Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Базы практики и рабочие места обучающихся. Организация практики



Пункт 2.3. «Базы практики и рабочие места обучающихся. Организация практики» может иметь следующую структуру:

2.3.1. Базы практики.

2.3.2. Рабочие места студентов.

2.3.3. Руководство практикой:

2.3.3.1. Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики.

2.3.3.2. Обязанности руководителя практики – представителя вуза.

2.3.3.3 Функции предприятия – базы практики и обязанности руководителя практики – представителя предприятия.

2.3.4. Права и обязанности студентов-практикантов.

2.3.5. Порядок контроля над прохождением практики.

В пункте 2.3.1. указываются возможные виды предприятий различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность в областях, связанных с направлением/профилем обучения студентов. Приводятся виды документов, на основе которых происходит оформление студента на практику (приказ о направлении на практику, договор с предприятием о подготовке бакалавра/магистра, договор о прохождении практики или письма с предприятия, подтверждающего согласие руководства принять студента на практику и обеспечить условия для прохождения практики). Желательно представить в приложении к программе практики примерные формы перечисленных выше документов.

В пункте 2.3.2., если это необходимо, могут быть указаны условия, требования к рабочему месту практиканта. В этом случае исходят из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки, сформировать конкретные профессиональные компетенции в области менеджмента. С этой целью могут быть перечислены виды должностей, по которым или помощниками у которых могут работать студенты. Например, по профилю «Маркетинг» студенты-бакалавры могут практиковаться в качестве:

· аналитика по маркетингу;

· менеджера по разработке продукта;

· менеджера по управлению брендами;

· руководителя проекта маркетинговых исследований;

· специалиста в области Event-marketing (организация специальных событий);

· специалиста в области трейд-маркетинга;

· менеджера по связям с общественностью и СМИ [13].

В свою очередь, магистры по профилю «Информационный менеджмент» могут быть направлены на практику в качестве, например:

· ассистента ИТ-консультанта консалтинговой компании;

· ассистента ИТ-консультанта компании - системного интегратора, т.п. [15].

В пункте «Рабочие места студентов» также может идти речь о порядке распределения практикантов в соответствии с их индивидуальными заданиями на рабочие места руководителем практики от принимающей организации. Желательно в приложении к программе практики привести список предприятий и организаций (фирм), где в последние годы проходили практику студенты выбранного профиля.

Распределение на практику может осуществляться конкурентно, на основе рейтинга студентов. Место для прохождения практики бакалавры или магистры могут искать самостоятельно, посещая собеседования. В вузе может составляться книга из резюме студентов (resume-book), которой могут пользоваться представители кампаний, набирая студентов на практику. Значимую роль для работодателей способно сыграть портфолио студентов.

Для студентов, обучающихся по очно-заочной форме, базами практики могут являться предприятия и организации, на которых они работают.

В пункте 2.3.3.1. «Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики» излагаются обязанности выпускающей кафедры по организации, методическому руководству, согласованию программ практики с предприятиями-базами практики, назначению руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава, подготовке приказа о распределении студентов на практику, обеспечению предприятий и самих студентов программами практики. В обязанности кафедры может также входить проведение организационного собрания студентов-практикантов и руководителей практики по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.

Пункт 2.3.3.2. «Обязанности руководителя практики – представителя вуза» может содержать следующие положения:

- руководитель практики составляет календарный план и программу прохождения практики каждому студенту и согласовывает их с руководителем практики от предприятия;

- обеспечивает прохождение практики и руководит работой студентов, предусмотренной программой практики;

- проводит индивидуальные консультации, рекомендует основную и дополнительную литературу;

- рассматривает отчеты студентов о практике, дает отзыв и заключение о прохождении практики, заполняет соответствующие разделы Дневника практики студента;

- участвует в комиссии по приему зачета по практике, и другие положения в зависимости от условий конкретного вуза, факультета, кафедры.

