Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международные конвенции по охране культурного наследия



Конвенция 1945г.

Конференция, созванная Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры для выработки и принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Исполнительного Регламента вышеуказанной Конвенции, Протокола о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, происходила в Гааге по приглашению правительства Нидерландов с 21 апреля по 14 мая 1954 года и проводила дискуссию на основе проектов этих документов, разработанных Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

1956г. «Рекомендации, которые раскрывают принципы международной рекомендации археологических раскопок.»

1964г. «Рекомендации, про меры управления направленные на запрет и предупреждение незаконного вывоза и ввоза и передачи права собственности на культурные ценности»

1966г. « Деклорация принципов международного культурного сотрудничества»

Конвенция 1972г.

Чтобы должным образом обеспечить, насколько это возможно,

выявление, охрану, сохранение и популяризацию объектов,

составляющих невосполнимое наследие человечества, государства –

члены ЮНЕСКО приняли в 1972 г. Конвенцию всемирного

наследия. Конвенция предусматривает создание «Комитета

всемирного наследия» и «Фонда всемирного наследия». Данные

Комитет и Фонд действуют с 1976 года.

1972г. следующая рекомендация про охрану культурных ценностей. После « всеобщая деклорация про культурную разновидность»

Конвенция 2001г.ринятая ЮНЕСКО в 2001 г. Конвенция об охране подводного культурного на-

следия была разработана государствами – членами ЮНЕСКО. Она представляет

собой международный договор, который является ответом международного сооб-

щества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного на-

следия.

Эта Конвенция устанавливает общие нормы охраны такого наследия в целях пре-

дотвращения его разграбления или разрушения. Эти нормы сопоставимы с нор-

мами, предусмотренными в других конвенциях ЮНЕСКО или в национальных за-

конах о культурном наследии, находящемся на суше, но, тем не менее, носят осо-

бый характер, так как речь идет об археологических объектах, находящихся под

водой. В Конвенции содержатся минимальные требования. Каждое государство-

участник, если оно этого желает, может разработать и принять еще более высокие

требования по охране наследия.

Конвенция является автономным договором, нацеленным на охрану подводного

культурного наследия. Она никоим образом не затрагивает суверенные права го-

сударств, не пытается регулировать права собственности на культурные ценности.

 

 


6. Международные компании по охране и спасению культурного наследия

Человек и биосфера Программа представляет план работ для междисциплинарных исследований, призванных улучшить взаимодействие человека с его природным окружением. Основными целями программы является определение экологических, социальных и экономических последствий от потери биоразнообразия, а также сокращение таких потерь. Для своей работы программа использует Всемирную сеть биосферных резерватов, которая объединяет особо охраняемые природные территории, призванные демонстрировать сбалансированное взаимодействие природы и человека, концепцию устойчивого развития окружающей среды Память мира Программа Память мира, призванная защитить документальное наследие, была основана в 1992 году[27]. Программа призвана охранять документальное наследие, исторические документы, архивы и т. д., оказывать помощь в доступе к информации, привлекать всеобщее внимание к значимости существующих объектов. Для осуществления своих целей программа реализует практическую поддержку и помощь в поиске спонсоров конкретных проектов, стимулирует в рамках законов о частной собственности отдельных государств подготовку интернет-каталогов, публикацию книг, DVD и других продуктов. Для привлечения внимания с 1997 года ведётся международный реестр объектов. Сессии комитета программы, на которых осуществляется включение в реестр, проходят каждые два года


 

7. Конвенция ЮНЕСКО об охране мирового культурного наследия 1972 г.: Список памятников всемирного культурного наследия

Всемирное наследие — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой исторической или экологической значимости. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 г. Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные объекты и для них список из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них


 

8. Архитектурные памятники Беларуси, внесённые в Список памятников всемирного культурного наследия

