Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международно-правовая защита прав человека и правовое положение иностранных граждан



75. Право убежища и правовое положение беженцев.Право убежища — право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. Что касается специальных правил относительно предоставления убежища и пользования им, таковых международное право не выработало. В международной практике встречается два вида предоставления убежища: территориальное и дипломатическое. Первое означает, что государство предоставляет убежище на своей территории, а второе — в стенах своего дипломатического представительства, действующего в иностранном государстве. Предоставление дипломатического убежища практикуется в ряде государств Латинской Америки. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями. Выдача лиц. обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции). В Российской Федерации действует Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политическою убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. Российская Федерация предоставляет политическое убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. В случае преследования лица за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением или противоречащие целям и принципам ООН, политическое убежище не предоставляется. К сожалению, некоторые иностранные государства предоставляют политическое убежище лицам, которые совершили на территории других государств уголовные преступления. Например, Великобритания в ноябре 2003 г. отказалась выдать российскому правосудию гражданина Российской Федерации А. Закаева, который обвиняется ее компетентными органами в совершении тяжких преступлений, в том числе террористических актов, на территории России, а затем предоставила ему политическое убежище.

Среди различных категорий населения выделяют беженцев — лиц, которые вынуждены срочно покинуть места своего постоянного проживания на территории государства из-за угрозы их жизни независимо от того, являются ли они гражданами этого государства или нет. В 1949 г. создано Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, действующее на основе Устава Управления от 14 декабря 1950 г. В Российской Федерации действует Закон «О беженцах» 1993 г. Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» — т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения. По российскому законодательству беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.

 

76. Механизм международного розыска Интерпола. НЦБ Интерпола в России.Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций.

В практике Интерпола 3 вида розыска: обычный, срочный и смешанный. Обычный розыск включает в себя ряд стадий - собранные документы орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба проверяется, запрашиваются дополнительные сведения, составляется «красный циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу).

Срочный розыск организуется, как правило, по «горячим следам». Он отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через специальную радиосеть Интерпола в НЦБ соседних или других государств, куда бежал или может бежать преступник. Просьба о розыске, задержании и аресте бежавшего в другую страну преступника может быть направлена по телеграфу или другим оперативным способом. Если срочный розыск не принес успеха в течение трех месяцев со дня его объявления, то он заменяется на обычный, составляется и рассылается «красный циркуляр». Ежегодно в рамках Интерпола задерживается около тысячи международных преступников, при этом большинство - с помощью срочного розыска.

Смешанный розыск связан с тем, что далеко не все государства заключают двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников. Поэтому при смешанном розыске секретариат Интерпола рассылает два скрепленных вместе циркуляра: «красный» с пометкой такого, например, содержания: «При обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту в целях выдачи» («красный циркуляр» рассылается в страны, имеющие соответствующий договор о выдаче преступников); «зеленый» с пометкой: «В других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат» («зеленый циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким государством договора о выдаче).

Международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства-инициатора розыска. Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах семьи и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов.

Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п. Интерпол принимает участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с хищениями и контрабандой произведений искусства. Все сведения о хищениях и похищенном введены в ЭВМ в штаб-квартире Интерпола в Лионе.

Сотрудники Интерпола не выполняют сугубо полицейских функций. Они подразделяются на две категории: офицерский корпус от лейтенанта до майора, и обслуживающий персонал - секретари, машинистки, телефонистки, операторы картотек, фотографы, переводчики, библиотечные работники и др.

Президент Российской Федерации издал Указ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в дея­тельности Международной организации уголовной полиции - Ин­терпола.

Задачи НЦБ (национальное центральное бюро) Интерпола: - обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; - оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ; - осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником кото­рых является Российская Федерация.

Функции НЦБ: 1)- в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности; 2)- принимает в пределах своих полномочий меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации; 3)- определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории Российской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации; 4)-анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств-членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранитель­ных и иных государственных органов Российской Федерации о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов; 5)- запрашивает и получает от правоохранительных и иных гос органов Российской Федерации материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в со­ответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Ге­неральной Ассамблеи Интерпола; 6)- обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международ­ных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена; 7)- участвует по поручению Министерства внутренних дел Российс­кой Федерации в разработке международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью; 8)- вносит в правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации предложения о формировании делегаций для участия в проводимых Интерполом форумах и других встречах; 9)- оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам Российс­кой Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола; 10)- формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, пред­метах и документах, связанных с преступлениями, носящими меж­дународный характер;

 

77. Международное сотрудничество по вопросам прав человека (международно-правовые стандарты).Важнейшей международно-правовой основой сотрудничества государств по вопросам прав человека является Устав ООН, который требует от государств — членов ООН поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам. Соблюдение основных прав и свобод человека, является одним из основных условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами.

