Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства,



МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 3-4 лет планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

 

В процессе обсуждения представленных данных делается вывод о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень – 1 балл, низкий - 2 балла, средний - 3 балла, высокий – 4 балла.

Периодичность мониторинга.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему — зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации .

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА

«ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ, ОВЛАДЕВШИЙ ОСНОВНЫМИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ»

Владение основными культурно-гигиеническими навыками:

Высокий. Основные навыки сформированы (моет руки, лицо, вытирается полотенцем, пользуется ложкой, вилкой, ножом, одевается и раздевается; ест и пьет, не проливая пищу), выполняет качественно, испытывает удовольствие от результата.

Средний. Основные действия автоматизированы, соблюдает их правильную последовательность, обращает внимание на качество выполнения действий, нуждается в эпизодической помощи взрослого в виде напоминания.

Низкий. Основные умения сформированы, но может нарушать последовательность их выполнения, нуждается в помощи взрослого.

Низший. Не знает последовательности выполнения действий, выполняет с помощью взрослого.

Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур:

Высокий. Выполняет самостоятельно (одевается и раздевается в определенной последовательности, ест, пьет, ложится спать, умывается) при минимальной помощи взрослого, осознанно, понимает необходимость их выполнения.

Средний. Основные процедуры выполняет самостоятельно, иногда нуждается в напоминании и помощи взрослого.

Низкий. Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные при помощи взрослого.

Низший. Самостоятельно не выполняет или выполняет в совместной со взрослым деятельности.

Сформированность основных движений и физических качеств:

Высокий. Выполняет новые движения по показу; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно и четко, сохраняя равновесие, координируя движения тела, рук и ног (бегает со сменой траектории, чередует бег с прыжками, подпрыгивает на одной ноге, перепрыгивает через препятствие, делает несколько прыжков вперед, ходит задом наперед, ходит переступая с носка на пятку, ползает на четвереньках между предметами; ползает по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; лазает по гимнастической стенке, бросает и ловит мяч, прокатывает мяч, отбивает мяч одной и двумя руками, ходит через предметы приставным шагом, ходит по наклонной доске); легко меняет траекторию движения; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки, дифференцирует ведущую руку; точно выполняет мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими (раскладывает мелкие предметы в емкости, сортируя их; собирает 5-составную матрешку, пирамидку, выполняет шнуровку, срисовывает треугольник, пишет некоторые буквы; отрезает ножницами короткие и длинные полоски); успешно согласует свои движения с движениями других детей; улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу; передает в движении заданный ритм; проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх; переносит усвоенные движения в свободную деятельность; стремится качественно выполнять движения; физические качества сформированы (освоенные движения выполняет ловко, быстро, проявляет выносливость).

Средний. Выполняет новые движения с помощью взрослого; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно, но недостаточно четко; сохраняет равновесие, координирует движения тела, рук и ног; не всегда успешно меняет траекторию движения; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки дифференцирует ведущую руку; точно выполняет мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими, некоторые мелкомоторные движения могут вызвать трудности; успешно согласует свои движения с движениями других детей; улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу; передает в движении заданный ритм не всегда точно; иногда проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх; пытается переносить усвоенные движения в свободную деятельность, но при этом снижается качество движений; увлекается процессом двигательной деятельности и может не обращать внимание на результат и качество движений; физические качества проявляются не во всех ситуациях, в основном при выполнении хорошо знакомых движений.

Низкий. Допускает существенные ошибки при выполнении как новых, так и знакомых движений; заданный темп и ритм соблюдает только при помощи взрослого; не проявляет элементов двигательного самоконтроля; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу недостаточно точно, нечетко; испытывает трудности в сохранении равновесия и координации движений тела, рук и ног; затрудняется в изменении траектории движений, в выполнении точных прицельных движений руками, начинает дифференцировать движения правой и левой руки, не всегда выделяет ведущую руку; неточно выполняет мелкомоторные движения, действуя с мелкими предметами, многие мелкомоторные движения вызывают существенные трудности; недостаточно успешно согласует свои движения с движениями других детей, нуждается в помощи взрослого; не стремится качественно выполнять движения; физические качества не сформированы.