На территории РБ 4 обекта. Белове́жская пу́ща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, согласно представлениям, сложившимся в современной науке, в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современной Беларуси и Польши. Беловежскую пущу относят к экорегиону под названием «сарматский смешанный лес».Через Беловежскую пущу проходит государственная граница между Республикой Польша и Республикой Беларусь. Рядом с пущей находится водораздел Балтийского и Чёрного морей. Для сохранения уникальной природы в Беловежской пуще выделены четыре функциональные зоны с различным режимом охраны: заповедная зона, зона регулируемого пользования, рекреационная и хозяйственная зоны. Кроме того, вокруг пущи создана охранная (буферная) зона.В 1992 году решением ЮНЕСКО Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включен в Список Всемирного наследия человечества. В 1993 году ему присвоен статус биосферного заповедника, а в 1997 году он награждён дипломом Совета Европы. Ми́рский за́мок — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Гродненской области. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). До 1568 года хозяевами были Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополк-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью. С 1989 года филиал Национального художественного музея Республики Беларусь. С начала XXI века замок находится на реконструкции, оставаясь открытым для посетителей. Дуга́ Стру́ве, названная по имени создателя — российского астронома Фридриха Георга Вильгельма Струве (Василия Яковлевича Струве) — сеть из 265 триангуляционных пунктов, представлявших собой заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра 2 метра, протяжённостью более 2820 км. Создавалась с целью определения параметров Земли, её формы и размера.Геодезическая дуга Струве была измерена Струве и сотрудниками Дерптской (Тартуской) и Пулковской обсерваторий (директором которых был Струве) за 40 лет, с 1816 до 1855 гг., на протяжении 2820 км от Фугленеса недалеко от мыса Норд-Кап в Норвегии (широта 70° 40′11″с. ш.) до села Старая Некрасовка Одесской области вблизи Дуная (широта 45° 20′03″с. ш.), что образовало дугу меридиана с амплитудой 25° 20′08″.В настоящее время пункты дуги можно найти на территории Норвегии, Швеции, Финляндии, России (на острове Гогланд), Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Молдавии (село Рудь) и Украины. Эти страны 28 января 2004 г. обратились в Комитет ЮНЕСКО по Всемирному наследию с предложением об утверждении сохранившихся 34 пунктов Дуги Струве в качестве Памятника Всемирного наследия. В 2005 году это предложение было принято. Несвиж – один из старейших и самых загадочных городов Беларуси – расположен в ста километрах от Минска. Среди достопримечательностей города наибольшую ценность представляют замок Радзивиллов (1598-1610 гг.), Фарный костел (1593 г.), Городская ратуша (1598), монастырь бенедиктинок (1589), Слуцкие въездные ворота (1610 г.). Первое упоминание о городе встречается в летописях 1223 года. Однако его настоящий расцвет начинается с 1511 года, когда Несвиж становится резиденцией княжеского рода Радзивиллов – одного из самых богатых и влиятельных семейств Европы того времени. На рубеже 15-16 вв. Радзивиллы начинают строительство нового замка на месте прежнего, деревянного. Для строительства был приглашен знаменитый итальянский мастер Джованни Бернардони. Он же построил и родовую усыпальницу Радзивиллов – Несвижский фарный костел. За образец архитектор при этом взял недавно законченный им в Риме Храм Христа. Новая резиденция князей по красоте и роскоши убранства могла оставить позади многие королевские дворы. Есть у Несвижского замка и свое привидение – Черная Дама, которая бродит безлунными ночами по темным коридорам дворца. Ну а самые известные мифы окружают, конечно же, легендарные сокровища Радзивиллов, так до сих пор и не найденные.