К международным актам в данной области относятся Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и ряд других. Важнейшим международно-правовым актом, в котором закрепляются обязательства государств обеспечить права своим гражданам, является Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., провозгласившая принципы свободы (ст. 3), равенства (ст. 2), братства (ст. 1); основные политические и гражданские права (ст. 4 — 21), такие как право на свободу мысли, совести и религии, право убежища, право на гражданство и др.; социально-экономические права (ст. 22 — 27), такие как право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование и другие.

В декабре 1966 г. Организация Объединенных Наций приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободно избранным им трудом (ст. 6). Признается право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, в том числе на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, удовлетворительное существование для трудящихся и их семей, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7).

В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах: никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст. 7); каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию иод стражей (ст. 9); каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой (ст. 9); каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную (ст. 12); никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну (ст. 12); все равны перед судами и трибуналами (ст. 14); каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18); каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Эта норма не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ст. 22).

Для контроля за выполнением Пактов о правах человека созданы и функционируют международные контрольные механизмы. Так, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах создан Комитет по правам человека (ст. 28) из 18 членов, избираемых сроком на 4 года и выступающих в личном качестве. Контроль за выполнением Пакта об экономических, социальных и культурных правах осуществляет ЭКОСОС, который в 1986 г. создал Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 человек.

Наряду с универсальными международно-правовыми актами существует большое количество региональных соглашений и конвенций по правам человека. Наиболее важные из них — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и др. Страны СНГ 26 мая 1995 г. подписали Конвенцию о правах и основных свободах человека, а для контроля за реализацией ее положений создали Комиссию по нравам человека СНГ (Положение о которой утверждено Советом глав государств 24 сентября 1995 г.). Согласно Уставу СНГ (ст. 33) данная Комиссия является консультативным органом СНГ и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами — членами СНГ.

78. Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.(УВКБ) - решение о назначении Верховного комиссара по делам беженцев и формировании соответствующего Управления было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г. Документами, составляющими юридическую основу деятельности УВКБ, являются его Устав, Конвенция о статусе беженцев 1951 г.. Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г. и др. В соответствии с Уставом УВКБ деятельность Верховного комиссара не имеет политического характера, является исключительно гуманитарной и социальной. УВКБ осуществляет в первую очередь функцию международной защиты беженцев, а тж. стремится найти окончательные решения проблем, связанных с беженцами, в тесном сотрудничестве с заинтересованными государствами. Деятельность УВКБ включает: предоставление международной защиты (индивидуальной - от неправомерной высылки из страны убежища и коллективной - защита лагерей беженцев); оказание материальной и социальной помощи беженцам; оказание помощи в перемещении беженцев в третье государство из страны первого убежища; создание условий для безопасной и добровольной репатриации; оказание помощи в создании условий для интеграции беженцев в стране убежища в том случае, если репатриация невозможна; проведение деятельности по сбору необходимых средств для финансирования программ УВКБ; оказание консультативных услуг. УВКБ управляется Исполнительным комитетом. Комитет избирается Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с учетом принципа наиболее широкого географического представительства тех государств, которые проявили заинтересованность и приверженность делу решения проблем беженцев. Комитет определяет политику УВКБ, решает бюджетные вопросы, одобряет программу. Верховный комиссар избирается Генеральной Ассамблеей ООН по представлению Генерального секретаря ООН. УВКБ подотчетно Генеральной Ассамблее ООН через ЭКОСОС. УВКБ тесно сотрудничаете заинтересованными государствами и международными организациями. Большую роль в осуществлении целей УВКБ играют неправительственные организации. Особенностью финансирования УВКБ является то, что его бюджет (кроме административных расходов) составляют добровольные взносы государств, международных и неправительственных организаций, частных лиц. За время своего существования УВКБ оказало помощь более 20 млн. беженцев.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.