Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учение софистов о субъективных аспектах познания, его значение для юриспруденции



1. Истина зависит от субъекта – от его познавательных способностей и от методов познания. Софисты обучали граждан полиса (платно) мошенническим способам доказательства своей правоты – за счет скрытого нарушения правил формальной логики, за счет ложных посылок. Отсюда слово «софизм». Софизм – это утверждение, которое выглядит истинным, но, по сути, ложно.

2. Софисты Калликл и Фраземах на основе своей философии доказывали, что законы создаются людьми в своих интересах (и это в то время, когда в античном мире господствовала уверенность, что законы от богов, уверенность была священной и основана на нерасторжимой связи с богами). Фраземах: «Законы создаются сильными для защиты своих интересов». Калликл: «Законы создаются слабыми, чтобы связать руки сильным, убедив их в том, что быть богатым и сильным зазорно. Хотя если бы могли, то охотно разделили бы с сильными их добычу». Эта мысль была процитирована в работе Ницше «Воля к власти». (Ницше не был автором этой работы, которую скомпилировала его сестра Фестер после его смерти на основании архивов Ницше, а Ницше был специалистом по античной филологии). Карл Поппер в 2хтомнике под названием «Открытое общество и его враги» обвинял Платона в том, что он основоположник тоталитаризма – точно также в работах серьезных современных ученых Ницше называют основоположником фашисткой идеологии.

Идеи софистов оказали существенное влияние на формирование европейской и вообще западной правовой культуры:

a) Культура судебного красноречия – ценность судебной речи.

b) Принцип формальной правоты (в суде истинным считается то, что формально доказано, т.е. предусмотренным процессуальным законом образом).

Предводитель школы софистов – Протагор: «Человек – мера всех вещей».


Проблемы Соотношения разума и веры в средневековой философии

- К разуму относятся утверждения, требующие обоснования, доказательств.

- К вере относятся утверждения, представления, не требующие обоснования, доказательств, аргументации.

Разум рационален, вера интуитивна.

Средневековые философы-теологи разработали несколько моделей соотношения разума и веры:

1. Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно», безотчетное доверие к мифу, писанию. То, что является предметом веры, не может быть предметом разума.

2. Августин Блаженный был язычником, но он принял христианскую веру и написал «Град Божий» и «Исповедь». Кредо: «Верую, чтобы понимать». С его точки зрения в основе познания лежит вера.

3. Пьер Абеляр: «Доказательства только укрепляют веру».

4. Теолог 13 века Фома Аквинский. (Неотомизм – философское направление в католицизме.) Кредо: «Истины веры неуязвимы со стороны истин разума, но и не противоречат им». Это принцип гармонии разума и веры, оказавший существенное влияние на развитие западной цивилизации: Фома Аквинский, выдвинув эти положения, доказывал, что Бог создал человека по своей любви к нему и те качества, которые он дал человеку, настолько важны, что даже взгляды тех, кто родился до рождества Христова (философов-язычников Платона, Аристотеля), обладают ценностью.

ТЕОДИЦЕЯ

Тео (Бог), Дицея (оправдание) – от имени античной богини Дике (Дице).

Она оправдывала людей перед богами. Была дочерью Зевса (бог – законодатель) и его VI жены Фемиды (богиня справедливости)

Теодицея (традиция богоправдания) была заложена Эпикуром. Он поставил проблему: если Бог – это сущее, по определению обладающее тремя атрибутами (он всеблаг, всеведущ и всемогущ), тогда почему в созданном им мире есть зло?

Почему Бога надо «оправдывать»? Потому что в созданном им мире есть зло (несовершенство), а значит Бог или не всеблаг, или не всеведущ, или не всемогущ. Средневековые теологи подхватили эту проблему и стали создавать различные теодицеи (Августин Блаженный, Бон Авентуа и т.д.). В Новое время традиция теодицеи была продолжена Лебницем.

Логика теодицеи Августина Блаженного такова:

1.Все познается в сравнении: если не было бы зла, то не было и добра (метод диалектики);

2.Мир, созданный Богом, отягощен материей, поэтому не может быть совершенным (методология Платона – ни одна реальная вещь не может полностью соответствовать эйдосу). [Если бы Бог создал мир столь же совершенным, как и он, то это был бы второй мир и нематериальный];

3.Все в мире, созданным Богом, есть благо, а то, что мы называем злом – есть недостаток блага.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.