В пункте 2.3.3.3. «Функции предприятия – базы практики и обязанности руководителя практики – представителя предприятия» излагаются меры, необходимые для обеспечения эффективного прохождения практики, порядок возложения функций руководителя практики от предприятия на высококвалифицированных специалистов определенных структурных подразделений. В свою очередь руководитель практики - представитель предприятия (организации) распределяет студентов по рабочим местам, контролирует соблюдение трудовой и производственной дисциплины практикантами, знакомит с организацией работ на конкретном рабочем месте, контролирует ведение дневников, подготовку отчетов, составление студентами отчетов о практике. На крупном предприятии руководитель практики – представитель предприятия может возложить руководство практикой на работников подразделения, где непосредственно работает студент. В этом случае за каждым работником – руководителем практикой в подразделении закрепляется не более четырех-пяти студентов.

По итогам практики руководитель практики – представитель предприятия и непосредственные руководители в подразделениях готовят и производственную характеристику – отзыв от предприятия (организации). Данный отзыв прилагается к отчету о практике или заносится в соответствующий раздел Дневника практики.

Отзыв руководителя практики может отражать следующие моменты:

· Характеристика бакалавра как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций; способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность [см. Приложения 3];

· Характеристика магистра как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций; способность к организаторской, управленческой, педагогической, научно-исследовательской деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность [см. Приложение 4];

· Отражены направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке студента;

· Дается оценка выполнения студентом работ в баллах.

В пункте 2.3.4. «Права и обязанности студентов-практикантов» приводятся права студентов, например:

· обеспеченность рабочим местом;

· возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;

· возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики и т.д.

В круг обязанностей студента может быть включено:

· ведение Дневника практики, выполнение намеченной программы;

· подчинение правилам внутреннего распорядка, действующим на базовом предприятии;

· соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

· представление в установленном порядке руководителю практики обязательных документов о прохождении практики.

Пункт 2.3.5. «Порядок осуществления контроля над прохождением практики» имеет своей целью определить возможные пути выявления и устранения недостатков, возникающих при выполнении программ практики. Также этим пунктом предусматривается ведение табельного учета посещаемости и определяются лица, ответственные за ведение табеля.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЮ

 

Данный раздел программы практики может иметь следующую структуру:

3.1. Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики.

3.2. Этапы прохождения практики.

3.3. Индивидуальное задание по профилю.

3.4. Задание по научно-исследовательской работе.

3.5. Оформление результатов практики.

3.6. Особенности организации практики студентов очно-заочной формы обучения.

3.7. Подведение итогов практики.

В пункте 3.1. «Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики» содержится перечисление общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых у бакалавра/магистра в период прохождения практики. На основе перечня компетенций, содержащихся в государственном стандарте, а также сквозной программы направления/профиля обучения, по усмотрению вуза, факультета, выпускающей кафедры составляется набор компетенций, сформировать которые предстоит в процессе студенческой практики. Данный набор компетенций может разрабатываться вариативно и зависеть от нескольких факторов: образовательной ступени (бакалавр/магистр), профиля обучения, формы практики, места прохождения практики, индивидуальных особенностей студента и т.п. Перечень компетенций по направлению «Менеджмент» для степени «Бакалавр» приведен в Приложении 1. Перечень компетенций для степени «Магистр» приведен в Приложении 2. Данные перечни могут быть дополнены в зависимости от профиля обучения, выбранного вузом.

По итогам практики производится проверка и оценка уровня сформированности указанны компетенций в форме зачета, выступления на конференции и др.

В пункте 3.2. «Этапы прохождения практики» могут быть указаны ступени, которые должен пройти практикант для того, чтобы освоить необходимый объем компетенций. Для каждого этапа практики руководителем практики могут быть сформированы конкретные задания. Например, на первом этапе практики предусматривается знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов и организационно-правовой формы организации (предприятия). На этом, начальном этапе практики, могут быть сформулированы задания: изучение состояния и перспектив развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; изучение основных технико-экономических показателей работы организации за последние 1-2 года; анализ кадрового состава предприятия или структурного подразделения предприятия; составление схем, отражающих производственную и организационную структуру организации и т.п. Для успешного осуществления первого этапа практики студенту может быть рекомендовано использовать годовую отчетность организации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерский баланс и другие плановые и отчетные формы и документы организации.

