Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мировоззрение и деятельность человека



Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет сформулировать цели, которые он намерен достичь в процес­се своей деятельности. Одна из важнейших проблемпринять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в луч­шую сторону.

Во-вторых, именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намечен­ных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает до­рогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что «хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блужда­ющий в темноте».

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении цен­ностных ориентации человек в своей деятельности получает воз­можность находить истинные ценности жизни и культуры, отли­чать действительно важное для деятельности человека по дости­жению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззре­нии содержится понимание человеком мира и тенденций его раз­вития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Что такое менталитет человека?

Происходит оно от французского слова, соответствующего рус­ским «склад ума», «умонастроение», «душевность». Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перево­да этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко.

Так, например, говорят о менталитете конкретного чело­века. Что здесь имеется в виду?

Не просто совокупность знаний, которыми он обладает.

Не только его природный или выработан­ный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект.

Не само мировоззрение как сложная система поня­тий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.

Менталитет совокупность всех итогов познания, оценка их на основепред­шествовавшей культуры и практической деятельности, на­ционального сознания, личного жизненного опыта.

Иными словами, это своего рода итоговый «сплав», который и определяетдуховный мир человека в целом, его подход к тем или иным кон­кретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирова­ния духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, МЕНТАЛИТЕТ — явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста.

У всех представителей данного социального или профессионального слоя, в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общностижизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.

Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качествоткрытость для общения, доверчивость, терпение, тен­денция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнологияпредпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.

Убеждение и вера

Как связаны знание, убеждение и вера?

Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Например, мы знаем, что Солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях.

Но любое знание ограничиваетсявозможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространствве.

Можно ли познать все?

В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему се­годняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познаниеоткрывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.

В убеждении - вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргу­ментации, рациональной доказательности.

В противовес этому для убеждений - знаний характерна опора на достоверную инфор­мацию, логическую обоснованность.

В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Давно подмечено, что лично значимые, дорогие убеждения во многом определяют практическую деятельность, поведение человека. И не случайно многие самоотверженно от­стаивают их.

А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: «Без возра­жения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чув­ствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеж­дений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос пре­рываться, тут надобно было его видеть: он бросался на против­ника барсом».

Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для се­бя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возника­ет не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.

Например, в одной из школ старшеклас­сникам была предложена анкета, включавшая следующие во­просы:

1.Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ).

2.Моя уверенность основана на:

а)интуиции,

б)моем личном опыте,

в)опыте моих родителей,

г)мнении многих, окончивших школу,

д)наблюдении за судьбой выпускников,

е)изучении связи между школьной успеваемостью и жизнен­
ным успехом.

На первый вопрос большинство ответило положительно. От­бирая основания, многие выделили пункты В и Г.

А какой бы вы­бор сделали вы?

Большое влияние на формирование убеждения оказывает ис­кусство.

Приведем высказывание Белинского, об ученом и поэте: «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слу­шают и понимают немногие, второго — все».

Источником убеждений, как видно из высказывания Белин­ского, может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности.

Вместе с тем, оставаясь только «головными» и книжными убеждениями, они могут не вы­держать испытания в столкновении с личным опытом, повсе­дневностью.

Мировоззрение, убеждение, вераважнейшие составляю­щие духовного мира человека. Они — плод напряженных иска­ний, прозрений, мучительных сомнений. Но только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.