Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мула-бандха и иглоукалывание



 

Иглоукалывание — древнекитайское искусство исце­ления. Оно тесно связано с философией даосизма, которая рассматривает все во вселенной как смесь двух изначальных сил, инь и ян. Обе эти силы представляют собой все про­тивоположности дуального мира: черное/белое, ночь/день, боль/удовольствие и т. д. Можно также сказать, что инъиян представляют соответственно отрицательную и положи­тельную энергии. Здоровье и благополучие тела определяются соотношением этих двух энергий.

 

Инь и ян соединяются в ци. Это напоминает йогическую концепцию, где ида и питала являются противопо­ложными аспектами праны. Согласно теории иглоука­лывания, ци течет по энергетическим каналам, которые называют меридианами. Меридианы похожи на йогические нади — они разносят ци по всему телу.

 

Всего существует 59 меридианов. Среди них выделя­ют 12 главных и 8 дополнительных, которые имеют гораздо более весомое значение, чем остальные. Тело является слож­ной системой меридианов, и физическое здоровье обеспечи­вается свободным протеканием ци по каждому из них.

 

Как только тело сигнализирует о нарушении равно­весия инь и ян (например, нарушением пульса или другими физическими и психическими симптомами), одну или несколько из 760 точек, расположенных на теле, укалывают с помощью специальных игл. Это восстанавливает равно­весие.

 

24 точки находятся на одном из восьми чудесных меридианов, который называется Жэнъ-май (меридиан зачатия), и еще 28 точек расположены на другом —Ду-май (управляющий меридиан). Ду-май (VG) начинается у кончика копчика (VG 1) [*1], поднимается вверх по позвоночнику, средней линии головы, проходит через межбровье (аджна-чакра, VG 24), по спинке носа до его кончика и заканчивается на десне, чуть ниже уздечки верхней губы (VG 28). Жэнъ-май (VC) начинается посредине между анусом и мошонкой (место расположения муладхара-чакры) в точке VC 1. Затем он поднимается вверх по передней срединной линии (по перед­ней поверхности тела) и заканчивается в точке VC 24 на ниж­ней губе.

 

Интересно отметить, что управляющий меридиан и меридиан зачатия очень похожи на арохан и аварохан, психические каналы крийя-йоги. Судя по всему, крийя-йога была известна в Китае: древнекитайский трактат «Тай Цинь Хуа Цань Цих» (Тайна Золотого Цветка) имеет с нею мно­жество параллелей. Считалось, что управляющий канал и канал зачатия образуют неразрывный эллипс. По этому эллипсу против часовой стрелки течет ци, начиная от точки VG 1 и заканчивая в точке VC1, в промежности.

Некоторые критики утверждали, что эллипс не является неразрывным: он прерывается между губами и в области промежности (расстояние от центра промежности до копчика составляет около пяти сантиметров). Однако, им возражали, что связь осуществляется через пищеварительный тракт, который на физическом уровне соединяет полость рта и анус и, таким образом, замыкает круг. Следует также помнить, что каналы существуют на психическом уровне, на который не распростра­няются ограничения уровня физического.

 

Не удивительно, что траектория управляющего ме­ридиана и меридиана зачатия в точности соответствует психическим каналам, которые используются в йогических медитациях. Интересно также заметить, что не только VC1 является общей точкой этих меридианов. В иглоукалывании существует концепция общего ло-пункта — точки, с по­мощью которой можно устранить любой перекос инъиян во всем теле (в частности, в тонком кишечнике, сердце, легких, толстой кишке, мочевом пузыре, почках, перикарде и тройном обогревателе). Это очень важно: мула-бандха воздействует не только на VC1 и весь меридиан зачатия, но и косвенно стимулирует управляющий меридиан.

И меридиан зачатия (иньский), и управляющий меридиан (янский) являются великими источниками ци. Они не только снабжают энергией все тело, но и поглощают всю избыточную энергию. VС 1 в силу своей связи с управляющим меридианом является вместилищем ци для всего тела подобно тому, какмуладхара-чакра является вместилищем кундалини.

