Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Энциклопедия» и энциклопедисты



С 1751 по 1776 год во Франции издавалась «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это огромное 35-томное издание содержало около 60-ти тысяч статей, в которых с позиций материализма и свободомыслия пытливому читателю сообщались новейшие сведения из области науки, политики, культуры, образования, экономики, жизни различных народов планеты. Редактировали изданиеДени Дидро(1713—1784), сын зажиточного ремесленника, окончивший иезуитский колледж, но потом навсегда порвавший с религией, и писатель, философ-материалистЖан Д'Аламбер(1717-1783). Статьи в «Энциклопедию» писали также Гольбах, Вольтер, Руссо, Тюрго, Монтескье и другие авторы. «Энциклопедию» преследовали иезуиты, профессора парижского университета — Сорбонны. «Энциклопедия» и энциклопедисты сыграли выдающуюся роль в формировании общественного мнения просвещенной Европы, направленного против абсолютистских порядков и религиозного фанатизма.

Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения – это дух свободомыслия и гуманизма.Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение о человеке и обществе. Учение о природе. Дидро – философ и писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-и томной энциклопедии, исследователь природного мира. Дидро известен еще и тем, что посещал Россию, где некоторое время был наставником императрицы Екатерины II. Важнейшие философские идеи Дидро содержатся в работах: «Племянник Рамо» «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Мысли об объяснении природы». Как и другие французские материалисты, Дидро считал мир объективным и материальным. Материя и движения являются единственной существующей реальностью. Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития. Природа у него изменяется и развивается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.Дидро был сторонником концепции всеобщей «чувствительности» материи. Правильно утверждая, что источник сознания есть сама природа, Дидро колебался между допущением, хотя бы в зачаточной форме, чувствительности в качестве всеобщего свойства материи – с одной стороны, и признанием ее продуктом особой организации, которой отличаются животные и человек – с другой. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством чувствовать. Тем самым он во многом предвосхитил новейшее учение о рефлексах. Отвергая философский идеализм, Дидро последовательно и четко выступал против религии. Он отрицает сотворение мира, загробное воздаяние, бессмертие души, сверхъестественные явления.
Учение о познании.В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, с их точки зрения, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира. Исходить из ощущений - значит, по их мнению, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Учение французских материалистов о методе научного познания основывается на их сенсуалистической теории познания. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Положительные завоевания французского материализма в учении о познании состоят в первую очередь: а) в обосновании и защите материалистической теории отражения, в стремлении весь процесс познания вывести из воздействия внешнего мира на наши органы чувств; б) в попытке связать познание жизни с опытом, с практическими интересами и потребностями людей; в) в неколебимой вере в силу разума и просвещения и в их благотворность для человечества. Историческая ограниченность их теории познания – в неспособности осознать значение практики как основы познания и критерия истины.

 

 

16) Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения – это дух свободомыслия и гуманизма.Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений.
Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение о человеке и обществе. Учение о природе.В Германии на П. наложили отпечаток относительная экономическая и политическая отсталость страны, её раздробленность, политическая незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феодальной раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних немецких просветителей носило умозрительный, теоретический характер. Первое выражение П. получило в сфере науки и философии. Труды Х. Томазия, Г. В. Лейбница, Х. Вольфа знаменуют ранний, оптимистический этап П., связанный с утверждением всемогущества разума, который способен разрешить любые противоречия реального мира. На этом этапе важно было отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать научное знание (хотя при слабости материалистического направления в немецком П. борьба с официальной церковной идеологией приобретала здесь чаще всего половинчатый, компромиссный характер). У ранних просветителей социально-обличительные мотивы звучали ещё слабо. С конца 50 — 60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феодального произвола. На этом этапе центральной фигурой П. стал Г. Э. Лессинг с его обличением феодальной тирании, осуждением религиозной нетерпимости. Лессинг обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Ф. Г. Клопшток открывает традицию гражданской лирики, утверждает самобытный путь немецкой поэзии. И. И. Винкельман, в противовес немецким условиям жизни, превозносит породившую великое искусство демократию древних греков. И. Г. Гердер утверждает единство исторического процесса, развивает принципы историзма и национального своеобразия в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей нем. П., связанных с движением «Бури и натиска», развившимся в 70-х гг. 18 в. Это движение, проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеодальных настроений (творчество молодого И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я. М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта и др.). Последний этап немецкого П. связан с переворотом в умах, порожденным Великой французской революцией. В этих условиях в рамках немецкого П., с одной стороны, формировалась революционно-демократическая идеология (нем. «якобинцы» — Г. Форстер, В. Л. Векрлин, А. Ребман), а с другой — т. н. веймарский классицизм Гёте и Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону гуманистической морали, эстетического воспитания как средства разрешения противоречий культуры и истории; наметился выход за рамки просветительской идеологии, развивалась антибуржуазная тенденция. Выход за пределы рационализма П. обозначился и в философии И. Канта, взгляды которого Маркс назвал «... немецкой теорией французской революции...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 1, с. 88). Немецкое П. 2-й половина 18 в. существенно обогатило развитие общеевропейской просветительской мысли и явилось своего рода итогом всего западноевропейского П.

