На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было использовано тестовых параметров.
1. 4-й лишний – выбор
2. 4-й лишний – аргумент выбора
3. аналогии зрительные – выбор
4. аналогии зрительные – аргумент
5. понимание метафор
6. процесс классификации
7. последовательные картинки – выбор
8. последовательные картинки – аргумент выбора.
По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе у детей 5-6 лет в норме.
Результаты отображены в таблице № 1
Табл.№3. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии
№
4 лишний
Зрител. аналогии
Понимание метафор
Процесс классификации
Последоват. картинки
выбор
аргумент
выбор
аргумент
выбор
аргумент
100%
100%
100%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
75%
100%
100%
75%
100%
100%
100%
100%
75%
75%
100%
100%
100%
75%
75%
100%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
75%
75%
100%
100%
75%
100%
100%
100%
75%
75%
85%
100%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
75%
75%
75%
100%
100%
75%
100%
75%
75%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
75%
85%
100%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
100%
100%
100%
75%
75%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
100%
100%
100%
Сред. показ.
95,0
91,6
88,3
53,3
94,6
85,0
Для стандартизации единиц замера характеристик мышления с целью сравнения уровня их развития, как среди испытуемых, так и среди самих параметров все единицы были приведены в процентное отношение к максимальному числу оптимальных ответов.
Таким образом, максимально оптимальный способ ответа на вопросы соответствует 100% , минимальный – 0%; остальное число ответов выражается в процентах, исходя из количества заданий для определения того или иного параметра.
Анализируя показатели параметров характеристик у детей 5-6 лет в норме наблюдается следующая картина. Все показатели находятся в зоне оптимального способа выполнения задания (от 53,3 до 100). Наиболее показатели выявлены в параметрах:
1. 4-ый лишний – выбор – 95,0
2. 4-ый лишний – аргумент – 91,6
3. аналогии зрительные – выбор – 88,3
4. понимание метафор – 94,6
5. процесс классификации –100
6. логические картинки – выбор –85,0
7. логические картинки – аргумент - 100
Более низкие показатели выявлены в параметрах:
1. аналогии зрительные – аргумент – 53,3
2. выделение существенных признаков – 78,6
Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.
На втором этапе экспериментального исследования были проведены замеры параметров характеристик мышления у детей 5-6 лет с задержкой психологического развития.
Результаты отображены в таблице № 2
Табл.№4 Параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с задержкой психологического развития.
№
4 лишний
Зрител. Аналогии
Понимание метафор
Процесс классификации
Последовательные картинки
выбор
аргумент
выбор
Аргумент
выбор
аргумент
75%
50%
100%
50%
50%
25%
80%
25%
75%
50%
25%
15%
85%
50%
75%
25%
25%
30%
80%
25%
75%
75%
25%
25%
70%
25%
50%
75%
25%
25%
25%
80%
50%
100%
50%
25%
15%
80%
50%
75%
25%
70%
50%
75%
25%
25%
25%
80%
25%
75%
100%
50%
20%
80%
50%
100%
50%
25%
80%
25%
75%
50%
25%
80%
50%
100%
75%
15%
75%
25%
75%
50%
25%
25%
20%
75%
100%
75%
25%
25%
25%
100%
25%
75%
Сред. показ.
66,6
23,3
10,0
5,0
7,6
74,3
21,6
73,3
Из таблицы видно, что в основном все показатели находятся в зоне низкой результативности выполнения заданий.
Наиболее низкие показатели выявлены в параметрах:
1. 4-ый лишний – аргумент – 23,3
2. аналогии зрительные – выбор – 10,0
3. аналогии зрительные – аргумент – 5,0
4. понимание метафор – 7,6
5. последовательные картинки – выбор – 21,6
Другие показатели находятся на более высоком уровне по результативности:
1. 4-ый лишний – выбор – 66,6
2. выделение существенных признаков – 43,3
3. процесс классификации – 75,5
4. последовательные картинки – аргумент – 73,3
Следует отметить, что данные выводы получены в результате анализа средних показателей по всем испытуемым детям 5-6 лет с задержкой психического развития.
Если проанализировать качественный состав по каждому параметру, то можно заметить, что разрыв между минимальным и максимальным показателем достаточно большой. Например по параметру понимания метафор минимум составляет 0%, а максимум 30%; по параметру последовательные картинки – аргумент – минимум составляет 50%, а максимум 100%.
Этот фактор, а также небольшое количество инструктируемых затрудняет процесс анализа соотношения уровня тех или иных параметров между собой.
На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев дети 5-6 лет с ЗПР демонстрируют трудности:
1. В аргументации выбора в «4-м лишнем»;
2. В выборе зрительных аналогий;
3. В аргументации выбора зрительных аналогий;
4. В понимании и объяснении метафор;
5. В выборе последовательной системы построения.
Следует отметить, что все дети 5-6 лет с задержкой психического развития демонстрируют разные степени трудности, связанные с выполнением вышеперечисленных операций.