 

9. .Музеи и библиотеки как места изучения и сохранности движимых культурных ценностей. Национальный художественный музей РБ: история создания и характер экспозиции

Национальный художественный музей Республики Беларусь это самое крупное в нашей стране собрание изобразительного искусства, хорошо известное в культурном мире. Основу государственной коллекции художественных ценностей Беларуси составили произведения, собранные после гражданской войны в первых историко-краеведческих музеях Минска, Витебска, Могилева. 24 января 1939 г. вышло постановление правительства о создании Государственной картинной галереи в Минске. В период Великой Отечественной войны художественные сокровища галереи были разграблены фашистскими оккупантами. Судьба вывезенной фашистами коллекции неизвестна по сей день. Возрождение коллекции в послевоенный период связано с деятельностью директора галереи, а в последствии музея, Заслуженного деятеля искусств БССР Е.В.Аладовой. Посредством экспедиций, закупок с выставок, из мастерских художников и у частных лиц интенсивно формировалась новая коллекция. В 1957 г. Картинная галерея была переименована в Государственный художественный музей БССР и разместилась в новом здании, сооруженном по проекту архитектора М.И.Бакланова. С 1993 г. музею, по решению правительства, присвоен статус Национального. Основной фонд музея насчитывает по состоянию на 1.01.2002 г. - 22561 экспонат. Наиболее значительные коллекции и фонды имеет: Белорусское искусство ХХ века и современное искусство Беларуси (коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладное искусство). Народное белорусское искусство XVII-XX века Древнебелорусское искусство (коллекции – пластика и скульптура XVI-XVIII века, иконопись XV-начала XIXвека, декоративно-прикладное искусство XII –начала XIX века) Западноевропейское искусство XVI-XX века и современное (коллекции живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство Русское искусство XVIII-XX веков (коллекции: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) Старопечатная и рукописная книга XVI-XIX веков. Постоянная экспозиция музея расположена в 5 залах второго этажа основного здания музея по адресу ул. Ленина, 20 и состоит из разделов: - Белорусское искусство XII- начала ХХ века (залы 1-2), - Западноевропейское искусство XVI-начала ХХ века (зал3), - Русское искусство XVIII –начала ХХ века (залы 4-5). Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 671 кв. м., площадь фондохранилища – 977 кв. м.


 

11. Крупнейшие музеи мира: Франция и Германия

Франция: Расположен Лувр на правом берегу Сены в центре Парижа и условно делит его на южную и северную части. Обойти весь музей за один раз невозможно - собранная коллекция слишком обширна. Она разбита на следующие отделы: Древний Египет Древний Восток Древние Греция, Рим, Этрурия Скульптура Предметы искусства Искусство ислама Графическое искусство Изобразительное искусство Количество шедевров, собранных в Лувре, огромно: Мона Лиза, Ника Самофракийская, Венера Милосская, "Прекрасная садовница" Рафаэля, "Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа, "Мадонна с зеленой подушкой" Андреа Соларио и другие знаменитые произведения. Орсе, Музей Орсе, или музей д’Орсе — музей изобразительных и прикладных искусств в Париже, одно из крупнейших в мире собраний французской живописи и скульптуры периода 1848—1914 г. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Изначально здание нынешнего музея было построено как железнодорожный вокзал и примыкающий к нему отель на левом берегу Сены в самом центре Парижа, напротив Лувра. Вокзал, спроектированный архитектором Виктором Лалу, был открыт 28 мая 1900 г. и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Орсе обслуживал направление движения Париж — Орлеан. Однако к 1939 г. движение поездов с этого вокзала практически прекратилось, а отель закрылся в начале 1973 г. В 1978 г. сооружение получило статус исторического памятника, а в 1986 г. здесь был открыт музей, спроектированный итальянским архитектором Гае Ауленти. Германия: Дрезденская картинная галерея одно из крупнейших в мире собраний живописи, входящее в состав Государственных художественных собраний в Дрездене. Основана в 1560 как дворцовое собрание курфюрстов Саксонских, было расширено с 1722 и с постройкой специального здания (1847—56, архитектор Г. Земпер и др.) открыто для публики. В 1945 при англо-американской бомбардировке Дрездена здание Д. к. г. было разрушено, 197 картин погибли. В последние недели 2-й мировой войны немецкие фашисты спрятали произведения искусства, принадлежащие Д. к. г., в непригодных для хранения местах, где им угрожала гибель; многие картины получили серьёзные повреждения. Наступление Советской Армии позволило спасти сокровища Д. к. г., которые были разысканы воинами Советской Армии, вывезены в СССР и реставрированы. 1240 произведений искусства Д. к. г. в 1955 были переданы ГДР, а с 1956 они вновь экспонируются в восстановленном здании. В Галерее старых мастеров — всемирно известные картины Я. ван Эйка, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Корреджо, Веронезе, А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, П. П. Рубенса, Рембрандта, Я. Вермера, Я. Рёйсдала, Д. Веласкеса, Х. Риберы, Н. Пуссена, А. Ватто и др. В Галерее новых мастеров широко представлены европейские художественные школы 19—20 вв. (особенно немецкая школа), искусство ГДР и др. социалистических стран, современное прогрессивное искусство буржуазных государств.