На следующем, втором, этапе практики студентам может быть предложено изучить состав и содержание реально выполняемых функций определенного структурного подразделения организации, выявить механизмы взаимодействий с другими подразделениями, сформулировать предложения по совершенствованию деятельности организации (предприятия)/ структурного подразделения. В отчете студентом должен быть представлен квалифицированный анализ той или иной конкретной проблемы, разработана программа и предложен инструментарий решения проблемы, сделаны заключения о возможности практического использования (внедрения) полученных результатов. Все это может составить основу отчета студента о практике.

Руководителем практики от вуза или предприятия могут быть внесены изменения и дополнения в определение этапов, в задания на каждом из этапов в зависимости от особенностей предприятия (организации) – базы практики. Источниками информации на втором этапе могут служить документы (отчеты, архивы, публикации и пр.), как внутренние, так и внешние, а также данные, полученные путем опроса членов организации (анкетирование, интервьюирование) и личных наблюдений практиканта.

На третьем этапе практики студенты выполняют индивидуальное задание по специальности, выдаваемой непосредственным руководителем на месте практики. В отчете данный этап практики может быть отражен в виде описания личных функциональных обязанностей, реализуемых студентом на рабочем месте, и практических результатов, достигнутых в процессе прохождения практики.

Завершающим этапом практики становится оформление (например, в течение последних трех дней практики) результатов, полученных за весь период практики, в виде итогового отчета. Более подробно об оформлении результатов практики говорится в пункте 3.5.

В пункте 3.3. «Индивидуальное задание по профилю подготовки бакалавра/магистра» излагаются рекомендации по разработке индивидуальных заданий для каждого из студентов. Индивидуальные направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с преподавателями – руководителями практики.

В данном пункте формулируются требования к индивидуальному заданию:

- необходимость учитывать уровень теоретической подготовки студента по различным элементам ООП, а также объем компетенций, сформированный к моменту проведения практики;

- доступность и практическая возможность сбора исходной информации;

- учет потребностей организации, выступающей в качестве базы производственной практики бакалавра;

- потребности фирмы, выступающей в качестве базы организационно-управленческой практики магистра;

- учет уровня учащихся, которым будет адресована педагогическая деятельность магистра в процессе педагогической практики, и пр.

Также здесь могут быть предложены блоки тематических направлений, в рамках которых может быть сформулировано индивидуальное задание по практике.

Так, при прохождении бакалаврами производственной практики по профилю «Маркетинг» могут быть предложены следующие тематические блоки:

1. Разработка маркетинговой программы развития компании.

  1. Разработка комплекса маркетинга на предприятии.
  2. Организация прямого маркетинга на промышленном рынке.
  3. Разработка кампании продвижения продукции, и др [13].

При прохождении магистрами организационно-управленческой практики по профилю «Логистика и управление цепями поставок» для индивидуальных заданий могут быть предложены следующие тематические блоки [16]:

1. Основные пути снижения издержек в процессе закупки товаров производственного и потребительского назначения.

2. Применение методов сетевого планирования при составлении плана закупок материально-технических ресурсов.

3. Оптимизация величины текущих производственных, подготовительных и страховых запасов материальных ресурсов на промышленных предприятиях.

4. Организация контроля за сбытовым процессом на производственных и посреднических фирмах.

5. Методы анализа и проектирования информационных потоков в логистических системах, и др.

Пункт 3.4. «Задание по научно-исследовательской работе» предполагает, что студенты обязаны провести в период прохождения практики научное исследование. Такое задание может быть дано одному или группе из двух-трех-четырех студентов.

Тематика НИР магистров определяется, как правило, потребностью вуза, кафедры в установлении и поддержании взаимовыгодных отношений с целевой группой работодателей на долгосрочной основе. Так, например, исследования студентов в рамках прохождения научно-исследовательской магистерской практики могут быть посвящены таким темам:

1. Мониторинг информационных ресурсов (в какой-либо конкретной области) в виртуальном пространстве.

2. Исследование лучших маркетинговых проектов компании.

3. Оценка инвестиционного потенциала организации.

4. Формирование инновационной стратегии научно-технического развития организации.

5. Анализ системы менеджмента качества на предприятии, и др.

Тему исследования магистр может выбрать самостоятельно.

Результаты научно-исследовательской работы могут быть оформлены в виде пояснительной записки или отчета. Наиболее значимые отчеты по результатам проведенных НИРС кафедра, факультет, вуз могут рекомендовать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п.

