С точки зрения экономической сущности кризиса развития предприятия (концепция цикличности развития экономических систем - фундаментальная составляющая категориального аппарата экономической теории). Ей присущи свойства цикличности. Предприятие имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие, которые тесно взаимосвязаны.
Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определенность, живучесть. Развитие - это изменения, обретение нового качества в условиях изменений. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является базисом изменений, а развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его развития. То есть, возникает цикличность развития, которые отражают периодическое наступление кризисов [1, 2, 3].
Период изменения качественной характеристики процесса функционирования предприятия характеризует понятие «цикл развития предприятия», который состоит из основных стадий: стадия подъема; стадия торможения развития; стадия кризиса; стадия оживления.
Кризис - это обострение противоречий, угрожающих предприятию, его жизнедеятельности в окружающей среде, возникающих в процессе взаимодействия отдельных элементов системы предприятия между собой и с внешней средой [9].
Накопление противоречий приводит к нарушению равновесия экономической системы, постепенной потере жизнедеятельности предприятия, дефицита ресурсов или возможностей для развития. Возникает кризисная ситуация.
Кризисные явления в развитии предприятия тесно связаны с этапами жизненного цикла предприятия и возникают на каждом из них, что и является движущей силой каждого последующего этапа [14].
Кризисная ситуация не возникает внезапно, она имеет свои причины (факторы). Выделяют следующие общие признаки классификации кризисных факторов (рис. 6.1) [9].
Развертывание кризиса является результатом общего и одновременно негативного воздействия, прежде всего, внешних и внутренних факторов, часть влияния которых соответственно составляет 1 / 3 и 2 / 3. Однако надо отметить, что значимость влияния отдельных внутренних и внешних факторов во времени не является постоянной, она существенно меняется в зависимости от этапа жизненного цикла предприятия [2].
В понимании кризиса большое значение имеют и возможные ее последствия: обновление или разрушение организации; возникновения нового кризиса или оздоровление организации; обострение или ослабление кризиса; резкие или мягкие изменения; преобразование или сохранение организации; долгосрочные или краткосрочные изменения; качественные или количественные изменения; необратимые или обратимые изменения [3].
Относительно типологии ситуаций, то кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Они связаны, прежде всего, с дифференциацией средств и способов управления ними.
Основные виды кризисных явлений: по масштабам проявления существуют общие (системные) и локальные кризисы; по проблематике выделяют макро-и микрокризисы; по структуре отношений выделяют экономические, социальные, организационные, психологические и технологические кризиса; за непосредственными причинами возникновения кризиса - природные, общественные и экономические [3].
Рис. 6.1 – Классификация кризисных факторов
Кризисы могут быть: предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными); явными и латентными (скрытыми); глубокими и легкими; затяжными и краткосрочными [9].
Преодоление кризиса должно быть организовано органом управления предприятием. Это обусловило потребность в развитии самостоятельной отрасли научных знаний - антикризисного управления.
Антикризисное управление - это специальное, постоянно организованное управление, нацеленное на наиболее оперативное выявление признаков кризисного состояния и создание соответствующих предпосылок для его своевременного преодоления с целью обеспечения восстановления жизнедеятельности отдельного предприятия, недопущение возникновения ситуации его банкротства [9]. Процессы антикризисного управления: предкризисное управление, управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; своевременность управленческого воздействия; стабилизация состояния; нивелирования отклонений.
Развитие кризиса на уровне предприятия система структурно делится на три фазы: скрытый кризис (кризис эффективности); кризис платежеспособности; кризис расчета (неплатежеспособности, угроза банкротства) [14]. Характерными признаками 1-й фазы являются: снижение эффективности деятельности предприятия; убытки покрывают за счет внутренних резервов. Характерными признаками 2-й фазы являются: увеличение и просрочка дебиторской задолженности; резкое уменьшение денежных средств на счетах; снижение объемов продаж; резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Характерными признаками 3-й фазы являются: кризис расчетов по долгам.
Во всех случаях причиной банкротства является неправильная оценка ожидаемых темпов роста предприятия с источниками и объемами финансирования, как правило, кредитного (несогласованность денежных потоков).
Таким образом, основой антикризисного управления являются: предсказуемость, ускорение и смягчение кризисных явлений; возможность и необходимость подготовки к их наступлению; особенность подходов, специальных знаний и опыта управления в условиях кризиса; возможность управления кризисными процессами; возможность ускорять и минимизировать их последствия [ 3].
Проблема кризиса и банкротства имеет общегосударственный характер, что нашло воплощение в создании государственной системы контроля, диагностики и защиты предприятия от финансового краха и содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия. Определен круг лиц и групп субъектов антикризисного процесса: собственник предприятия; финансовый директор предприятия; функциональный антикризисный менеджер - сотрудник предприятия; функциональный антикризисный менеджер - сотрудник консалтинговой фирмы, который вовлечен на предприятие; государственные и ведомственные органы; арбитражный управляющий; представители кредиторов, в т.ч. специалисты кризисного управления.
В системе антикризисного управления выделяют функции антикризисного управления: определение целей, планирование, организацию; мотивацию, контроль. Шесть функций антикризисного управления, отражающие предмет управления: предкризисное управление, управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости); минимизация потерь и упущенных возможностей; своевременность принятия решений.
Система антикризисного управления состоит из следующих подсистем: подсистема диагностики; антикризисный операционный менеджмент; антикризисное финансовое управление; антикризисный маркетинг; антикризисное управление персоналом; антикризисное организационное управление.
Антикризисное управление может быть менее или более эффективным и характеризуется степенью достижения целей в сопоставлении с затраченными на это ресурсами [4, 6].