Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент



Наблюдение - целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.

Классификация видов наблюдения:

- по времени проведения: непрерывные и дискретные;

- по объему: широкие и узкоспециальные;

- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Эксперимент - научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды ППЭ:

- констатирующий;

- проверочный;

- созидательно-преобразующий (формирующий);

- контрольный.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Констатирующий эксперимент проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.

2. Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М: Просвещение, 1995.

4. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.

5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.

6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

8. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Вопросы по материалам лекции

1. Какие типы задач ставятся перед школьной психодиагностикой?

2. Какие типы данных используются в психолого-педагогической диагностике?

3. В каких случаях предпочтительно использовать тестовые методики, и в каких - экспертные?

4. Кратко охарактеризуйте методы психолого-педагогических исследований (наблюдение, опрос, эксперимент).

Лекция 3

Тема: "Образование как объект педагогической психологии"


План

1. Образование в общекультурном контексте.

2. Образование как система.

3. Учебно-воспитательный процесс.

4. Психолого-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности.

5. Основные тенденции современного образования

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.