При сборке редуктора в зубчатых передачах контролируют величину бокового и радиального зазора, а также положение и размеры пятен контакта между боковыми поверхностями зубьев. Величину зазора контролирует с помощью щупов, индикаторов или свинцовой пластины (проволоки). Свинцовую пластину помещают между зубьями. Зубчатые колеса поворачивают на холостом ходу, после чего толщина сплющенной части пластины покажет фактическую величину площади контакта или бокового зазора. Зазор регулируют, изменяя межосевое расстояние зубчатой передачи с помощью прокладок в крышках подшипников.
Размеры и фактическое расположение пятен контакта на поверхности зубьев так же можно получить при помощи краски нанесенной на боковую поверхность зуба. После проворачивания колес в местах контакта останутся отпечатки (рис.3).
Пятно контакта - часть боковой поверхности зуба колеса (шестерни), на которой располагаются следы прилегания пары зубьев. Контактное пятно определяется по металлическому блеску на приработанных колесах и характеризуется относительными размерами (в процентах) по длине и высоте зуба.
Пятно контакта в зависимости от степени точности передачи должно быть в пределах, указанных в таблице 2 в соответствии с ГОСТом. При правильном взаимном положении зубчатых колес минимальные размеры пятен контакта не должны быть менее приведенных в таблице.
Таблица 2 - Относительные размеры пятна контакта зубьев, %
Степень точности передач
Наименование
цилиндри-
коническая с пря-
червячная ци-
измерения
ческая
мым зубом
линдрическая
По высоте зуба
По длине зуба
Рисунок 3 - Форма и расположение пятен контакта на поверхности зубьев колес:
а - цилиндрического, б - червячного, 1 - при нормальном зацеплении, 2 - при перекосе валов, 3 - при увеличенном межцентровом расстоянии, 4 - при уменьшенном межцентровом расстоянии
Выбор редуктора
Выбор редуктора для привода машины производим исходя из условий работы и производительности машины. Мощность редуктора не должна быть меньше мощности на приводном валу машины.
Мощность на приводном валу машины (ленточный транспортер- загрузчик), кВт
где - коэффициент полезного действия передачи, необходимой для соединения редуктора с машиной (цепная, ременная, муфта);
К1; К2 - соответственно коэффициент характера нагрузки, режима работы;
К1 = 1,0...1,25 для нагрузки с умеренными толчками , К2 = 1,0 для режима работы при ПВ = 100%.
По исходным данным: производительность транспортера-загрузчика 50 т/ч; длина L = 15 м; наибольший угол подъема перемещения груза 30 , при непрерывном режиме ПВ = 100 % в течении 8 часов в сутки, мощность на приводном валу машины NBM= 3,5 кВт (2) мощность редуктора на тихоходном валу NBM=4,6 кВт (3).
По расчетной мощности NBM= 4,6 кВт проектируем редуктор или выбираем его по каталогу.