложений, отрывков, соответствующих иллюстрациям.

Составление развернутого, краткого пересказа прочитанного по заранее составленному плану (под руководством учителя). Выборочный и творческий пересказ прочитанного (с изменением лица, места, времени действия). Использование в пересказе элементарных рассуждений, объяснений (2-3 предложения).

Нахождение в тексте слов и выражений для описания внешнего вида действующего лица, явлений природы, предметов. Сравнительное описание действующих лиц (по внешнему виду).

Объяснение детьми значений некоторых слов текста.

Оценка поступков героев, причин их поведения, мыслей и чувств действующих лиц.

Практическое различение сказки, рассказа, стихотворения.

Формирование умения правильно использовать просодические средства речи при чтении (логическое и вербальноё ударение, ритм, темп, модуляцию и силу голоса, интонацию), навыка выразительного чтения. Соблюдение орфоэпических норм при чтении.

Ориентировка в учебной книге: выделение основных разделов содержания, нахождение в оглавлении названия читаемого произведения, нахождение в книге произведений, близких по тематике, умение анализировать задания и вопросы к тексту (с помощью учителя).

 

Внеклассное чтение.

Круг чтения, или учебный материал: русская, современная и зарубежная детская книга (художественная и научно-художественная) для младшего школьного возраста. Детские газеты и журналы по выбору учителя.

Тематика чтения: книги о детях (С. Баруздин, Е. Пермяк, Н. Носов, С. Маршак, Б. Заходер и др.), о природе (Н. Сладков, С. Сахаров, М. Пришвин) и о животных (Е. Чарушин, В. Чаплина, В. Бианки и др.), о страницах истории нашей Родины (М. Горький, В. Короленко, А.Куприн, Д. Мамин-Сибиряк, С. Алексеев, А. Фадеев, А. Гайдар, В. Катаев и др.), сказки русских и зарубежных писателей (братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Дж. Родари, А. Линдгрен, С. Лагерлеф, В. Одоевский, П. Ершов, А. Аксаков, Погорельский), детская приключенческая книга (А. Гайдар, В. Каверин, Ю. Олеша, А. Толстой и др.), стихи русских поэтов (А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, А. Майков, Ф. Тютчев и др.) и стихи поэтов ХХ века (С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, С. Михалков и др.).

Работа с детской книгой: умение различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы, титульный лист, умение владеть библиографическими терминами (подзаголовок, оглавление, предисловие, вводная статья, послесловие, заключительная статья).

Ориентировка в одной книге: определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ на вопрос по содержанию прочитанного и прослушанного. Ориентировка в группе книг (2-4), определение темпа чтения, выбор книги по заданным признакам.

Умение соотносить Знакомые произведения с фамилией писателей.

Умение выбирать книгу по теме урока внеклассного чтения, прочитать за неделю произведение объемом до 10 страниц (1 полугодие) и 15 страниц (к концу учебного года); Подготовиться к ответу по прочитанному с опорой на рекомендации учителя, правильно назвать книгу или Произведение, по памяти пересказать содержание прочитанного.

Знание 2-3 книг каждого из писателей, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения. Умение соотносить знакомые произведения с фамилией автора.

Формирование читательских навыков при работе с текстом, особенно умений выделять смысловые части текста и передавать их содержание любым освоенным видом пересказа.

Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.