 

12. Крупнейшие музеи мира: Великобритания и Россия

Россия: Эрмитаж в Санкт-Петербургеявляется одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира. Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них - Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),."Золотая кладовая", Отдел нумизматики.ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве, крупнейший (наряду с Русским музеем) музей русского искусства. Основана в 1856 П.М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С.М. Третьякова в дар Москве. Богатейшие собрания древнерусской иконописи и русской живописи, скульптуры, графики 18 - 20 вв. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад - 1902, по проекту художника В.М. Васнецова). В 1985 - 94 комплекс Третьяковской галереи реконструирован. С 1991 Всероссийское (в 1926 - 91 Всесоюзное) музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея".Британский музей Британский музей, открытый в1759 году, на сегодняшний день является главным музеем ОбъединенногоКоролевства. Ежегодно его посещаютболее 4 миллионов человек. Объясняется такая популярность очень просто: в нем сосредоточены уникальныеколлекции. Это и история, и археология, и этнография, и естественные науки, и живопись. Здешние египетские,ассирийские и древнегреческие собрания считаются лучшими в мире.Здесь выставлены мраморные статуи,некогда украшавшие афинский Парфенон, сокровища египетских гробниц, неприметный с виду Розеттскийкамень, прозванный шифровальнымкамнем лингвистов, так как с его помощью удалось расшифровать неприступные египетские иероглифы.В главном здании музея находится«человек из Лима» — мумия доисторического человека, которую работникимузея ласково прозвали Питом Маршем. Есть здесь и окаменевший архиоптерикс. Недавно были отреставрированы африканские залы, в которыхпредставлена лучшая в мире коллекция предметов искусства Черного континента. В экспозицию музея включены богатейшие собрания гравюр, монет и медалей. Так как выставки постоянно обновляются, людям, уже посещавшим Британский музей, всегда будет на что посмотреть. Англичане остаются оригиналами во всем: для тогочтобы крысы и мыши не портили уникальные коллекции, в штат было зачислено, шесть кошек. Поэтому, есливы, прогуливаясь по залам Британского музея, увидите кошку в униформе(с желтым бантом на шее), знайте —перед вами государственный служащий.


 

13. Крупнейшие музеи мира: США и Испания

Испания: Мадридский музей Пра́до — один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства. Здание музея представляет собой выдающийся образец позднего испанского классицизма. "Прадо" - это старинный парк, упоминающийся с 16 века, где приятный вечерний воздух и звукаи приятной музыки. В музее Прадо находится большое количество полотен великих художников, но и здание музея само по себе - это шедевр. Его фасад сохранился без изменений, а внутри здание много раз перестраивалось. В последнее время ведется строительство пристройки, которая соединит здание музея с церковью святого Иеронима ( 15 век), расположенной напротив и, с недавних пор, являющейся собственностью музея. Пристройку спроектировал Рафаэль Монео, по проекту которого в 90-е двадцатого века построили Стокгольмский Музей современного искусства. Главная гордость музея коллекция испанской живописи, но и зарубежные художники, например Тициан и Иероним Босх показаны в Прадо лучше, чем в других музеях мира. Однако английские, французские и голландские художники представлены здесь лишь несколькими работами. Значительна коллекция полотен Рубенса, водившего личное знакомство с Филиппом III и Филиппом IV и дважды посещавшего Испанию. Помимо художественных полотен в музее выставлена большая коллекция скульптур и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр.). В музее Пикассо в Барселоне (Испания) находится самая обширная коллекция произведений знаменитого испанского художника 20 столетия Пабло Пикассо. Это один из самых популярных и самых посещаемых музеев в Барселоне. В центре коллекции - две первые работы этого периода - «Первое причастие» (1896) и «Наука и милосердие» (1897). Музей раскрывает отношения Пикассо с Барселоной, отношения, которые оказали на него значительное влияние в юности и отрочестве и продолжались до самой смерти.

