Речевая ситуация – это ситуация, провоцирующая речь, ситуация, на которую человек реагирует вербальными действиями. Речевая ситуация может быть реальной или воображаемой, запланированной или спонтанной. Участниками речевой ситуации оказываются адресант и адресат. Речевая ситуация связана с реализацией целей и мотивов коммуникации, с выбором средств языка и формы общения. В зависимости от задач коммуникации ученые (В.В.Виноградов, Р.Якобсон, Д.Розенталь и др.) выделяют следующие функции языка: общение (коммуникативная), сообщение (информативная), воздействие. Важнейшей также является номинативная функция, которая реализуется в том, что благодаря языку все в окружающем нас мире имеет свои названия. Эти функции являются базовыми, первичными. Ко вторичным функциям языка можно отнести: волюнтативную, эмотивную, экспрессивную, когнитивную, культурно-историческую, поэтическую и др.
Функционирование языка в разных речевых ситуациях привело к выбору определенных средств и форм общения и обусловило возникновение теории о функциональных стилях. Одной из первых стала «Теория трех стилей» М.Ломоносова, применяемая к словесности в общем. В ХХ веке возникло учение о функциональных стилях, благодаря которому были выделены: 1) разговорная речь и 2) книжные стили, к которым относятся: 1) официально-деловой, 2) научный, 3) публицистический, 4) художественный, имеющие устойчивые признаки, определенную сферу применения и систему подстилей. В связи с этим вопросом также актуальными являются такие понятия, как язык СМИ, язык печатных СМИ, язык газеты, язык радио, язык телевидения, язык рекламы, язык PR, язык кино, язык документа, язык юристов и др., обозначающие разные сферы применения языка. Возникают также дисциплины, изучающие проблемы языка на стыке наук, например, лингвокриминалистика, юристлингвистика. С функционированием стилей в разных ситуациях связаны такие понятия, как: авторский стиль, стиль прозы, стиль романтизма, стиль сентиментализма, телеграфный стиль и др. Немаловажным также является жанр текста – сочетание формы, композиции, стиля – избранный автором для произведения. Жанровая система, жестко соответствующая правилам в эпоху классицизма, существует в литературе, журналистике, живописи, музыке и других видах искусства. Смешение жанровых форм, размывание жанровых границ и появление новых жанров – естественный процесс во многих искусствах, в том числе и словесном.
Основные понятия:речевая ситуация, функция языка, стили зыка, функциональный стиль.
Вопросы для обсуждения:
1. Как складывается речевая ситуация? Бывает ли она вынужденной?
2. Связана ли функция языка с функциональным стилем и жанром текста?
3. Почему принято выделять подстили в рамках одного функционального стиля?
4. Что такое жанр текста?
Упражнения.
№ 1. Прочитайте примеры речевых ситуаций. Разбившись на пары, по ролям отработайте ситуацию. Какой функциональный стиль речи используется в данных речевых ситуациях?
а) вы, торопясь, быстро идете по улице и спрашиваете у незнакомого человека, который час; б) вы заблудились и интересуетесь у незнакомого человека, как пройти на нужную вам улицу; в) в общественном транспорте вы наступили незнакомцу, стоящему рядом, на ногу и приносите свои извинения; г) в свой первый рабочий день вы знакомитесь с коллегами; д) вы представляете коллективу нового сотрудника; е) вы пришли на собеседование для приема на работу; ж) вы проводите соцопрос на улице; з) вы сотрудник фирмы и просите вашего клиента заполнить анкету.
№ 2. Какие функции языка реализуются в следующих речевых ситуациях:а) профессор читает лекцию студентам; б) политик выступает на митинге; в) президент отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции; г) подруги разговаривают по телефону; д) преподаватель принимает зачет; е) писатель отвечает на вопросы читателей; ж) редактор журнала пишет письмо читателям; з) диссертант защищает научную работу; и) полководец произносит речь перед боем; к) адвокат произносит речь в суде; л) продавец-консультант рассказывает о товаре; м) руководитель предприятия пишет поздравительное письмо подчиненным; н) юрист консультирует доверителя; о) следователь ведет допрос подозреваемого; п) учитель проводит родительское собрание; р) руководитель проводит совещание; с) менеджер туристической фирмы рассказывает клиенту о предстоящей поездке; т) гид ведет экскурсию по городу; у) главный бухгалтер пишет отчет.
№ 3. Прочитайте отрывки стихотворений о языке. О каких функциях языка в них говорится? С помощью каких художественных средств поэты передают свою позицию?
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья… (К.Бальмонт)
Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света… (М.Дудин)
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем… (А.Ахматова)
Тот, кто вольно отчизну покинул, волен выть на вершинах о ней, но теперь я спустился в долину, и теперь приближаться не смей. Навсегда я готов затаиться и без имени жить. Я готов, чтоб с тобой и во снах не сходиться, отказаться от всяческих снов; обескровить себя, искалечить, не касаться любимейших книг, променять на любое наречье все, что есть у меня, – мой язык. (В.Набоков)
И тогда узнаешь вдруг, Как звучит родное слово. Ведь оно не смысл и звук, А уто́кпережитого, Колыбельная основа Наших радостей и мук. (Д.Самойлов)
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… (М.Лермонтов)
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. (И.Бунин)
Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной. (П. Вяземский)
Есть речи –значенье темно иль ничтожно,
Но им без волненья внимать невозможно… (М. Лермонтов)
№ 4. Прочитайте фрагмент рассказа В.М.Шукшина «Критики». Какие функциональные стили использует писатель? Чем вызвано смешение стилей в тексте составленного документа? Исправьте допущенные ошибки.
Дед притих. Отец Петьки стал рассказывать, как все было. Ермолай пригладил заскорузлой темной ладонью жидкие волосы на большой голове, кашлянул и стал писать, навалившись грудью на стол и наклонив голову влево. «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч, одна тысяча…» – Он с какого года рождения? – С девяностого. «…Одна тысяча девяностого года рождения, плотник в бывшем, сейчас сидит на пенсии. Особых примет нету. Вышеуказанный Тимофей двадцать пятого сентября сего года заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. И гости еще были…» – Как кинофильм назывался? – Не знаю. Мы включили, когда там уже шло,– пояснил отец.– Про колхоз. «…Заглавие фильма не помнят. Знают одно: про колхоз. Тимофей тоже стал смотреть телевизор. Потом он сказал: «Таких плотников не бывает». Все попросили Тимофея оправиться. Но он продолжал возбужденное состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, вранье, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие». И стал совать свои руки. Его еще раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43-45, яловый) и произвел удар по телевизору. Само собой, вышеб все на свете, то есть там, где обычно бывает видно. Старший сержант милиции Кибяков».
№ 5. Прочитайте статью из газеты. Разделите ее на абзацы. Каким стилем она написана? Создайте биографию: а) документальным стилем, б) художественным стилем, в) публицистическим стилем. Сформулируйте названия для разных вариантов статьи.