Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ



«Чтение и развитие речи» является важнейшим разделом программы по русскому языку и служит для реализации образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Основными задачами уроков чтения являются:

обучение сознательному правильному, беглому, выразительному чтению, чтению вслух и про себя;

формирование умений понимать содержание художественного произведения работать с текстом;

обогащение и активизация речи учащихся, формирование умения выражать свои мысли;

расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие у детей нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса;

формирование у детей интереса к книгам, к самостоятельному чтению;

коррекция нарушений устной и письменной речи.

Программа по чтению для каждого класса состоит из следующих разделов: «Тематика чтения», «Произведения для заучивания наизусть», «Навыки чтения, работа над текстом и связной устной речью», «Внеклассное чтение».

Тематика чтения. Материал для чтения позволяет от класса к классу совершенствовать умственное, речевое, нравственно-эстетическое развитие детей на основе нового, более сложного материала. В ходе изучения художественных и научно-познавательных произведений обеспечивается подготовка для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе. Тематика чтения в младших классах школы для детей с ТНР определяется с учетом «Программы массовой общеобразовательной школы».

Уже во II классе дети знакомятся с произведениями великих русских писателей и устного народного творчества, читают рассказы и стихотворения о Родине, о труде и поступках людей, о природе и животных. На материале наглядных, образно-эмоциональных художественных произведений школьники узнают о таких морально-нравственных категориях, как доброта, честность, смелость.

В III классе углубляются знания детей о Родине, об армии. Дети узнают о жизни и труде людей в ХIХ веке. Уточняются представления о природе и ее охране. Расширяются знания детей о русских писателях и устном народном творчестве.

В IV классе предусматривается дальнейшее углубление знаний детей об истории Родины, ее героическом прошлом. На новом, более сложном для восприятия материале обогащаются знания детей о родной природе, о труде людей, расширяются знания о произведениях классиков русской литературы.

Большая часть времени на уроках чтения отводится чтению и работе над текстом.

Навыки чтения. В ходе проведения уроков чтения у учащихся формируются навыки сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения, умения работать с текстом и книгой. Ставится задача совершенствования культуры речи и дальнейшего развития устной связной речи.

На протяжении всех лет обучения большое внимание на уроках чтения уделяется осознанию читаемых текстов, правильному пониманию предложений и словосочетаний, уточнению прямого и переносного значения слов и словосочетаний, умению точно соотносить читаемое с его значением.

Во II классе дети овладевают сознательным, правильным, выразительным чтением текстов целыми словами простой слоговой структуры (чтение сложных слов - по слогам). При чтении дети учатся соблюдать паузы и интонации. Учащиеся должны уметь читать короткие рассказы прё себя, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать содержание по иллюстрациям, озаглавливать с помощью учителя тексты без названий, анализировать поступки героев.

В III классе совершенствуется навык чтения, увеличивается его темп. Школьники учатся определять главную мысль произведения, давать оценку прочитанному, воспроизводить содержание по вопросам учителя и по коллективно составленному плану, делить текст на смысловые части, озаглавливать его, подробно и выборочно пересказывать прочитанное по заранее составленному учителем плану.

В IV классе школьники овладевают сознательным, правильным, выразительным чтением целыми словами различных по жанру произведений с использованием пауз логических ударений, интонации и темпу чтения выражения смысла читаемого текста и своего отношения к его содержанию. Учащиеся должны уметь самостоятельно составлять план и на его основе подробно, выборочно и кратко пересказывать текст.

Параллельно с формированием навыка чтения и умением работать с текстами на уроках чтения постоянно осуществляется обогащение и активизация словаря учащихся, уточнение лексического и грамматического значения слов, многозначности слова, подбор антонимов и синонимов, ведется работа над, правильным произношением слов.

Внеклассное чтение. Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с доступной их возрасту детской литературой, сформировать интерес к книге, развить навыки самостоятельного чтения.

Основная форма работы с книгой - уроки внеклассного чтения. В каждом классе программы по внеклассному чтению предусматривают два раздела: 1-й - круг чтения, или учебный материал, представляющий собой тематику внеклассного чтения; 2-й - знания, умения и навыки работы с детской книгой.

При выборе произведений для чтения необходимо учитывать не только возрастные психологические особенности школьников, но и уровень их речевого развития, индивидуальные особенности речи. В связи с этим выбор текстов для внеклассного чтения может быть более дифференцированным, чем в массовой школе.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.