В музее Пикассо часто проходят специальные выставки, презентующие работы Пикассо и других художников. Время от времени музей также организовывает семинары и лекции, посвященные творчеству Пикассо или интересным музееведческим темам. США: Музей был основан в 1870 году группой американских бизнесменов и почитателей искусства. Он впервые открылся для публики 20 февраля 1872 года. Первым президентом стал Джордж Клуни, а исполнительным директором — издатель Джордж Буш. В настоящее время в Метрополитене действуют отделы: Американского декоративного искусства Американской живописи и скульптуры Древнего ближневосточного искусства Оружия и доспехов Искусства Африки, Океании и Америки Искусства Азии Средневековая Галерея (The Cloisters) Институт костюма Рисунков и литографий Древнеегипетского искусства Европейской живописи Европейской скульптуры и декоративного искусства Древнегреческого и римского искусства Искусства Ислама Коллекция Роберта Лемана Библиотеки Средневекового искусства Современного искусства Музыкальных инструментов Фотографии.


 

14. Крупнейшие музеи мира: Италия

Итальянская галерея Уффици, переводится как — галерея канцелярий. На самом деле это дворец во Флоренции, который был построен в период с 1560 по 1581 год. В настоящие время галерея Уффици считается одной из самых крупных музеев европейского изобразительного искусства. Коллекция Уффици пополнялась даже после заката династии Медичи. Она же имеет в своем архиве огромное количество произведений искусства основных итальянских мастеров. В числе которых: Пьеро делла Франческа, Тициан, Рафаэль, Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли и многие другие. Городской музей древнего искусства Городской музей древнего искусства г. Турина расположен во дворце Мадама. В музее находится редкая коллекция артифактов найденная во время раскопок итальянской группой археологов в Буткара Ступа, Пакистан. На первом и втором этажах Вы найдете коллекцию ценных произведений из дерева и камня, витражей, картин и декоративно-прикладного искусства. На первом этаже, так же, распологаются государственные богато украшенные квартиры в стиле 18-го века.


 

15.Основные стили в искусстве от средневековья до конца 18 века.

Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Романский стиль развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). Готика - период в развитии средневекового искусства, который охватывает почти все области материальной культуры и развивается на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романского стиля, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, гарнитуру, орнамент и т. д. Ренессанс - стиль эпохи Возрождения XV-XVI вв., взгляд на Античность глазами Средневековья. Основные элементы стиля Ренессанс: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера; крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры; кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка; массивные и визуально устойчивые конструкции; бриллиантовый руст по фасаду; форма мебели – простая, геометрическая, основательная, богато декорированная; цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый.

 

16. Стили в искусстве 19-20 вв. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.


 

