Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философские основания субъективного идеализма. д. юм, д. беркли



Субъективный идеализм – философское направление, в котором первичным является индивидуальное сознание, воля.

Представители: Дэвид Юм, Джордж Беркли. Определённые моменты субъективного идеализма можно усмотреть у И. Канта. В число субъективно-идеалистических направлений входят также экзистенциализм и различные направления позитивизма.

Дэвид Юм поставил проблему: «У субъекта нет средств, чтобы утверждать или отрицать существование Бога» (такова же была его логика рассуждений, относящаяся к познанию внешнего мира).

Основные идеи Джорджа Беркли:

1) Нет объекта без субъекта; существовать – значит быть воспринимаемым.

2) Все явления, которые относятся субъектом к внешнему миру, на самом деле являются комплексами его ощущений.

Солипсизм – существую я один, а все остальные – это комплексы моих ощущений.

У Беркли гарантом существования всех других субъектов является Бог, который вкладывает мысли и ощущения в голову субъекта.

По поводу существования субъекта – существовать, значит воспринимать.


И. Кант. проблема предмета философии

Иммануил Кант (1724-1804) до 1781 года придерживался натурфилософских взглядов, а в 1781 году выходит книга «Критика чистого разума», в которой Кант называет философию метафизикой (букв. за пределами фюсиса, природы).

Натурфилософия – это умозрительное естествознание, не имеющее опытного основания, и оно, при наличии развитого естествознания, неуместно.

Основная задача философии, по Канту – это рефлексивное исследование оснований разума (Кант писал, задача философии – инвентаризировать способности разума). Предметом философской рефлексии не может быть внешний мир сам по себе, а только то, как внешний мир может быть представлен в сознании.

В предисловии «Критика чистого разума» Кант уподобляет общество, культуру возводимому зданию, а основная роль философии состоит в исследовании фундамента этого здания. Контроль духа над цивилизацией.

Кант считал, что основные философские вопросы таковы:

1. Что я могу знать

2. Что я должен делать

3. На что я могу надеяться

4. Что есть человек


И. Кант. онтологическая проблематика

Кант поставил проблему: «как возможны синтетические априорные (доопытные) суждения».

В аналитическом суждении предикат ничего не добавляет к свойствам субъекта (снег белый).

Синтетическое суждение – это то, в котором предикат приписывает новые свойства субъекту суждения. Источником синтетических суждений может являться опыт. Кант задается вопросом: «Откуда мы знаем о том, что в принципе недоступно опыту, например, что вселенная бесконечна?»

Одновременно Кант поставил вопрос: «как возможны науки, основанные на синтетических априорных суждениях?».

Кант пришел к выводу, что источником синтетических априорных суждений могут являться изначально присущие человеку априорные представления. Исходя из этих положений, Кант детально исследует природу человеческих представлений, выделяя в них два класса: феномены (единичные чувственные представления) и ноумены (сверхчувственные, абстрактные представления). Для обеих групп он пытается определить источники, и в результате создает онтологию, в которой действительности придается характер лишь возможной реальности, о которой человек не может иметь абсолютно точных представлений (за эту концепцию В.И. Ленин называл Канта «агностиком»).

1. «Вещь в себе» (это синоним «вещь сама по себе») - это возможная причина единичных чувственных представлений. Субъект в принципе не может знать, существует ли она объективно, вне его сознания, и не может знать, какова она есть на самом деле, вне его сознания.

2. «Феномены» - это результат аффицирования (возбуждения) чувственности субъекта. «Феномены» - это единичные чувственные представления, которые мы воспринимаем, но не знаем их причины.

3. «Ноумены» - это идеальные (умозрительные) конструкции разума на основании априоризмов. Это сверхчувственные представления, они не доступны непосредственному чувственному опыту. Например, бесконечность, Бог, справедливость, свобода, право и др.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.