Низший. Движения импульсивны, скованы, напряжены; простые знакомые движения выполняет неточно и нечетко, общая структура многих движений нарушена; по инструкции взрослого движения выполняет некачественно или не выполняет; затрудняется в выполнении новых движений по показу; испытывает трудности в сохранении равновесия; прицельные движения руками несовершенны, движения правой и левой руки не дифференцирует, дифференциация ведущей руки нечеткая; недостаточно сформированы мелкомоторные движения, действуя с предметами, как с мелкими, так и с крупными, проявляет неловкость; не умеет согласовывать свои движения с движениями других детей; не умеет переключать движения по сигналу взрослого; не улавливает заданный темп и ритм движений; затрудняется в переключении движений по сигналу; не проявляет элементов двигательного самоконтроля, физические качества не сформированы.

Сформированность потребности в двигательной активности:

Высокий. Двигательная активность адекватна возрасту, проявляет стойкий интерес к двигательной деятельности; с интересом подражает движениям, которые демонстрирует взрослый, стремится им научиться; активно действует как в обучающей, так и в игровой ситуации.

Средний. Двигательная активность адекватна возрасту; положительно относится к движениям, демонстрируемым взрослым, подражает движениям, но интерес в обучающей ситуации неустойчив; не всегда принимает задачу научиться движению, при обучении движению может действовать ситуативно; интерес повышается в игровой ситуации, привлекают подвижные игры.

Низкий. Двигательная активность повышена или понижена; двигательная активность недостаточно целенаправленна, но в целом положительно относится к двигательной деятельности, хотя мало инициативен; при появлении препятствий двигательная активность ребенка угасает или переориентируется им, задача на двигательное подражание принимается, интерес к двигательному подражанию быстро угасает, с трудом принимает задачу научиться движению, при обучении движению чаще действует ситуативно, чем целенаправленно, нуждается в помощи взрослого, интерес повышается в игровой ситуации, но он неустойчив.

Низший. Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует или проявляет хаотичную двигательную активность; задачу на двигательное подражание не принимает или принимает ситуативно, нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого, может негативно относиться к задаче научиться движению; игровая ситуация существенно не влияет на отношение к двигательной деятельности.

Сформированность представлений о здоровом образе жизни:

Высокий. Имеет представления об основных правилах поведения в быту (поддержание чистоты тела и одежды, окружающего пространства и порядка; аккуратность и использование индивидуальных предметов гигиены) и гигиенических процедурах, понимает необходимость гигиенических процедур для здоровья; поддерживает опрятный внешний вид, знает, как устранить недостатки; имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; понимает, что аккуратность и опрятность в бытовых процессах, соблюдение правил гигиены одобряются окружающими; осуждает проявления неопрятности; знает и сам воспроизводит требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка.

Средний. Имеет представления о некоторых правилах поведения в быту и гигиенических процедурах, стремится поддерживать опрятный внешний вид, не знает, как устранить недостатки, имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; понимает, что аккуратность и опрятность в бытовых процессах, соблюдение правил гигиены одобряются окружающими; знает требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка, но воспроизводит с помощью взрослого.

Низкий. Представления о правилах поведения в быту, о порядке, чистоте, гигиенических процедурах нечеткие; не обращает внимания на свой внешний облик и беспорядок в окружающем; знает привычное место расположения некоторых вещей, но не стремится поддерживать порядок, чистоту, не обращает внимания на чистоту и порядок.

Низший. Представления о правилах поведения в быту, о порядке, чистоте, гигиенических процедурах не сформированы; не обращает внимания на свой внешний облик, не заинтересован в устранении неполадок в своем внешнем виде; не обращает внимания на привычное место расположения вещей, не стремится поддерживать порядок, чистоту, не обращает внимания на чистоту и порядок.

Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни:

Высокий. Выполняет самостоятельно, нуждается в эпизодическом контроле взрослого.

Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

Низкий. Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные - с помощью взрослого.

