Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мировоззренческий конфликт

Наличие мировоззрения - одна из важнейших характеристик духовной зрелости человека. Само мировоззрение так же картина мира являются самоорганизующимися, способными самодостраивать свою систему мировоззренческих знаний, убеждений, ценностей.

Исторически, как известно, существовали такие типы мировоззрения, как миф, религия, философия, наука. При этом какое-то одно из мировоззрений доминировало в тот или иной период. Доминировала так же та или иная сторона отношения "Человек-Мир": иногда на передний план в истории выходил антропоцентризм, иногда космоцентризм либо теоцентризм. В образовании, соответственно, все это отражалось в разнообразных формах: пайдеий, средневекового схоластического образования, просветительства. Пайдейя с греческого означает «воспитание детей», на сегодняшний день это слово используется как «образование».

Мировоззрение, формируемое современной наукой, приобретает сегодня новые черты. Во - первых, оно является холистическим, так как формируется с одной стороны, естествознанием, а с другой - науками и человеком. Во-вторых, новое мировидение должно стать синергетическим, ориентированным на не линейность мира, его познания и образования.

Как известно, в молодом возрасте происходит осмысление своего места, поиск нравственных ориентиров и связанные с ними внутренние противоречия. Поэтому, прежде всего, факторы экзистенционального характера влияют на формирование мировоззрения. Под экзистенционализмом понимается существование, где важную роль играет уникальность бытия человека. Мировоззрение-это не только мироощущение, переживания, идеалы, но и миропонимание, а так же вытекающие из этого убеждения, жизненные позиции, социально- политические идеалы. Более того, это и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных ситуациях. На формирование мировоззрения, особенно на его познавательный компонент оказывает влияние образование. Мировоззренческие идеи дают нашей жизни направление сообщают ей ценность.

В современную эпоху происходит даже своеобразное "возвратное движение" типов мировоззрения, порождающая в образовании дополнительные проблемы и противоречия, в частности - хаотические смешения и неопределенность, аморфность во взглядах на мир. Эти движения можно заметить в тенденции возврата от науки к мифу, причем к мифу не только в смысле вымысла, но и в смысле ощущения мира как живого целого.

Мировоззренческий конфликт это конфликт между тем, когда мы можем представлять мир, как уже полностью организованный, который можно только познавать и представлением о мире, разворачивающемся в процессе самоорганизации. И мы являемся соучастниками этого процесса.

На сегодняшний день, мировоззренческие конфликты возникают в результате неудовлетворения потребностей людей.

Согласно Маслоу, существуют различные варианты классификации потребностей человека, по которому люди мотивируются удовлетворением потребностей.

— физиологические потребности;

— потребности безопасности;

— потребности принадлежности и причастности;

— потребности признания и самоутверждения;

— потребности самовыражения.

В наше время, мы часто встречаемся с мировоззренческими конфликтами. Примером можно взять мировоззренческий аспект, науку и религию как формы миропонимания. Может наука и религия не имеет такого рода конфликта.

 

Чтобы осмыслить этот вопрос, разведем институциональный (науку и религию как социокультурные институты) и мировоззренческий (науку и религию как формы миропонимания) аспекты. И если в рамках первого реальные и мнимые конфликты имели и до сих пор иногда имеют место, то в пределах второго оснований для подобного рода конфликта нет.

Аргументируем наше утверждение. Классическим примером институциональной конфронтации выступает средневековая католическая инквизиция (вспомним нашумевшие процессы над Джордано Бруно, который был, кстати, более философом, чем ученым, и Галилео Галилеем). Но институт инквизиции был учрежден для борьбы (пусть жестокой, бесчеловечной с гуманистической точки зрения) с ересями, а также языческими колдовством и магией. Поэтому большинство пострадавших от рук инквизиции были отнюдь не членами нарождающегося научного сообщества.

Да и какие могли быть серьезные основания для такого рода конфронтации, если в мировоззренческой сфере наука и Церковь практически не имеют точек соприкосновения? У науки нет средств и способов работы с трансцендентным, запредельным, потусторонним миром религиозного переживания. В науке нет места ни чуду, прерывающему причинно-следственную цепь взаимосвязанных явлений наблюдаемого мира, ни в целом сверхъестественному. Становится понятным смысл знаменитого ответа Лапласа на не менее знаменитый вопрос Наполеона об отсутствии упоминания о высших силах в лапласовских работах по небесной механике: "Я не нуждаюсь в этой гипотезе!" Ведь обращение к недоступному для науки миру не могло быть даже выражено на ее языке, не говоря уже о получении с этой помощью каких-либо значимых в научном отношении результатов.

Религиозное же сознание, хотя и связанное с созданным высшими силами миром бытия, не рассматривает его истинным в глубоко религиозном смысле. Этот мир представляет собой результат первородного греха, низвержения первочеловека в грубую материю, это лишь временное, мимолетное прибежище, своего рода испытательный полигон человеческой сущности перед возвращением в истинный мир высшего бытия, где бессмертное человеческое "я" обретет, наконец, смысл существования. Религиозное сознание в глубине своей не интересуется тем, как устроен мир, ограничиваясь самыми общими мифологическими схемами его происхождения.

Основания серьезного мировоззренческого конфликта отсутствуют еще и потому, что импульс к развитию науки, как и других форм активной человеческой деятельности, дает в европейской истории именно религиозная христианская традиция.