 

Энергия, которая вырабатывается в меридиане зача­тия (а следовательно, и в VС1, так как все точки меридиана связаны между собой), в Нэй-цзин описана как «сексуальная энергия, лишенная эротической окраски, которая исходит из половых органов, энергия дыхания, пищеварения и вы­деления» [*2]. В йоге сексуальную энергию, лишенную эротической окраски, относят к пране.

Дж. Е. X. Нибойе в своей книге «Лечение болезней с помощью иглоукалывания» приводит 19 различных за­болеваний, от которых можно излечить воздействием на управляющий меридиан [*3]. Более того, он описывает также 29 заболеваний, на которые можно эффективно повлиять (прямо или косвенно) через меридиан зачатия [*4]. Мула-бандха воздействует именно на него.

Важность канала зачатия не ограничивается его поразительной способностью исцелять огромное число физических недугов.

 

В иглоукалывании существует понятие соединительные точки. Эти точки воздействуют несколько шире, чем уровень внутренних органов. Две такие точки находятся на меридиане зачатия: VС 17 и VС 12.

 

VС 17 является точкой воссоединения «энергии ды хания», она незаменима при лечении практически всех заболеваний органов дыхания. Теперь становится понятно, почему воздействие на VС 1 (и следовательно, на VС 17) с помощью мула-бандхи так благотворно сказывается при астме и бронхите. VС 12 — точка воссоединения пяти органов фу (янских органов): желчного пузыря, тонкого кишечника, желудка, толстой кишки и мочевого пузыря. Эта точка может весьма эффективно применяться в случаях дискомфорта в эпигастрии (при повышении кислотности). Так что, напом­ним еще раз, что мула-бандха через точку VС 12 способна напрямую воздействовать на пять из десяти основных органов тела.

 

 

Четыре моря

 

Нэй-цзин говорит: «В человеке есть четыре моря и двенадцать основных меридианов, которые, словно реки, впадают в эти моря».

 

Четыре моря — это пища, кровь, энергия и костный мозг. Эти энергетические системы снабжают тело энергиями, которые обладают различными качествами и поддерживают внутреннюю, физическую, умственную или духовную де­ятельность в человеке. В китайской философии энергия — это всеобъемлющее понятие, включающее физическую энергию, ментальную энергию и энергию ци. Этот спектр энергий — от плотных до тончайших субатомных сил — доступен человеку посредством его тела. Энергетическое море на физическом уровне представлено областью вокруг центра грудной клетки [*5]. Меридиан зачатия управляет энергией и распределяет ее с помощью точки VС 17. Если здесь наблюдается «полнота», то человек ощущает боль в груди, лицо его краснеет и дыхание нарушается. Если же в этом море есть признаки «пустоты», то человек теряет дар речи.

 

Связующая точка моря костного мозга расположена на макушке головы — VС 20 [*6]. Управляющий меридиан контролирует море костного мозга — великое вместилище ци, представленное тканями головного мозга. Полнота этого моря приводит к тому, что человек ощущает избыток энергии. Пустота же вызовет головокружение, обмороки, шум в ушах и боли в икроножных мышцах.

 

И меридиан зачатия, и управляющий меридиан являются великими источниками, которые снабжают энерги­ей два из четырех морей и управляют ими [*7].

 

С помощью мула-бандхи человек может воспре­пятствовать истощению этих морей и, следовательно, под­держивать гармонию во всем организме, наполняя его жизнен­ными силами.

Школа Ма Чен-тай, существовавшая в эпоху динас­тии Минь, сравнивает меридианы с реками. Начальная точка меридиана подобна роднику — источнику реки, а конечная — озеру, в котором накапливаются воды реки. Что касается меридиана зачатия, то в точках VС 12, VС 23 и VС 11 находятся озера селезенки, почек и печени соответственно.