Низший. Выполняет в совместной со взрослым деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА

«ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ»

Познавательные интересы:

Высокий. Возникает потребность объяснять мир; проявляет яркий познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; инициирует наблюдения для приобретения новых знаний об окружающем; в речи отражает результаты наблюдений; ярко проявляет чувство удивления, начинает проявлять чувство сомнения, удовольствие от процесса познания и узнавании нового, радость познания; пытается делать первые умозаключения, исходя из имеющихся знаний, собственного опыта жизнедеятельности; начинает по своей инициативе проявлять исследовательскую активность.

Средний. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, начинает интересоваться тем, что ранее увидел, услышал, узнал; с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждается в помощи взрослого; в процессе познания проявляет чувство удивления, разуется новому; под руководством взрослого с интересом включается в выполнение исследовательских заданий.

Низкий. Познавательные интересы ситуативны; участвует в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств; затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний.

Низший. Познавательные интересы не выражены или не дифференцированы, быстро пресыщается заданиями познавательного типа; познавательные чувства не проявляются; полученные знания в речи не отражает или отражает неадекватно.

Познавательные вопросы:

Высокий. Задает много вопросов познавательного характера, преобладают вопросы «почему», направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос.

Средний. Вопросы задает достаточно часто, появляются вопросы причинно-следственного характера, но преобладают вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем, какие, когда и т. п.), не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.

Низкий. Задает вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей, не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.

Низший. Задает вопросы редко; вопросы имеют ситуативный или предметный (кто, что) характер, ответ взрослого не побуждает к дальнейшему осмыслению воспринимаемого.

Познавательное экспериментирование:

Высокий. Проявляет исследовательское поведение, систематически стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте; привлекает взрослого к содействию в экспериментировании, с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения.

Средний. Эпизодически проявляет попытки самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте, для получения результата этих попыток нуждается в помощи взрослого; с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи фрагменты информации, полученной в процессе экспериментирования.

Низкий. Попытки самостоятельно экспериментировать наблюдаются редко, они мало результативны; не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым, в речи не отражает результаты познания.

Низший. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций в процессе экспериментирования, организованного взрослым, не стремится в них участвовать.

Самостоятельность:

Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, игре, инициирует и самостоятельно выполняет разные виды детской деятельности, достигая результата; постоянно чем-то занят; уверен.

Средний. Самостоятельно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого; в детские виды деятельности преимущественно включается по предложению взрослого, может инициировать деятельность, но для достижения результата нуждается в помощи взрослого; в большинстве привычных ситуаций уверен, в новых ситуациях может проявлять неуверенность.

Низкий. Если и проявляет самостоятельность, то малопродуктивную, сам не может достигать качественного результата деятельности; настаивает на взаимодействии со взрослым, даже если сам инициирует деятельность или проявляет в неадекватной ситуации самостоятельность; неуверен, даже в некоторых привычных ситуациях.

Низший. Несамостоятелен, зависим от взрослого, в неадекватной ситуации может преобладать непродуктивная самостоятельность, неуверен.

Обращение за помощью к взрослому:

Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, после того как сам попытается их разрешить; стремится содействовать взрослому в преодолении трудностей.

Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений и также незначительных препятствий, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.

Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему, в решении проблемы действенного участия не принимает.

Низший. Ко взрослому не обращается или обращается редко, на затруднения чаще реагирует плачем или негативистической реакцией.

Участие в образовательном процессе:

Высокий. С удовольствием посещает детский сад, с интересом участвует во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, проявляет инициативу, с удовольствием участвует в групповых формах детской деятельности.

Средний. Положительно относится к посещению детского сада, обычно с интересом участвует в мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, но редко проявляет инициативу или не проявляет, участвует в групповых формах детской деятельности.

Низкий. Явно не протестует против пребывания в детской группе; в целом положительно относится к посещению детского сада, хотя эпизодически могут проявляться протестные реакции, участвует с желанием не во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, не проявляет инициативу или проявляет редко, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым.