Таким образом, христианство не только дает санкцию на познание природного мира, но и открывает для человека перспективу неопределенно долгого приближения к Богу в этом мире. Уже в эпоху Просвещения это принимает вид доктрины неограниченного прогрессивного развития человечества в экономическом, научно-техническом и социально-культурном планах.

 

 

И если считать, что мир без нашего участия уже был создан, организован, то нам остается два пути. Первый путь - изучать и постигать организацию мира, с тем, чтобы попытаться жить с ним в гармонии, по его законам. И второй путь – все сделать по-своему, подчинить себе. Следовательно, наука и религия относятся к первому пути. Разница между наукой и религией лишь в способах постижения. Наука есть знания, которые нужно добывать, а религия знания даны в откровениях. Что касается науки, то процесс познания его бесконечен. Для религии – конечен. Концом для религии является воссоединение с Богом и обретение истинного знания. Ко второму пути относятся инженерия и технологии. это попытка использования законов предзаданного мира в своих интересах. Но все это держится на одной базе – мир уже создан, творение завершено, мы имеем дело со следствиями реализации не нашей творческой воли.

 

Изложите в эссе своими словами теоретическую суть проблемы, опишите случаи или ситуации из Вашей жизни, когда Вы столкнулись с мировоззренческими конфликтами, необходимостью выбирать между двумя или более несопоставимыми представления­ ми о мире, различных аспектах реальности. Выразите свои предположения о том, с ка­ кими мировоззренческими конфликтами Вам, вероятнее всего, предстоит столкнуться в дальнейшей профессиональной карьере и личной жизни. Сформулируйте и обоснуй­ те свою точку зрения на то, как и почему именно так следует относиться к факту су­ ществования различных, конфликтующих представлений о мире, особенно о наиболее важных аспектах существования мира и человек

 

 

Мировоззренческий конфликт

Наличие мировоззрения - одна из важнейших характеристик духовной зрелости человека. Само мировоззрение, миропонимание, картина мира являются самоорганизующимися, способными самодостраивать свою систему мировоззренческих знаний, убеждений, ценностей.

Исторически, как известно, существовали такие типы мировоззрения, как миф, религия, философия, наука. При этом какое-то одно из мировоззрений доминировало в тот или иной период. Доминировала так же та или иная сторона отношения "Человек-Мир": иногда на передний план в истории выходил антропоцентризм, иногда космоцентризм либо теоцентризм. В образовании, соответственно, все это отражалось в разнообразных формах: пайдеий, средневекового схоластического образования, просветительства. Пайдейя с греческого означает «воспитание детей», на сегодняшний день это слово используется как «образование».

И если считать, что мир без нашего участия уже был как-то организован, то нам остается два пути. Первый путь - изучать и постигать организацию мира, с тем, чтобы попытаться жить с ним в гармонии, по его законам. И второй путь – все сделать по-своему, подчинить себе. Следовательно, наука и религия относятся к первому пути. Разница между наукой и религией лишь в способах постижения. Наука есть знания, которые нужно добывать, а религия знания даны в откровениях. Что касается науки, то процесс познания его бесконечен. Для религии – конечен. Концом для религии является воссоединение с Богом и обретение истинного знания. Ко второму пути относятся инженерия и технологии. Второй путь это попытка использования законов предзаданного мира в своих интересах. Но все это держится на одной базе – мир уже создан, творение завершено, мы имеем дело со следствиями реализации не нашей творческой воли.

Мировоззрение, формируемое современной наукой, приобретает сегодня новые черты. Во - первых, оно является холистическим, так как формируется с одной стороны, естествознанием, а с другой - науками и человеком. Во-вторых, новое мировидение должно стать синергетическим, ориентированным на не линейность мира, его познания и образования.

Как известно, в молодом возрасте происходит осмысление своего места, поиск нравственных ориентиров и связанные с ними внутренние противоречия. Поэтому, прежде всего, факторы экзистенционального характера влияют на формирование мировоззрения. Под экзистенционализмом понимается существование, где важную роль играет уникальность бытия человека. Мировоззрение-это не только мироощущение, переживания, идеалы, но и миропонимание, а так же вытекающие из этого убеждения, жизненные позиции, социально- политические идеалы. Более того, это и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных ситуациях. На формирование мировоззрения, особенно на его познавательный компонент оказывает влияние образование. Мировоззренческие идеи дают нашей жизни направление сообщают ей ценность.

В современную эпоху происходит даже своеобразное "возвратное движение" типов мировоззрения, порождающая в образовании дополнительные проблемы и противоречия, в частности - хаотические смешения и неопределенность, аморфность во взглядах на мир. Эти движения можно заметить в тенденции возврата от науки к мифу, причем к мифу не только в смысле вымысла, но и в смысле ощущения мира как живого целого.

Мировоззренческий конфликт это конфликт между представлением мира как уже полностью организованного, который мы можем только познавать и представлением о мире, разворачивающемся в процессе самоорганизации. И мы являемся соучастниками этого процесса.

На сегодняшний день, мировоззренческие конфликты возникают в результате неудовлетворения потребностей людей.

Согласно Маслоу, существуют различные варианты классификации потребностей человека, по которому люди мотивируются удовлетворением потребностей.

— физиологические потребности;

— потребности безопасности;

— потребности принадлежности и причастности;

— потребности признания и самоутверждения;

— потребности самовыражения.

В наше время, мы часто встречаемся с мировоззренческие конфликтами.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.