 

Иными словами, одна лишь мула-бандха способна повлиять на жизнедеятельность селезенки, почек и печени.

 

 

Окна неба

 

Так называют группу самых интересных акупунк-турных точек. Нэй-цзин пишет о них:

 

«Все энергии ян исходят от инь, ибо инь есть земля. Энергия ян всегда устремляется из нижних отделов тела к голове; но если прервать это движение, то ян не поднимется выше живота. Тогда нужно искать, какой меридиан болен. Следует тонизировать (стимулировать) инь (так как он рождает ян) и рассеивать (седировать) ян, чтобы энергия притянулась к голове и круговорот энергии восстановился». Точки, с помощью которых можно производить подобное воздействие, называют окнами неба. Две такие точки находят­ся на меридиане зачатия: VС 15 и VС 22 [*8].

 

Из вышеизложенного можно сделать три основных

вывода:

 

1. Энергии, текущие вверх — янские, следовательно, они рождены инь. Меридиан зачатия является иньским по своей природе. Иньские качества присущи первоэлементу земле, который, в свою очередь, соответствует муладхара-чакре.

 

2. И в китайской, и в йогической философии гово­рится о движении энергии вверх по направлению к голове.

 

3. Нарушения жизнедеятельности желудка и кишечни­ка на физическом уровне возникают в том случае, если ци не может подниматься вверх. В терминах йоги можно сказать, что затруднен подъем кундалини через манипура-чакру, которая расположена на уровне пупка. Более того, пройдя манипуру, кундалини больше не сможет вернуться в муладхару.

 

Важность мула-бандхи заключается в том, что она может выступить в качестве регулятора ци/праны. Мула-бандха способствует устранению блоков ци и подъему ян-ци вверх.

Некоторые недоразумения возникали в прошлом вокруг возможности пробуждения муладхары с помощью насикагра-дришти. Благодаря теории иглоукалывания эта возможность теперь находит простое объяснение. При выполнении насикагра-дришти человек концентрируется на кончике носа. Как уже говорилось выше, кончик носа расположен на управляющем меридиане, траектория которого захватывает среднюю линию головы и позвоночный столб вплоть до кончика копчика, VG1. Взаимоотношения между VС и VG1 таковы, что при стимуляции управляющего меридиана (что и происходит во время насикагра-дришти) активизируется также и VС 1, включая муладхара-чакру.

 

Как сказано в тантрах, аджна-чакра (ее наружная точка для концентрации расположена в межбровном центре) напрямую связана с муладхара-чакрой. Эту связь можно объяснить взаимоотношениями между управляющим ме­ридианом и меридианом зачатия. Пробуждение аджны приводит к пробуждению муладхары, и наоборот.

 

Стоит также заметить, что VG1 применяется при лечении геморроя, хронической бленнореи, кишечного кровотечения, поносов, рвоты, болей в пояснице и эпилепсии.

 

 

Три обогревателя

 

Но самой занимательной концепцией, применительно к нашему изучению мула-бандхи, является концепция «трех обогревателей», или «трех пылающих огней». Меридиан трех обогревателей является одним из двенадцати главных меридианов. Кроме того, у него нет соответствующего физического органа.

 

Три обогревателя выполняют следующие функции:

 

1. Шанъ-цяо, верхний обогреватель — дыхательная

функция.

 

2. Чунъ-цяо, средний обогреватель — пищевари­тельная функция.

 

3. Ся-цяо, нижний обогреватель — половая и вы­делительная функции.

 

В основном, эти обогреватели объединяют под назва­нием «тройной обогреватель». Их непрерывная работа очень важна, ибо лишь через средний обогреватель человеческий организм может получать жизненную энергию и передавать ее далее, в другие меридианы. К тому же, три обогревателя тесно связаны с муладхарой, манипурой и анахатой.