Низший. Активно или пассивно протестует против пребывания в детской группе; негативно или неустойчиво положительно относится к посещению детского сада, не стремится участвовать в мероприятиях группы; не всегда откликается на предложения взрослого взаимодействовать, даже в индивидуальной деятельности; не проявляет инициативу во взаимодействии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА

«ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ»

Отклик на эмоции близких людей и друзей:

Высокий. Замечает разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; проявляет сострадание, желание содействовать, интересуется причинами переживаемых эмоций.

Средний. Замечает основные (радость, страх, гнев, грусть) эмоциональные состояния других людей, проявляет сопереживание.

Низкий. По инициативе взрослого обращает внимание на эмоциональные состояния других людей, понимает знак эмоций (положительные или отрицательные), по побуждению взрослого эпизодически проявляет эмоциональный отклик.

Низший. Не откликается на эмоциональные состояния других людей.

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:

Высокий. Проявляет эмоциональное отношение к героям, дает им эмоциональную оценку и пытается ее мотивировать, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий; сочувствует и сопереживает положительным персонажам, стремится им содействовать, предлагает варианты оказания им помощи; искренне радуется победе добра над злом, негодует на поступки отрицательных героев в процессе слушания сказок, историй, рассказов в движениях и речи; ярко, разнообразно выражает свои эмоции; имеет любимых персонажей.

Средний. Проявляет эмоциональное отношение к героям, с помощью взрослого или самостоятельно дает им эмоциональную оценку, но не может ее четко мотивировать; сочувствует и сопереживает положительным персонажам, стремится им содействовать, предлагает варианты оказания им помощи; искренне радуется победе добра над злом, негодует на поступки отрицательных героев; в процессе слушания сказок, историй, рассказов выражает свои эмоции недостаточно разнообразно и выразительно; имеет любимых персонажей.

Низкий. Проявляет эмоциональное отношение к героям с помощью взрослого; затрудняется в их эмоциональной оценке; сочувствие и сопереживание положительным персонажам выражено неярко, не стремится им содействовать; в процессе слушания сказок, историй, рассказов редко выражает свои эмоции; имеет предпочитаемых персонажей.

Низший. Не проявляет эмоциональное отношение к героям; затрудняется в их эмоциональной оценке; в процессе слушания сказок, историй, рассказов не выражает свои эмоции.

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства,

музыкальные и художественные произведения:

Высокий. Проявляет устойчивый интерес к прекрасному, испытывает удовольствие при восприятии прекрасного, свои переживания отражает в речи, соотносит воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями; любуется красивым; замечает средства художественной выразительности; дает эмоционально-эстетические оценки, пытается их мотивировать; замечает прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общается по поводу воспринятого.

Средний. Проявляет интерес к прекрасному, испытывает удовольствие при восприятии прекрасного; свои переживания недостаточно четко отражает в речи, нуждается в помощи взрослого; с помощью взрослого соотносит воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями; любуется красивым; замечает отдельные средства художественной выразительности; дает отдельные эмоционально-эстетические оценки, но не мотивирует их; замечает прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении; стремится общаться по поводу воспринятого, но высказывания недостаточно развернуты и точны.

Низкий. При стимулировании со стороны взрослого эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, но эмоции выражены неярко, очень ситуативны, эмоциональные оценки не дает.

Низший. Эмоционально не откликается при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений или откликается формально, ситуативно.

Эмоциональное реагирование на мир природы:

Высокий. Проявляет устойчивый интерес к явлениям и объектам природы; радуется при взаимодействии с миром природы, пытается содействовать; дает эмоционально-эстетические оценки увиденному и услышанному, пытается их мотивировать, замечает красоту в природе и продуктивно общается по этому поводу.

Средний. Радуется при восприятии мира природы, интерес к природе неустойчив; с помощью взрослого дает простые эмоционально-эстетические оценки, но не мотивирует их; замечает отдельные элементы прекрасного в природе, обращает на них внимание других людей.

Низкий. Под руководством взрослого эмоционально откликается при восприятии мира природы, интерес к природе ситуативен, эмоции выражены неярко, эмоционально-эстетические оценки не дает.

Низший. Эмоционально не откликается при восприятии мира природы или откликается формально, ситуативно; интереса к природе не проявляет.