17. Понятие видов и жанров в изобразительном искусстве: их историческое развитие

Вид – это исторически устойчивая форма существования и развития искусства. Различают искусства – изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (арх-ра, прик. искусство). В свою очередь все виды искусства условно разделяются на станковое, монументальное, декоративное. Неизобразительное искусство разделяется в соответствии с материалом, техникой, назначением. Обычно виды искусства подразделяются на пространственные и временные. К пространственным видам искусства относятся архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика). К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение. В число временных искусств иногда включают и литературу. Жанр – внутреннее подразделение во всех видах искусства. В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения. Архитектура – вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. Это совокупность характерных признаков сооружений конкретного периода всеобщей истории (арх. античная и др.), или исторической национальной культуры (арх. Индии и т.д.). Архитектура – давнейших и труднейших искусств. Архитектура с одной стороны – это искусство самое материальное, сугубо утилитарное, с другой – абстрактное, рождающееся из чисел и расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперирует линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают так выпукло эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура. Архитектура не изображает натуру. Она выражает идею определенного художественного образа. Функции: утилитарная, экономическая, эстетическая. Зародилась в первобытном обществе. Древнейшие поселения – зачатки примитивной архитектуры. Все памятники – на 2 группы: культовая и гражданская. Принцип для всех сооружений одинаков: фундамент; несущие части (стены, колоны, столбы); несомые части (потолок, кровля, свод); венчающие части (шпили, купола). Однако: при одинаковом принципе постройки не выглядят одинаково. 2 причины: духовные (нравы, обычаи, религия); физические (природа, климат, характер строит. материалов, благосостояние). В определенную эпоху, в определенной местности – появляются похожие строения. Такое родовое сходство построек, принадлежащее одной местности, одной эпохе – называется – архитектурным стилем. Существует 2 тектонические системы: 1 – сводчато-купольная; 2 – строично-балочная. Последовательное освоение этих систем, их осмысление и представляет собой историю развития архитектуры. Как область искусства архитектура начинается в культуре Месопотамии и Др. Египте. Архитектура высоко ценилась. Главное – пирамиды. Арх-ра была призвана служить культу фараона, культу умерших, культу религии. В последствии стали появляться дворцы. Арх-ра Др. Ег. тесно связана с астрономией, геометрией. Основной строит. материал – камень. Строительный принцип – строично-балочный. Храмы в Др. Ег. – столбы, колоны. Грандиозные размеры. Многоколлоные храмы назывались гипостийные. С наружи залы и дворцы окружали глухие стены. Достижения – не получили продолжения, но различные композиционные принципы, стилизиция природных форм, зачатки ордерной системы – предопределили многие явления в мировой архитектуре.


 

18.Эволюция скульптуры от эпохи Античности до конца 19 в.: основные образы и стилистические особенности


 

19.Основные иконописные сюжеты в христианском искусстве Беларуси 16-18 вв.

с эпохи Возрождения в Беларуси формируется отличительная национальная иконописная школа. В период раннего барокко усиливается чувственный начало, в икону вводятся элементы пейзажа, интерьера, тогдашнего костюма («Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца). Своеобразными чертами выделяются иконы маларыцскай школы: "Преображение", "Покров", "Успение" (1648-1650). Постепенно осваиваются приемы перспективного письма и объемной моделировка. В период зрелого барокко нарастает чувственность и психологизм характеристик персонажей. Детализация сюжетов дала повод М. Щекотихин говорить о "живописный натурализм" в иконописи. Одновременно происходит процесс формирования локальных художественных школ: Могилевской ("Успение", "Троица ветхозаветная" из Кричева); Заходнепалескай («Параскева Пятница с житие" (1659), "Воскресение-Сошествие во ад" с в. Бездеж); Столинской (" рождение Матери Божией "с в. Рухча." Собор архангела Михаила "с в. Рубель Столинского р-на). Гродненская школа формируется под влиянием алтарной живописи и католической иконографии ("Вознесение Марии" с в. Гервяты). Пейзажнасць, панарамнасць, детализация образов присущ Витебской и Гомельской школам. В период виленского барокко на специфику формирования своеобразии иконописи повлияла сложная Восточные ситуация (стремление православной иконописи отмежеваться от католического, тенденция к отступлению от канонов в внтяцким живописи). В иконах с Басценавичав прослеживается тенденция приближения к светской живописи (дэкаратывизм) ("Авраамий и Меркурий Смоленские", "целование Иоакима и Анны"). Как и в скульптуре, в иконописи проявились черты низового барокко (Латыгавския иконы "Рождество Христа", "Покров" 1744).