18). Философия Гегеля. Философия Фейербаха.В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», - подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову. Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности.Философия Фейербаха называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца. Отстаивая материализм в понимании природы, Фейербах остался идеалистом в трактовке человеческого общества. Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека как ее продукт, завершение эволюции. Говоря о природе, Фейербах подчеркивает, что она вечна и бесконечна, существует во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, и все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии, а движение является формой ее существования.Природа познается человеком и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Сущность человека Фейербах сводит к разуму и воле, которые якобы неизменны во все времена. К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, которая представляет собойпродукт чуждости (бесчеловечности) мира человеку.Философ пытался создать новую религию – религию любви человека к человеку. Фейербах надеялся на то, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Особое значение по Фейербаху, должна иметь любовь к женщине, ведь кто не любит женщину, тот не любит человека вообще.

17)Основные идеи темы.

Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй - «критический». В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа.Он развивал оригинальную философскую концепцию, названную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии – теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек – это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. В этом своем подходе И. Кант тяготеет к агностицизму. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям – ноумены. Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача, призвание и судьба, но одновременно и великая драма человеческого разума. Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т. е. напряженные противоречивые состояния разума. В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом». Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех Фихте воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимость от согласованности ее с априорным долгом. Поэтому для него философия выступает прежде всего как практическая философия, в которой «прямо определялись цели и задачи практического действия людей». Однако Фихте указывал на то, что кантовская философия была недостаточно обоснована именно в моменте соединения теоретической и практической частей философии. И эта задача ставится философом во главу угла собственной деятельности.В качестве основополагающего принципа, позволяющего осуществить объединение теории и практики философского подхода к миру, Фихте выделяет принцип свободы. Причем в теоретической части он делает вывод о том, что «с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и поэтому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием» (Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1989. С. 133—134). Это философское учение он обозначил как «наукоучение», выступающее как целостное обоснование практической философии. В результате в его философии происходит отказ от возможности истолкования кантовского понятия «вещи-в-себе» как объективной реальности и делается вывод о том, что «вещь есть то, что полагается в Я», то есть дается ее субъективно идеалистическая интерпретация. Фихте проводит четкий водораздел между материализмом и идеализмом по принципу их решения проблемы отношения бытия и мышления. В этом смысле догматизм (материализм) исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, а критицизм (идеализм) исходит из производности бытия от мышления. Исходя из этого, по мнению философа, материализм определяет пассивную позицию человека в мире, а критицизм, напротив, присущ активным, деятельным натурам. Полемизируя с Кантом, Фихте «возвращается» к прежней метафизике (которую Кант отбросил как несостоятельную), выдвинув два основных принципа, которые лежат в обосновании тезиса о переходе от мышления к бытию. Во-первых, это интеллектуальная интуиция как средство философского познания. Во-вторых, это чистый разум как надежный и подлинный созидатель философского знания. Огромной заслугой Фихте является развитие им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Последнее представляет собой такой процесс созидания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования. В результате философия Фихте приобретает «диалектическую динамику», в отличие от кантовской статики, а категории становятся выражением развития деятельности «Я». Это своеобразные умственные отражения объективного мира, вещей.

 

21) Причины формирования русской философии. Традиции и особенности русской философии. Влияние Византии. Русская философия XI – XII вв. Нравственно-практическая ориентация русской философии.

Славянофилы и западники. Пути исторического развития России. Духовная и политическая основа развития России, гносеологический идеал, идеал личности. Иван Васильевич Киреевский: православное просвещение как основа умственного развития современного мира, идея целостности человеческого духа (истины), критика западного просвещения. Алексей Степанович Хомяков: идея Церкви как богочеловеческого организма, воцерквленность как основа преображения личности, «соборная гносеология», примат социального над политическим. Петр Яковлевич Чаадаев: христианская философия, ориентированная на католичество, идея Царства Божьего на земле, ориентация на свободу и провиденциальный смысл истории, критика и апология истории и перспектив развития России. Поздние славянофилы: Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.19 век – «Золотой век» русской философии. Это классический период в истории русской илософской мысли, эпоха универсализма, т.е. многообразия. Философская мысль в этот период развивалась внутри художественной литературы. Начало классическиго периода философии было связано с творчеством Чаадаева, а в художественной литературе с Пушкиным. В это время обозначилась проблема выбора Россией социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений смировым сообществом. Чаадаев, вначале, высоко оценил западную цивилизацию и ее достижения. С сожалением писал об отставании России. Позже он стал критически относиться к Западу, выделяя таки пороки, как эгоизм, жизнь по расчету. Отмечая достоинства русского народа (щедрость души, совестливость), размышлял об особой роли России в мире. Эта роль в том, что Россия должна дать мирру важный урок, разрешить наиболее сложные проблемы. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской философии 19 века и возникновению западничества и славянофильства.