Представления об эмоциональных состояниях:

Высокий. Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнает эмоции людей, с которыми общается, интерпретирует эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; знает некоторые средства эмоциональной выразительности.

Средний. Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнает эмоции людей, с которыми общается; с помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; затрудняется в назывании средств эмоциональной выразительности.

Низкий. С помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемые взрослым; затрудняется в определении эмоциональных состояний персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоций, отраженных в музыкальных произведениях.

Низший. Понимает обозначения отдельных эмоциональных состояний, используемые взрослым, самостоятельно не называет, не интерпретирует эмоции людей, персонажей или интерпретирует неверно.

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении:

Высокий. Стремится успокоить, порадовать, помочь.

Средний. По предложению взрослого может успокоить, порадовать другого человека, помочь.

Низкий. Вместе со взрослым может успокоить, порадовать другого человека, помочь.

Низший. Не поддерживает инициативу взрослого содействовать другому человеку или откликается формально, выполняя стереотипные действия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА

«ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»

Использование вербальных и невербальных средств общения:

Высокий. Пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации, отвечает на вопросы и активно задает их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу, регламентирует действия других людей с помощью речи, выражает в речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях; использует речь как ведущее средство общения; речь, мимика и пантомимика, предметные средства общения выразительны.

Средний. Использует развернутую речь для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания; речь является ведущим средством общения, дополняется мимикой и пантомимикой, предметными средствами общения; средства общения недостаточно выразительны.

Низкий. Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с помощью речи обычно выражает ситуативные потребности, намерения или желания, речь не развернута; средства общения невыразительны.

Низший. Речь является вспомогательным средством общения; преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с их помощью обычно выражает ситуативные потребности или желания, арсенал средств общения очень беден.

Владение диалогической речью:

Высокий. Принимает участие в групповой беседе: внимательно слушает, отвечает на вопросы и задает их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнеров по общению, соблюдает очередность в разговоре, выслушивает собеседника, не перебивая, поддерживает общую тему разговора, говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; в игре разворачивает ролевой диалог; вступает в продуктивное диалогическое общение со сверстниками.

Средний. Принимает участие в групповой беседе: внимательно слушает, отвечает на вопросы и задает их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнеров по общению, но недостаточно внимателен к высказываниям других, нередко не соблюдает очередность в разговоре, не выслушивает собеседника, перебивает, не поддерживает общую тему разговора; говорит не всегда спокойно и доброжелательно, нередко разговаривает слишком громко; в игре использует ролевой диалог, но не развернутый; вступает в диалогическое общение со сверстниками, но не соблюдает правила диалогического общения.

Низкий. Не стремится принимать участие в групповой беседе, обычно отмалчивается или кратко, односложно отвечает на отдельные вопросы; не инициативен в диалогическом общении, редко задает вопросы взрослому или не задает совсем, в диалогическое общение со сверстниками вступает редко, в игре не использует элементы ролевого диалога.

Низший. Не всегда откликается на инициированное взрослым диалогическое общение, по своей инициативе в него вступает очень редко или не вступает; диалогическое общение со сверстниками не сформировано; в игре не использует элементы ролевого диалога.

Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми:

Высокий. Участвует в совместных со взрослым разных видах деятельности, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; стремится к общей со сверстниками деятельности, поддерживает доброжелательные взаимоотношения с ними, подчиняет свое поведение правилам общения, выражает в речи свои желания, просьбы в обращении к ровеснику и взрослому, умеет уступить, подождать своей очереди; в ситуации коммуникативных затруднений стремится сам их конструктивно преодолеть или делает это с помощью взрослого, но после того, как самому не

удалось их преодолеть.

Средний. Участвует в совместных со взрослым разных видах деятельности, как правило, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; участвует в общей со сверстниками деятельности, поддерживает положительные взаимоотношения с ними, хотя может конфликтовать в ситуациях, когда что-то угрожает удовлетворению его потребностей, но агрессию не проявляет; в конфликтных ситуациях обращается за помощью ко взрослому; не всегда подчиняет свое поведение правилам общения; затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, но успешно обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого уступает, ждет своей очереди.