 

20. Памятники всемирного культурного наследия дальневосточного региона: Китай и Япония

Япония: Горы Сираками Горная труднодоступная местность, на севере острова Хонсю, включает последние уцелевшие участки девственных буковых лесов умеренно-холодного климата, которые некогда покрывали горные склоны и холмы северной Японии. Черный медведь, горный козел серау и 87 видов птиц обитают в этих лесах. Святилища и храмы Никко Святилища и храмы Никко, вместе с их природным окружением в течение столетий были священным местом, известным своими архитектурными и декоративными шедеврами. Они тесно связаны с историей сегунов Токугава. Культурный ландшафт серебряных рудников Ивами-Гиндзан Cеребряные рудники Ивами-Гиндзан на юго-западе острова Хонсю расположены в горном массиве, имеющем высоту до 600 м и расчлененном глубокими речными долинами. Здесь археологи обнаружили остатки крупных шахт, плавилен и обогатительных фабрик, а также горняцких поселков, функционировавших в XVI-XX вв. Сохранились также транспортные пути, использовавшиеся для доставки серебряной руды к побережью, и портовые городки, откуда её перевозили на кораблях в Корею и Китай. Высокое качество добытого серебра, обеспечиваемое применением передовых технологий, а также большие объемы добычи, содействовали экономическому развитию Японии и Юго-Восточной Азии в XVI-XVII вв., и стали стимулом для массового производства серебра и золота в Японии. В объект включены крепости, святилища, части транспортных путей Кайдо, ведущих к побережью, три портовых городка – Томогаура, Окидомари и Юноцу. Объект имеет территорию 442 га, сейчас сильно заросшую лесом, и буферную зону 3221 га. Китай: Пещерные храмы Юньган в городе Датун, провинция Шаньси, с их 252 пещерами и 51 тыс. статуй, представляют выдающееся достижение буддийского пещерного искусства Китая V-VI вв. Пять пещерных храмов, созданных Тань Яо, отличающихся единством планировки и убранства, являют собой шедевры того времени, когда китайское буддийское искусство переживало свой первый расцвет. Пещеры Могао Пещеры Могао Расположенные в стратегически важной точке Великого Шелкового Пути, на перекрестке торговых дорог, а также религиозных, культурных и духовных взаимовлияний, кельи и пещерные святилища Могао (которых всего 492) известны своими скульптурами и настенной живописью, создававшимися на протяжении тысячи лет развития буддийского искусства. Стары город Лицзян, который превосходно адаптирован к сложному рельефу этой важной в торговом и стратегическом отношении местности, отлично сохранил свой подлинный исторический облик. Его архитектура достойна внимания из-за смешения элементов нескольких культур, развивавшихся совместно на протяжении многих столетий. Лицзян также имеет древнюю сложную систему водоснабжения, основанную на большой изобретательности, которая эффективно действует и в настоящее время.


 

21. Памятники всемирного культурного наследия индийского региона: Индия

Пещерные храмы в Аджанте Первые буддийские памятники в пещерах Аджанты относятся к II и I вв. до н.э. Во времена правления Гуптов (V-VI вв.) много других гораздо богаче декорированных пещерных храмов прибавилось к первоначальной группе. Росписи и скульптуры пещер в Аджанте признаны шедеврами буддийского религиозного искусства, имеющими огромное художественное значение. Форт в городе Агра Недалеко от садов мавзолея Тадж-Махал расположен важный памятник XVI в., относящийся ко времени Великих Моголов, известный как Красный форт Агры. Эта мощная крепость, построенная из красного песчаника, окружает своими стенами, длиной 2,5 км, столичный город могольских правителей. Здесь расположен целый ряд сказочно прекрасных сооружений, таких как дворец Джахангира и Кхас-Махал, построенный Шах-Джаханом, зал для аудиенций – Диван-и-Кхас, а также две очень красивых мечети. Памятники Хампи Величественный комплекс Хампи был последней столицей последнего великого индуистского государства – Виджаянагар. Его сказочно богатые правители воздвигли дравидские храмы и дворцы, которые вызывали восхищение путешественников в XIV-XVI вв. Завоеванный в 1565 г. союзом мусульман Декана, город был отдан на разграбление в течение шести месяцев, а затем заброшен. Скальные жилища Бхимбетка находятся у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях.