Славянофилы (Кереевский, Хомяков, Аксаков) – выразители идеи самобытности России. Критиковали западную цивилизацию как безбожную, низменную и бездушную. Ориентировались на православие: религиозная вера является двигателем исторического процесса. Форма государственного устройства – монархия. Социальная основа – патриархальная семья. Идеализировалась допетровская Русь. Славянофилы подчеркивали идею соборности (собирание всех сил ради общего дела). Вцелом, мировоззрение славянофилов было основано на 3х принципах: православие, самодержавие, народность. Это – философия религиозно-окрашенного коллективизма.Западники – выразители идеи единого, общемирового прогрессивного развития. Выступали за европеизацию России (ликвидация феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути). Их идеалами были передовые идеи в творчестве Гегеля, Фейербаха. Придерживалис атеистических взглядов. Давали высокую оценку человеческому разуму и науке. Основной ценностью общества должен быть индивид. Европейский человек трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Западничество – не только мировоззрение, но и установка на определденный образ жизни.середине 80х годов 19 века народничество распалось. Из него выделились первые русские марксисты (Плеханов, Ленин).Универсализм русской философии 19 века проявился в наличие в ней целого веера течений: философия права, философия истории, естественно-научный материализм, космическая философия, религиозная философия.В рамках философии праваразвивалась идея либерализма. Основная идея – незыблемость прав и свобод человека. Важнейший представитель – Чичерин. Государство должно существовать для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы, слежить за их соблюдением. Каждый человек свободен, но эта свобода должны иметь границы в виде интересов другого человека.В философии истории (Данилевский) разработана теория обособленных кльтурно-исторических типов (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом. Наиболее перспективный славянский тип цивилизации.Естественно-научный идеализм (Менделеев, Сеченов) продолжал традиции Ломоносова, Герцена, Чернышевского. Исследовалась тема материи и ее свойств, природа человека. Подчеркивали особую роль науки и образрования в общественной жизни.

Космическая философия (Циолковский) пропагандировала мысль о возможности обитания в космосе иных разумных существ, и их равенстве.Религиозная философия (Достоевский, Лев Толстой, Тютчев) – борьба добра и зла.

 

22) В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев. Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин

Экзистенциализм Н. А. БердяеваОсновная статья: Николай Александрович Бердяев

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874—1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским. Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа — объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, " — считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946).

 

 

23)Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие(что на самом деле подразумевается за теми или иными словами, которые мы произносим, -прим. Автора).Основной вопрос онтологии: что существует?Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, энергия.Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, несводился бы к ним.Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенноПармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. Всредневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех сторон реальности: реальность единого мира должна подразумевать наличие двух её частей: видимой и невидимой («то, что существует»). Древние школы утверждают видимый мир «иллюзией» то есть «субъективным» (ввиду присутствия субъекта внимания). Мир невидимый (обычное состояние сознания и мыслей), — истинной жизнью, то есть «Реальным». Всё в природе эволюционирует видимый мир и невидимый, а возможности человека всегда соответствуют индивидуальному сознанию человека. Всё живое! Всё чувствует, всё реагирует на изменения, всё меняется. Всё что обозначено «традицией» — заблуждения человеческого ума… «Традиционно» ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек[источник не указан 181 день], то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется c бытием. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей

24) Системообразующим принципом философской картины мира выступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование.И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия.Основные формы бытияБытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;Бытие общества или иначе, социальное бытие.Природное бытие – есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» - это, не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных явлений, но как искусственные объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику, человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники. Однако есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания.Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мираИдея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и вся, единство сущности и существованияФилософские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения, в равной степени, имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в процессе развития мира.

 

 

25) материя обладает множеством свойств. Кратко перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем, что обеспечивает их бытие. Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает, что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. О свойстве неисчерпаемости материи мы уже говорили.
Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного, абсолютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.