 

Три обогревателя взаимосвязаны друг с другом таким образом, что воздействие на один из них обязательно сказывается на двух остальных. Это, кроме всего, способству­ет саморегуляции данного меридиана.

Мула-бандха наиболее близко взаимосвязана с ниж­ним обогревателем. Особенно в том, что касается стимуляции жара урогенитальной и анальной областей. Мула-бандха стимулирует нижний обогреватель, а он, в свою очередь, активизирует остальные два — средний и верхний, что позволяет воздействовать на дыхание и пищеварение.

С пранаямой или без нее, мула-бандха рождает физический и психический жар в теле. Этот жар необходим, чтобы сжечь нечистоты и, таким образом, обновить систему и создать крепкую основу для здоровой и гармоничной жизни.

 

 

Заключение

 

С точки зрения современных аллопатических теорий, а подчас и здравого смысла, существование многих взаимо­связей между меридианами и внутренними органами кажется невозможным. Тем не менее, наличие таких взаимосвязей было доказано эмпирически, с помощью экспериментов, под тщательным наблюдением и контролем. Исследователи установили, что воздействие на акупунктурные точки оказы­вает ярко выраженный эффект на жизненные функции органов человеческого тела. Кроме того, наука сейчас вплотную подошла к признанию существования в организме тонких энергетических систем. Доказано, что акупунктурные точки влияют на эти системы.

Медики проявляют живой интерес к иглоукалыванию, особенно в отношении обезболивания. Правда, механизмы работы метода пока не достаточно ясны и требуют дальней­шего изучения. Но, несмотря ни на что, акупунктура — не только поле для изыскания параллелей между китайской философией и современной наукой. В иглоукалывании можно

увидеть общее между даосизмом и йогой, что позволит еще глубже понять мула-бандху.

 

Список примечаний

 

*1. VG — управляющий меридиан. VС — меридиан зачатия. Число рядом означает порядковый номер акупунктурной точки меридиана.

 

*2. Илза Вейт, Нэй-цзин, в переводе означает Меди­цинский канон Желтого императора.

 

*3. Список болезней и болезненных состояний, от которых можно лечить, воздействуя на управляющий ме­ридиан (по Дж. Е. X. Нибойе): тонзиллит, язвы и другие заболевания ротовой полости, конъюнктивит, головные боли, старческое слабоумие, переохлаждение конечностей, гал­люцинации, люмбаго, невралгия тройничного нерва, зубная боль.

 

Помните:в некоторых случаях при описанных выше состояниях требуется воздействие на одну или несколько точек, которые находятся на других меридианах.

 

*4. 29 болезней и болезненных состояний, которые поддаются лечению с помощью воздействия на меридиан зачатия (по Дж. Е. X. Нибойе): боль в голове и шее, диспепсия (расстройство пищеварения), экзема (заболевание кожи), эмфизема (заболевание легких), эпилепсия^ афония (потеря голоса), абсцесс молочной железы, астения (упадок сил), астма, болезни полости рта, бронхит, судороги, общее пере­охлаждение, фарингит, кашель, приливы жара, коклюш, диабет, насморк, грипп, гемоптиз (кашель кровью), ларингит, менингит у детей, плеврит и пневмония, ринит, сенная лихо­радка, синуит и туберкулез легких.

 

Помните:в некоторых случаях при описанных выше состояниях требуется воз­действие на одну или несколько точек, которые находятся на других меридианах.

 

*5. Эта энергия соотносится с понятиями субпраны и махапраны. Она расположена между диафрагмой и горлом.

 

*6. Точка, примерно соответствующая бинду, на затылочной поверхности черепа.

 

*7. «Море пищи» находится под управлением ме­ридиана желудка, а «кровяное море» — под управлением пронизывающих каналов.

 

*8. Судя по всему, даже китайское название — «окна неба» — отражает тот факт, что ци течет от ног и туловища вверх, к макушке головы. Соотносится с главой «Пранические эффекты».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.