В пункте 3.5. «Оформление результатов практики» дается описание документов, обязательно представляемых студентами по итогам практики. Это Дневник практики, отчет о практике и другие возможные документы, утвержденные вузом. В Дневник практики [Приложение 5], наряду с отзывами руководителей практики от организации [см. Приложения 3 и 4] и от вуза, целесообразно включить анкету для самооценки деятельности бакалавра/магистра при прохождении практики [см. Приложение 5]

В методическом пособии «Программа практики» желательно изложить требования к оформлению отчета о практике (формат листа, объем в страницах, размер полей, тип и размер шрифта и т.п.).

Образец оформления титульного листа отчета о практике желательно привести в приложении к методическому пособию.

Отчет о прохождении производственной практики бакалавра или организационно-управленческой магистра в общем виде может включать следующие элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Задание на практику.
  3. Содержание.
  4. Введение.
  5. Список терминов, сокращений.
  6. Характеристику организации – места прохождения практики (отчет о первом этапе практики).
  7. Практические результаты, полученные студентом в процессе выполнения индивидуального задания (отчет о втором и последующих этапах практики).
  8. Результаты научно-исследовательской работы (если такая поручалась студенту в ходе производственной/организационно-управленческой практики).
  9. Заключение.
  10. Список использованных источников и литературы.
  11. Приложения.

Отчет о прохождении магистром научно-исследовательской практики может содержать следующие разделы:

- цель научной работы;

- предмет исследования;

- методика получения информации;

- анализ полученных результатов;

- выводы и предложения;

- список использованных источников и литературы.

Наиболее значимые отчеты по результатам проведенных НИР кафедра, факультет, вуз могут рекомендовать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п. Результаты, полученные в ходе научно-исследовательской работы, обобщаются при подготовке магистерской диссертации.

В отчете по практике материал необходимо распределить по отдельным главам. Главы могут содержать подразделы, которые должны быть отражены в содержании отчета. Предложения и выводы должны быть четко сформулированы.

Пример оформления содержания отчета может быть приведен в приложении.

В программе практики желательно указать, что весь иллюстративный материал может быть представлен таблицами и рисунками (диаграммами, схемами, блок-схемами и пр.), которые должны иметь соответствующий номер и название. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего документа или раздела. В последнем случае номер рисунка будет составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер рисунка в нем (например, 2.1.). В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки и другой графический материал. В приложении к методическому пособию могут быть приведены примеры оформления таблиц и рисунков.

В пособии может приводиться описание того, как должен быть оформлен список использованных источников и литературы. Список источников оформляется по ГОСТ 7.1 - 2003*, как правило, на языке выходных сведений: автор (ФИО), название источника; место издания, издательство, год издания, количество страниц. Примеры оформления источников разных видов желательно привести в приложении.

Студентам целесообразно знать, что приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения, выполненный прописными буквами.

Правильно оформленный отчет о практике распечатывается и скрепляется. С отчетом обязательно должен ознакомиться руководитель практики от организации, послед чего он дает письменный отзыв (характеристику) о выполнении студентом программы практики. Данный отзыв в краткой форме оформляется в дневнике практиканта, заверяется подписью руководителя практики от предприятия и печатью организации.

В данном пункте целесообразно отразить порядок подведения итогов практики. Если учебным планом предусмотрен зачет по практики, разъясняется, каков порядок зачета, кто его принимает, каковы критерии оценивания и т.д. Также разъясняется, какие меры следуют в случае, если студент по уважительной или неуважительной причине не выполнил программу практики или получил неудовлетворительную оценку при защите отчета.

В пункте 3.6. «Особенности организации практики студентов очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения» отражаются данные особенности, предусмотренные условиями конкретного вуза. Данный пункт включается в методическое пособие в случае, если такая форма обучения предусмотрена на программах бакалавра и магистра в образовательном учреждении.

В пункте 3.7. «Подведение итогов практики» могут быть изложены порядок составления сводного отчета, доведения его до сведения всех заинтересованных лиц, а также порядок обсуждения в вузе, с участием представителей потенциальных работодателей или без него, данного сводного отчета.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.