 

22. Памятники всемирного культурного наследия индийского региона: Шри-Ланка, Индонезия, Непал, Камбоджа и инш..

Шри-Ланка: Древний город Полоннарува Полоннарува стала второй столицей Шри-Ланки после разрушения в 993 г. Анурадхапуры. Помимо памятников брахманизма, построенных государством Чола, здесь находятся внушительные руины удивительного города-сада, созданного в XII в. при правлении Паракрамабаху I. Центральный горный массив Шри-Ланки Высокогорный массив, расположенный на юге центральной части острова, включает резерват Пик-Уилдернесс, национальный парк Хортон-Плейнс и охраняемый лесной массив Наклс. Эти горные леса, лежащие на высоте до 2 500 м над уровнем моря, служат убежищем для исключительно разнообразных растений и животных, включая несколько видов, находящихся под угрозой исчезновения, таких как западный пурпурнолицый лангур, тонкий лори Хортон-Плейнс и цейлонский леопард. Центральный горный массив Шри Ланки входит в число районов мира, обладающих самым высоким биоразнообразием. Индонезия: Храмовый комплекс Боробудур Известный буддийский храм, датируемый VIII-IX вв., находится в центре острова Ява. Он имеет три яруса: пирамидальное основание с пятью квадратными концентрическими террасами, основной конус с тремя круглыми платформами и монументальная «ступа» наверху. Стены и балюстрады украшены прекрасными барельефами, имеющими общую площадь 2,5 тыс. кв. м. Вокруг круглых платформ размещены 72 отдельных «ступы», каждая – со статуей Будды. Стоянка древнего человека в Сангриане Раскопки, которые проводились здесь в 1936-1941 гг., привели к обнаружению первых ископаемых гоминид. Позднее, здесь же были найдены еще 50 ископаемых остатков мегантропуса (Meganthropus palaeo) и питекантропа/человека прямоходящего (Pithecanthropus erectus/Homo erectus). Это примерно половина от всех найденных в мире ископаемых гоминид. Сангриан, который был населен предками современного человека последние 1,5 млн лет, имеет огромное значение для понимания эволюции человека. Непал: Долина Катманду Культурное наследие долины Катманду иллюстрируется 7 группами памятников и зданий, представляющих собой самые значимые достижения в архитектуре и искусстве, благодаря которым эти места прославились на весь мир. Эти группы памятников включают: три площади Дурбар - в Катманду (комплекс Хануман Дхока), Патане и Бхактапуре, буддийские ступы Сваямбхунатх и Бодхнатх, а также индуистские храмы Пашупати и Чангу-Нараян. Камбоджа: Археологический район Ангкор Ангкор является одним из важнейших археологических объектов в Юго-Восточной Азии. Раскинувшийся на площади, превышающей вместе с лесными массивами 400 кв. км, Ангкорский археологический парк располагает великолепными руинами, сохранившимися от нескольких столиц империи Кхмеров IX–XV вв. Они включают знаменитый храм Ангкор-Ват, а в Ангкор-Тхоме – храм Байон, с его бесчисленными скульптурными украшениями. ЮНЕСКО разработала комплексную программу охраны этого имеющего символическое значение объекта и его окружения. Храм Пра-Вихар Святилище, посвященное богу Шиве, расположено на краю плато, возвышающегося над Камбоджийской равниной. Храм относится к первой половине XI в. Однако история комплекса может быть прослежена с IX в., когда здесь возникло убежище отшельника. Этот объект хорошо сохранился главным образом благодаря удаленному расположению вблизи границы с Таиландом. Он уникален с трех точек зрения: своим природным расположением на выступе рельефа, с крутыми обрывами, обращенными к обширной равнине и горному хребту; высоким качеством своей архитектуры, приспособленной к природному окружению и религиозной функции; и, наконец, использованной в оформлении храма великолепной каменной резьбой.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.