Низкий. Участвует в совместной со взрослым деятельности, но нуждается в содействии взрослого; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать, или пытается обратить на себя внимание сверстника неконструктивными способами; явно не выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого может уступить, подождать своей очереди, но делает это неохотно и не всегда, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции, нередко агрессию.

Низший. Не стремится участвовать в совместной со взрослым деятельности; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; не испытывает интерес к ровеснику или испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать; явно не выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, часто проявляет негативные эмоции; зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда ситуативно обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; необходимость уступить, подождать своей очереди вызывает протест, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.

Форма общения со взрослым:

Высокий. Характерна внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытается объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого.

Средний. Проявляются элементы внеситуативно-познавательной формы общения; преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым, претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, наряду с речевыми средствами интенсивно использует предметные средства: жесты, позы, действия.

Низкий. Преобладает ситуативно-личностная форма общения: проявляется как ведущая потребность в доброжелательном внимании, непосредственно-эмоциональных, в том числе тактильных, контактах; использует как ведущие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и пр.

Низший. Потребность в общении со взрослым не выражена или проявляет амбивалентное поведение: экзальтированную привязанность к конкретному взрослому, невыполнение требований, при наличии потребности и в общении ребенок избегает коммуникативных контактов, проявляя аффективные реакции.

Форма общения со сверстниками:

Высокий. Характерна ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильны конкурентные мотивы, но оказывает помощь другому ребенку; сверстник интересен как участник игр и как тот, с кем можно сравнивать свои достижения, использует ситуативную речь.

Средний. Начинает проявляться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками, но часто общается на эмоционально-практическом уровне (беготня, прыжки, веселые крики), недостаточно сформировано взаимодействие с ровесниками при выполнении общего дела: выдёляет свою сферу влияния и не допускает туда сверстника, не оказывает помощь; конкурентные мотивы могут приводить к противостоянию с ровесником.

Низкий. Преобладает эмоционально-практическая форма общения с ровесниками: проявляет потребность в эмоциональных контактах со сверстником, интерес к ним, характерна подражательность, конфликты происходят, в основном, из-за игрушек.

Низший. Потребность в общении со сверстниками не выражена, инициативные действия могут иметь деструктивный характер (отнимает игрушки, толкает и пр.).

Владение культурой общения:

Высокий. Ведет себя в соответствии с правилами поведения в разных ситуациях, как привычных, так и новых; общается вежливо, приветливо со знаковыми и новыми людьми.

Средний. В общении со сверстниками, новыми взрослыми может нарушать правила общения, в привычных ситуациях, как правило, их соблюдает сам или при напоминании взрослого, разговаривает обычно приветливо, доброжелательно; под руководством взрослого не мешает другим,

не кричат, не отвлекает.

Низкий. Под руководством взрослого и при постоянном напоминании соблюдает основные правила общения, может некоторое время не мешать другим, не кричать, не отвлекать.

Низший. В общении не ориентируется на партнера, не использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым и сверстниками, при напоминании взрослого если и использует, то неохотно; явно не выражает доброжелательности, нередко мешает другим, кричит, отвлекает.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА

«СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ (ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ)»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения:

Высокий. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы самостоятельно; стремится к социально одобряемому поведению в конкретной ситуации; избегает социально неодобряемых действий; положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, выполняет их; замечает нарушения правил и норм другими детьми и обращается ко взрослому с соответствующими жалобами-заявлениями; понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывают чувство стыда, вины при нарушении правил, норм.

Средний. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого; как правило, положительно относится к соответствующим требованиям взрослого; замечает нарушения правил и норм другими детьми; при помощи взрослого осознает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм под влиянием оценки взрослого.

Низкий. Под руководством взрослого соблюдает отдельные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы; чаще положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, но может проявлять негативизм, не обращает внимание на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм.

Низший. Действует спонтанно, ситуативно; может выполнять некоторые простые нормы и правила, но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией, или не выполняет; не обращает внимание на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.